Решение по иску Спасских В.Т. о взыскании задолженности по выплате компенсации с учетом индексации



Дело № 2-298-2010 г.Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена года г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Бодровой Е.Б.

при секретаре Масловой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спасских В.Т. к Управлению социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о взыскании задолженности по выплате компенсации, понуждении выплачивать ежемесячную компенсацию с учетом индексации,

У С Т А Н О В И Л:

Спасских В.Т. обратился к Управлению социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области с иском о взыскании задолженности по выплате компенсации за период с Дата обезличена года по Дата обезличена в сумме 10591 рубль 36 копеек, понуждении выплачивать ежемесячную компенсацию с учетом индексации, начиная с Дата обезличена года.

В обоснование иска Спасских В.Т. указал, что имеет статус пострадавшего вследствие аварии на ПО «*» в Дата обезличена году по накопленной эффективной дозе радиации 10,2 сЗв, в связи с чем получает ежемесячную компенсацию в размере 100 рублей на приобретение продовольственных товаров. Полагает, что данная компенсация входит в объем компенсаций по возмещению вреда здоровью и должна индексироваться с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с Дата обезличена года. Своевременно неполученные суммы возмещения вреда подлежат взысканию за прошлое время без ограничений, поскольку они не осуществлялись по вине органов, обязанных производить выплату, что заключалось в заведомо неправильном начислении размеров выплат и нарушении требований законов в части их индексации.

За период с Дата обезличена года по Дата обезличена года индексация должна быть произведена с учетом величин минимального размера оплаты труда с учетом коэффициента 1,515.

Суммы возмещения вреда за 2002 года подлежат индексации с применением коэффициента 1,145; за 2003 год – 1,11; за 2004 год (по 28 мая) – 1,12.

Начиная с Дата обезличена года, суммы возмещения вреда, причиненного здоровью, подлежат индексации, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Компенсации и иные выплаты с указанной даты индексируются с применением коэффициента 1,1; с Дата обезличена года – с применением коэффициента 1,1; с Дата обезличена года – с применением коэффициента 1,085; с Дата обезличена года – с применением коэффициента 1,08.

За 9 месяцев 2001 года сумма компенсации составляет 1363 рубля 50 копеек; за 2002 год – 2081 рубль 52 копейки; за 2003 год – 2310 рублей 48 копеек; с 01 января по Дата обезличена года – 1078 рублей 20 копеек, с 29 мая по Дата обезличена года – 1660 рублей 42 копейки (общая сумма – 2738 рублей 62 копейки); за 2005 год – 3131 рубль 04 копейки; за 2006 год – 3397 рублей 20 копеек, за 2007 год – 3669 рублей. Сумма недополученной компенсации за указанный период составляет 10591 рубль 36 копеек.

Размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на Дата обезличена года, начисленный с учетом индексации, составляет 305 рублей 75 копеек.

В судебном заседании истец Спасских В.Т. иск поддержал.

Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области Лазарева Н.Б. иск не признала, пояснила, что истец не относится к категории граждан, выплаты которым подлежат индексации.

Представитель ответчика – Министерства социальных отношений Челябинской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном объяснении по существу иска указал, что ежемесячный размер компенсации на приобретение продовольственных товаров, получаемой истцом, соответствует действующему законодательству.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает иск Спасских В.Т. подлежащим частичному удовлетворению.

Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на возмещение вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Определяя условия и порядок реализации государством обязанности по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, включая формы социальной поддержки пострадавших лиц, в частности, в зависимости от объема вреда, а также процедуры назначения и определения размера денежных компенсационных выплат, федеральный законодатель должен устанавливать такие правовые механизмы, которые с учетом специфики правового статуса пострадавших лиц позволяли бы обеспечить надлежащий уровень их социальной защищенности.

Применительно к компенсационным выплатам это означает обязательность их индексации и установление такого механизма индексации, который гарантировал бы регулярность и стабильность ее проведения при надлежащем финансовом обеспечении в условиях роста цен и стоимости жизни (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П). Данная обязанность федерального законодателя подтверждена Конституционным Судом РФ, в частности, в определении от 04 ноября 2005 года № 364-О.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ сохраняют свою силу и полностью распространяются на правовое регулирование комплекса мер социальной поддержки граждан, пострадавших в результате аварии в Дата обезличена году на ПО «*» и сбросов радиоактивных отходов в реку ....

Согласно ст. 9 Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (с изменениями от 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 23 июля 2008 г.) гражданам, проживавшим в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере 100 рублей.

В силу ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из приведенной нормы Закона следует, что индексации подлежат все виды выплачиваемых пострадавшим денежных компенсаций. Отсутствие в ст. 9 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» указания на индексацию ежемесячной денежной компенсации, которая, по существу, является формой возмещения вреда здоровью граждан, причиненного фактом их проживания в 1949-1956 годах на определенных территориях, что повлекло получение ими накопленной эффективной дозы облучения, не предполагает освобождение государства от обязанности обеспечить ее индексацию исходя из уровня инфляции.

Иное – вопреки требованиям ст. 19, 39, 42 и 55 (части 3) Конституции РФ – означало бы неправомерное ограничение права каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическим правонарушением, нарушение принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации как правовом и социальном государства, в том числе права на социальное обеспечение.

Таким образом, взаимосвязанные положения п. 6 ч. 1 ст. 1 и ст. 9 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», закрепляющих право указанных в ней категорий граждан на ежемесячную компенсацию в размере 100 рублей – в системе действующего нормативного правового регулирования, включая ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предполагают лишение указанной категории граждан права на индексацию данной выплаты. Такая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 года № 964-О-П.

В связи с изложенным, иск об индексации ежемесячной компенсации исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено:

Спасских В.Т., проживавший в населенном пункте ..., который подвергся загрязнению вследствие аварии в Дата обезличена году на производственном объединении «*», сбросов радиоактивных отходов в реку ..., получил накопленную эффективную дозу 10,2 сЗв, что подтверждено удостоверением серии Номер обезличен, выданным Дата обезличена года администрацией ....

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Необходимые изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями от 27 декабря 2004 г. № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 7 мая 2005 г. № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 25 апреля 2006 г. № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 21 марта 2007 г. № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 21 декабря 2007 г. № 914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 16 декабря 2009 г. № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

В соответствии с вышеуказанными постановлениями индексация осуществляется с применением коэффициентов: с 29 мая 2004 года – 1,1; с 01 января 2005 года – 1,08, изменен на 1,11 (постановление Правительства от 03 марта 2007 года № 143 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. № 292, от 9 августа 2005 г. № 496 и от 25 апреля 2006 г. № 246»); с 01 января 2006 года – 1,085, изменен на 1,09; с 01 января 2007 года – 1,08; с 01 января 2008 года – 1,085; с 01 января 2009 года – 1,13; с 01 января 2010 года – 1,1.

Денежные компенсации подлежат индексации с Дата обезличена года по Дата обезличена года, поскольку выплаты истцу Спасских В.Т. были произведены в размере 100 рублей.

С учетом уровня инфляции размер компенсации в Дата обезличена году составил 110 рублей (100 х 1,1); в Дата обезличена году – 122 рубля 10 копеек (110 х 1,11); в Дата обезличена году – 133 рубля 09 копеек (122,1 х 1,09); в Дата обезличена году – 143 рубля 74 копейки (133,09 х 1,08); в Дата обезличена году – 158 рублей 83 копейки (143,74 х 1,08); в 2009 году – 179 рублей 48 копеек (158,83 х 1,13); с Дата обезличена по Дата обезличена года – 197 рублей 43 копейки (179,48 х 1,1).

Сумма задолженности по ежемесячным компенсациям с учетом выплаченных сумм составляет: с Дата обезличена по Дата обезличена года – 70 рублей 97 копеек (110 х 7 – 100 х 7); с Дата обезличена по Дата обезличена года – 265 рублей 20 копеек (122,1 х 12 – 100 х 12); с Дата обезличена по Дата обезличена года – 397 рублей 07 копеек (133,09 х 12 – 100 х 12); с Дата обезличена по Дата обезличена года – 524 рубля 85 копеек (143,74 х 12 – 100 х 12); с Дата обезличена по Дата обезличена года – 705 рублей 99 копеек (158,83 х 12 – 100 х 12); с Дата обезличена по Дата обезличена года – 953 рубля 76 копеек (179,48 х 12 – 100 х 12); с Дата обезличена по Дата обезличена года – 682 рубля 01 копейка (197,43 х 7 – 100 х 7).

Общая сумма задолженности с Дата обезличена года по Дата обезличена года составляет 3599 рублей 85 копеек (70,97 + 265,2 + 397,07 + 524,85 + 705,99 + 953,76 + 682,01).

Подлежит удовлетворению требование истца о понуждении УСЗН Пластовского муниципального района Челябинской области выплачивать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере, определенном судом, – 197 рублей 43 копейки, начиная с Дата обезличена года.

Учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также исходя из конституционной обязанности государства признавать и обеспечивать право на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования о предоставлении гарантированных компенсаций в возмещение вреда, являются законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 5 апреля 2005 г., 11 мая 2007 г.).

Финансирование Управления социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области осуществляется за счет средств бюджета РФ, поэтому суд считает, что денежные средства в пользу Спасских В.Т. подлежат взысканию с УСЗН Пластовского муниципального района Челябинской области за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Спасских В.Т. удовлетворить частично.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области за счет средств федерального бюджета в пользу Спасских В.Т. недоплаченную компенсацию за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в размере 3599 (три тысячи пятьсот девяносто девять) рублей 85 копеек.

Обязать Управление социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области выплачивать Спасских В.Т. за счет средств федерального бюджета, начиная с Дата обезличена года, денежную компенсацию в размере 197 рублей (сто девяносто семь) рублей 43 копейки ежемесячно с последующей индексацией в порядке, установленном действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Челябинской областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ