Решение по иску ИФНС №15 к Макарову Б.А. о взыскании налогов и пени



Дело № 2-5-2011 г.Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Бодровой Е.Б.

при секретаре Масловой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делоа по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Челябинской области к Макарову Б.А. о взыскании налогов и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Челябинской области (далее – инспекция) обратилась к Макарову Б.А. с иском о взыскании задолженности в сумме <данные изъяты>, в том числе: задолженности по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты>, земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты>, транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты>.

В обоснование иска инспекция указала, что Макаров Б.А., ИНН №, в соответствии с информацией Пластовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области имеет в собственности земельные участки с кадастровыми номерами № (<адрес>); № (<адрес>); № (<адрес>); недвижимое имущество: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; нежилые здания: овощехранилище, три зерносклада, расположенные по адресу: <адрес>; гараж, расположенный по адресу: <адрес>. Кроме того, ему принадлежат два легковых автомобиля.

В ДД.ММ.ГГГГ году выявлена недоимка по налогам, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт об обнаружении (выявлении) недоимки. Ответчику заказным письмом было направлено требование об уплате налогов от ДД.ММ.ГГГГ №, которое до настоящего времени не исполнено.

Воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Челябинской области в связи с частичной уплатой задолженности по налогам и пени уменьшила размер исковых требований и просила взыскать с Макарова Б.А. задолженность в сумме <данные изъяты>, в том числе: задолженность по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты>; транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> и пени по земельному налогу в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании представители истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Челябинской области – Пасечник Е.Н. и Гусарова Ю.С. иск поддержали.

Ответчик Макаров Б.А., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.

Представитель ответчика Макарова Т.Н. иск не признала, мотивируя тем, что уведомления об уплате налога на имущество – нежилые здания своевременно Макарову Б.А. не направлялись, впервые требование поступило только в ДД.ММ.ГГГГ году. Полагает, что налоговая база явно завышена, поскольку инвентаризационная оценка вышеуказанных объектов не отражает их реальной стоимости и значительно ее превышает. Кроме того, она не согласна с применением налоговой ставки определенной для имущества, используемого в коммерческих целях, поскольку Макаров Б.А. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, к которому с ДД.ММ.ГГГГ применяется система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Земельный участок, расположенный под производственной базой, по ее мнению относится к землям сельскохозяйственного назначения.

Представитель третьего лица – Пластовского филиала ОГУП «Областной Центр по технической инвентаризации», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, представитель третьего лица – Пластовского филиала ОГУП «Областной Центр по технической инвентаризации» Трушина Т.А. пояснила, что инвентаризационная оценка нежилых зданий (овощехранилища, гаража и трех зерноскладов) выполнена в соответствии с действующим законодательством.

Суд, заслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с п. 1, 3, 4 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком – физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, установленной в соответствии со статьей 394 настоящего Кодекса, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

Согласно п. 1, 2, 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты (ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации).

Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 1 п. 1, п. 2 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, в следующем размере: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – налоговая ставка 5 рублей.

В силу п. 1, 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; гараж; иное строение, помещение и сооружение (ст. 2 Закона).

Согласно п. 1, 3 ст. 3 Закона ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: до 300000 рублей (включительно) – до 0,1% (включительно); свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) – свыше 0,1% до 0,3% (включительно); свыше 500000 рублей – свыше 0,3% до 2,0% (включительно).

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

На основании п. 1, 2, 8, 9, 10, 11 ст. 5 Закона исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

В судебном заседании установлено:

Согласно налоговому уведомлению № (т. 1 л.д. 19-20) Макаров Б.А. обязан уплатить в ДД.ММ.ГГГГ году налог на имущество физических лиц за текущий год до ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, до ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>; за прошлые годы в срок до ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.

Налоговые ставки на имущество физических лиц, предусмотренные постановлением Совета депутатов Борисовского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, решениями Совета депутатов Борисовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1, л.д. 28-29, 30, 168), составляют:

с 01 января 2007 года для физических лиц при стоимости имущества от 300 до 500 тысяч рублей – 0,1%; при использовании имущества стоимостью от 300 до 500 тысяч рублей в коммерческих целях – 0,3%; от 500 тысяч рублей – 0,6%;

с 01 января 2008 года для физических лиц при стоимости имущества от 300 до 500 тысяч рублей – 0,1%; при использовании имущества стоимостью от 300 до 500 тысяч рублей в коммерческих целях – 0,3%; от 500 тысяч рублей – 0,6%;

с 01 января 2009 года для физических лиц при стоимости имущества от 300 до 500 тысяч рублей – 0,1%; при использовании имущества стоимостью от 300 до 500 тысяч рублей в коммерческих целях – 0,3%; от 500 тысяч рублей – 1%.

Расчет налога за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> произведен исходя из того, что ответчик является собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, (инвентаризационная стоимость в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты>); нежилых зданий, расположенных по адресу: <адрес>: овощехранилища (инвентаризационной стоимостью в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты>), трех зерноскладов (инвентаризационной стоимостью в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>; в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>); гаража, расположенного по адресу: <адрес>, (инвентаризационной стоимостью в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты>), а также квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (инвентаризационной стоимостью в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты>).

Расчет налога за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> произведен исходя из того, что ответчик является собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, инвентаризационной стоимостью <данные изъяты>; нежилых зданий, расположенных по адресу: <адрес> овощехранилища инвентаризационной стоимостью <данные изъяты>, трех зерноскладов инвентаризационной стоимостью <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>; гаража, расположенного по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью <данные изъяты>.

Из представленных расчетов следует, что инспекция начислила Макарову Б.А. налог на нежилые здания, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости и ставки налога на имущество граждан, используемое в коммерческих целях, 0,6% – в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ году и 1% – в ДД.ММ.ГГГГ году. В обоснование применения именно таких ставок инспекция сослалась на справку

администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1, л.д. 199).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 57 налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться в зависимости, в частности, от имущественного положения, а также от других обстоятельств. Принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.

В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики – особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц – при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения.

Макаров Б.А. как физическое лицо является собственником нежилых зданий – овощехранилища, трех зерноскладов, гаража. Сам по себе факт того, что ответчик одновременно является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, не означает, что он использует указанное недвижимое имущество для занятия предпринимательской деятельностью, а не в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод.

По мнению суда, инспекция не доказала использование вышеуказанных нежилых зданий в предпринимательской деятельности или в коммерческих целях.

Следует отметить, что на Макарове Б.А. как физическом лице зарегистрированы три трактора и два комбайна, которые исключены из объектов налогообложения. При этом тракторы самоходные комбайны всех марок не являются объектами налогообложения в том случае, если они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (подпункт 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации). К крестьянскому (фермерскому) хозяйству Макарова Б.А. с ДД.ММ.ГГГГ применяется система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций. Законодательство об обязательных в силу Налогового кодекса Российской Федерации платежах не должно применяться механически, без учета всей совокупности правовых гарантий, предусмотренных в нем для плательщиков.

Приказом № 87 от 4 апреля 1992года Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердило Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в соответствии с которым заказчиком работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти административно-территориальных образований.

Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации. Согласно п. 3.2 Порядка определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года № 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990года и от 29 сентября 1990 года, а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Перерасчет восстановительной стоимости в уровень года оценки производится по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти.

Постановлениями Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года № 156-П и 12 апреля 2007 года № 89-П «О проведении на территории Челябинской области оценки и переоценки стоимости строений, сооружений и помещений, находящихся в собственности физических лиц» были установлены коэффициенты для нежилых строений, сооружений и помещений, с 01 января 2007 года – 32,23, с 01 января 2008 года – 35,32, что согласуется с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 апреля 1992 года № 87.

Вместе с тем, определение инвентаризационной стоимости объекта недвижимости с учетом коэффициентов, определяемых рыночной стоимостью таких объектов, законом не запрещено.

Учитывая, что обязанность по исчислению налога в данном случае возложена на инспекцию, которая впервые налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ годы направила Макарову Б.А. ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 243-246), ответчик не был своевременно проинформирован об элементах налогообложения, а именно, об инвентаризационной стоимости имущества (налоговой базы), что лишило его возможности принять меры к защите своих прав.

Ответчиком представлены отчеты № и № (т. 1, л.д. 68-88, 89-140) согласно которым рыночная стоимость овощехранилища, трех зерноскладов, гаража на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>, на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.

Требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором для погашения задолженности Макарову Б.А. был установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ, направлено ответчику только ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 10-11, 15, 16).

В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Макарову Б.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты>, транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты>, пени по земельному налогу в сумме <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинской областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ