Решение по иску Прокурора г. Пласта в интересах РФ, неопределенногго круга лиц к администрации Пластовского м/р о возложении обязанности по сбору и утилизации отходов производства



Дело № 2-159-2011 г.Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«07» июня 2011 года г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Бодровой Е.Б.

с участием прокурора Гавриловой Т.А.,

при секретаре Масловой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Пласта Челябинской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по сбору и утилизации отходов производства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Пласта Челябинской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области с иском о возложении обязанности по сбору и утилизации полиметаллического мышьякосодержащего сульфидного концентрата и восстановлении земельных ресурсов путем рекультивации загрязненной земли.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки порядка хранения отходов на территории завода, расположенного по адресу: <адрес>, установлено наличие бесхозяйного полиметаллического мышьякосодержащего сульфидного концентрата в количестве не менее <данные изъяты> тонн, относящегося к химически опасным веществам, который бесконтрольно длительное время хранится на земельном участке, принадлежащем Пластовскому городскому поселению в негерметичной упаковке.

До ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному адресу осуществляло коммерческую деятельность ООО «<данные изъяты>», которое по завершению конкурсного производства было ликвидировано и исключено из государственного реестра юридических лиц.

В настоящее время на территории действует ООО «Золотые ворота», не являющееся правопреемником ООО «<данные изъяты>», которому полиметаллический сульфидный концентрат не передавался. Вследствие этого обязанность по утилизации химически опасных веществ при отсутствии их собственника, а также по рекультивации земель должна быть возложена на администрацию Пластовского муниципального района.

Прокурор просит возложить на администрацию Пластовского муниципального района обязанность организовать сбор и утилизацию полиметаллического мышьякосодержащего концентрата, расположенного на территории площадью <данные изъяты> кв. м в <данные изъяты> м юго-восточнее административного корпуса по адресу: <адрес>, специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; восстановить земельные ресурсы путем рекультивации загрязненной земли площадью <данные изъяты> кв. м в <данные изъяты> м юго-восточнее административного корпуса по адресу: <адрес>,

В судебном заседании прокурор Гаврилова Т.И. иск поддержала.

Представители ответчика – администрации Пластовского муниципального района Попкова О.П., Криволапова М.В., Федорцова С.А., Букреева Н.А. иск не признали.

Представитель ответчика Попкова О.П. пояснила, что полиметаллический сульфидный мышьякосодержащий концентрат принадлежит ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод», который не исполнил решение Арбитражного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ и не принял вышеуказанный концентрат от ООО «<данные изъяты>». Право распоряжаться чужим имуществом у администрации нет. В настоящее время в производстве Арбитражного суда Челябинской области находится дело по иску ООО «Золотоые ворота» к ОАО «СУМЗ» о возложении обязанности убрать с территории концентрат. Оснований полагать, что промышленные отходы брошены собственником, нет.

Представитель третьего лица – администрации Пластовского городского поселения Савенкова Е.С. считает иск не подлежащим удовлетворению, доводы представителей ответчика поддержала.

Представитель третьего лица – Среднеуральского медеплавильного завода Грачев Д.Л. считает иск подлежащим удовлетворению, поскольку обязанность по утилизации отходов, расположенных на территории муниципальных образований, на соответствующие муниципальные районы. Решением Арбитражного суда Свердловской области на завод была возложена обязанность забрать продукт переработки полиметаллического сульфидного мышьякосодержащего концентрата, а не сам концентрат. Поскольку ООО «<данные изъяты>» было ликвидировано, исполнительное производство было прекращено. Полагает, что вещество, хранящееся на территории бывшего <данные изъяты>, до настоящего времени не определено.

Представители третьих лиц – ООО «Золотые ворота», ТО Роспотребнадзора в <адрес>, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица – ООО «Золотые ворота» – в письменном отзыве по существу иска указал, что вопрос о лице, обязанном осуществить действия, на которых настаивает прокурор, на данный момент не установлено, поскольку не доказано, что имущество является бесхозяйным. Полагает, что полиметаллический сульфидный мышьякосодержащий концентрат принадлежит ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» (т. 1, л.д. 161-163).

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск прокурора г. Пласта Челябинской области удовлетворению не подлежит.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 1, 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства» и п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальный районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В судебном заседании установлено:

Прокуратурой г. Пласта Челябинской области в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка по вопросам соблюдения природоохранного законодательства при складировании химических отходов на территории бывшего ООО «<данные изъяты>» (т. 1, л.д. 10-11, 12, 97).

В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (т. 1, л.д. 71-76).

В настоящее время собственником объектов, расположенных на территории бывшего обжигового завода по адресу: <адрес>, является общество с ограниченной ответственностью «Золотые ворота» на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного с ООО «<данные изъяты>». ООО «Золотые ворота» не является правопреемником ООО «<данные изъяты>» (т. 1, л.д. 35-40, 41-43, 174-186, 199-215, 216).

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «Город Пласт» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор аренды земельного участка из земель поселений с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для использования под производственную базу, сроком на <данные изъяты> лет (т. 1, л.д. 56-63).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ арендатором вышеуказанного земельного участка в связи с заключением договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии расторгнутого ООО «Золотые ворота», является ООО «<данные изъяты>» (т. 1, л.д. 44-47, 48-49, 51, 52, 187, т. 2, л.д. 18).

По сообщению администрации Пластовского городского поселения арендатором вышеуказанного земельного участка является ООО «Золотые ворота» (т. 1, л.д. 55).

ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в <адрес> с участием помощника прокурора, государственного инспектора Уральского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Челябинской области проведена проверка территории бывшего ООО «<данные изъяты>», в ходе которой установлено, что на площадке для хранения сырья под снегом лежат мешки, предположительно, с сульфидным мышьякосодержащим концентратом. Площадка, на которой хранятся мешки, не имеет навеса, а также твердого бетонного или другого неразрушаемого и непроницаемого влагостойкого вещества, что может способствовать загрязнению почвы (т.1, л.д. 14, 15).

По заключению специалиста Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории бывшего ООО «<данные изъяты>» нарушаются требования п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». Для решения вопроса о классе токсичности хранящегося на территории сырья и условиях его хранения требуется уточнить название вещества, обеспечить маркировку сырья на площадке и условия его хранения (т. 1, л.д. 117-118).

В соответствии с протоколом лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ пробы почвы, полученные ДД.ММ.ГГГГ, в объеме проведенных исследование соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (т. 1, л.д.119, 120-121).

ДД.ММ.ГГГГ проведен отбор проб (акты ). По результатам химического анализа, проведенного Южно-Уральским государственным университетом, содержание мышьяка в пробах составляет 38-41% по массе. Влажность в отобранных пробах составляет 52-61%, что свидетельствует о негерметичности упаковки (т. 1, л.д. 123-125, 126-127).

Представлены Технические условия 1783-023-00194441-2003 «Концентрат полиметаллический мышьякосодержащий сульфидный», введенные с ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно п. 2.2 ТУ 1783-023-00194441-2003 полиметаллический мышьякосодержащий сульфидный концентрат относится к 3-му классу опасности. Упаковка продукции должна содержать маркировку (л.д. 129-141).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на открытое акционерное общество «Среднеуральский медеплавильный завод» возложена обязанность принять от ООО «<данные изъяты>» результат переработки <данные изъяты> тонн полиметаллического сульфидного мышьякосодержащего концентрата в размере <данные изъяты> тонн, находящегося по адресу: <адрес>. (т. 1, л.д. 82-86, 88-91).

Вышеуказанным решением (листы 3, 4) установлено, что собственником подлежащего переработке сырья – полиметаллического сульфидного мышьякосодержащего концентрата, а также собственником переработанного сырья является ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод».

Определением Арбитражного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного на основании вышеуказанного решения, прекращено в связи с ликвидацией ООО «<данные изъяты>» (т. 1, л.д. 77-78, 79).

Арбитражным судом Челябинской области возбуждено дело по иску ООО «Золотые ворота» к ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» о возложении обязанности убрать полиметаллический сульфидный мышьякосодержащий концентрат, находящийся по адресу: <адрес>. По делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Пластовского муниципального района Челябинской области (т. 1, л.д. 242).

Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ).

В силу ст. 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

С 15 июня 2003 года введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года.

Санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов), которые распространяются и на опасные производственные объекты.

Требования данных правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

Критериями гигиенической безопасности функционирования эксплуатируемых или закрытых объектов складирования являются предельно допустимые концентрации химических веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде открытых водоемов и в почве, а также предельно допустимые уровни физических факторов

Согласно СанПиНа 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.

В судебном заседании достоверно не установлено вещество, хранящееся на территории площадью <данные изъяты> кв. м в <данные изъяты> м юго-восточнее административного корпуса по адресу: <адрес>, его количество; не определен класс опасности промышленных отходов. Доводы прокурора о том, что это полиметаллический мышьякосодержащий сульфидный концентрат, основанные на результатах химического анализа, проведенного Южно-Уральским государственным университетом о содержании мышьяка в пробах 38-41% по массе и сравнении этих результатов с Техническими условиями 1783-023-00194441-2003 «Концентрат полиметаллический мышьякосодержащий сульфидный», суд считает несостоятельными, поскольку они являются предположительными. Акты отбора проб не содержат сведений о конкретном месте изъятия вещества, его количестве. Из содержания искового заявления следует, что на территории площадью <данные изъяты> кв. м в <данные изъяты> м юго-восточнее административного корпуса хранится не менее <данные изъяты> тонн промышленных отходов. Учитывая, что осмотр территории проводился в зимнее время, на упаковке отсутствует маркировка, результаты исследования не позволяют сделать вывод о хранении на вышеуказанной территории именно полиметаллического мышьякосодержащего сульфидного концентрата в количестве не менее <данные изъяты> тонн.

Кроме того, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что собственником подлежащего переработке сырья – полиметаллического сульфидного мышьякосодержащего концентрата, а также собственником переработанного сырья является ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод».

Доказательства того, что отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, не представлены.

Прекращение исполнительного производства в связи с ликвидацией взыскателя ООО «<данные изъяты>» основанием для прекращения права собственности ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» на полиметаллический сульфидный мышьякосодержащий концентрат не является.

В настоящее время в производстве Арбитражного суда Челябинской области находится дело по иску ООО «Золотые ворота» к ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» о возложении обязанности убрать полиметаллический сульфидный мышьякосодержащий концентрат, находящийся по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно п. 2 ст. 78 вышеуказанного Закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Предусмотренные гражданским законодательством способы восстановления либо защиты права избираются истцом самостоятельно, способ восстановления или защиты права должен быть адекватным допущенным нарушениям и позволяющим эти нарушения устранить.

По общим правилам возмещения вреда лицо, требующее возмещения вреда, обязано доказать наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправностью поведения в соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доказательства причинения ответчиком вреда окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды прокурором не представлены. Требование о возложении на администрацию Пластовского муниципального района обязанности по рекультивации земли основано на предположении, что почвенный слой поврежден в результате хранения рассыпанного вещества – полиметаллического мышьякосодержащего сульфидного концентрата.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Пласта Челябинской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности организовать сбор и утилизацию полиметаллического мышьякосодержащего сульфидного концентрата, расположенного на территории площадью <данные изъяты> кв. м в <данные изъяты> м юго-восточнее административного корпуса по адресу: <адрес>, специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; восстановить земельные ресурсы путем рекультивации загрязненной земли площадью <данные изъяты> кв. м в <данные изъяты> м юго-восточнее административного корпуса по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинской областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ