Решение оп иску Закировой А.В. к ГУ УПФ РФ о возложении обязанности по перерасчету начисленной пенсии



Дело № 2-381/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«29» декабря 2011 года г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Бодровой Е.Б.

при секретаре Масловой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закировой А.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Пласте Челябинской области о возложении обязанности по перерасчету начисленной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Закирова А.В. обратилась к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пласте Челябинской области (далее – ГУ УПФ РФ в г. Пласте) с иском о возложении обязанности возобновить с ДД.ММ.ГГГГ выплату пенсии в размере <данные изъяты>.

В обоснование иска Закирова А.В. указала, что является пенсионером по возрасту. На момент назначения пенсии в ДД.ММ.ГГГГ года она проживала в <адрес> республике.

В ДД.ММ.ГГГГ года она переехала на постоянное место жительства в <адрес>, получала пенсию в размере <данные изъяты>

В результате проводимой Пенсионным фондом Российской Федерации политики на увеличение пенсионных выплат (валоризация, индексация), а также в связи с достижением возраста <данные изъяты> лет размер ее пенсии в ДД.ММ.ГГГГ года составлял <данные изъяты> рубль.

В <данные изъяты> года ГУ УПФ РФ в г. Пласте был произведен перерасчет пенсии. В настоящее время ее размер составляет <данные изъяты>.

Изменение размера пенсии мотивировано тем, что в пенсионном деле содержится справка о заработной плате за 12 месяцев, в то время как среднемесячный заработок при назначении пенсии определялся либо за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией, либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией, размер пенсии приведен в соответствие с пенсионным законодательством. Иную справку о заработной плате с предприятия, находящегося на территории Республики Таджикистан, она представить не может.

С решением ГУ УПФ РФ в г. Пласте она не согласна, поскольку Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержит конкретный перечень случаев определения, перерасчета, индексации и корректировки размеров трудовых пенсий и расширительному толкованию не подлежит.

Кроме того, считает, что поскольку пенсия была назначена в соответствии с действующим законодательством СССР, назначение (пересмотр ее пенсионных прав на основании представленного пенсионного дела) пенсии на территории Российской Федерации (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по справке о заработной плате за 12 месяцев соответствовало действовавшему на тот момент законодательству. Исключение указанной справки из подсчета размера ее пенсии неправомерно.

В судебном заседании Закирова А.В., ее представитель Вотинцева М.Н. иск поддержали.

Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ в г. Пласте – Чиянова О.Ю., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном объяснении, а также в судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, полагала, что решение о приведении пенсии в соответствие с действующим законодательством законно и обоснованно (л.д. 90-92, 95-100).

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Согласно п. 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле: РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработнаяплата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации; СК -стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячнойзаработнойплате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В судебном заседании установлено:

Закирова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости, назначенной в Таджикской ССР (л.д. 6, 21-24).

Истец была снята с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с выездом, пенсия была выплачена по ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения заведующего <адрес> рай(гор)собеса от ДД.ММ.ГГГГ была принята на учет с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ей выплачивается пенсия на территории Российской Федерации (л.л. 21).

В пенсионном деле содержится справка о заработной плате Закировой А.В., работавшей почтальоном в 43 почтовом отделении связи за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, выданная <адрес> почтамтом ДД.ММ.ГГГГ на основании лицевых счетов за ДД.ММ.ГГГГ годы (л.д. 29).

Представление справки о заработной плате за 12 последних месяцев работы было предусмотрено ст. 53 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях» (с последующими изменениями).

Согласно указанной статье по желанию обратившегося за пенсией среднемесячный заработок мог быть взят за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кимры и <адрес>, рассмотрев вопрос о возможности продления выплаты пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, после вступления в силу Закона № 340-1 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» приняла решение продлить выплату назначенных пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР по документам, находящимся в пенсионных делах, в том числе справкам о заработной плате за 12 месяцев (л.д. 51).

ДД.ММ.ГГГГ Закирова А.В. была зарегистрирована в <адрес> (л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в г. Пласте приняло решение о выплате истцу пенсии, размер которой на ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> (л.д. 56, 91).

С ДД.ММ.ГГГГ ответчик установил Закировой А.В. пенсию в размере <данные изъяты> (л.д. 69).

ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области сообщило истцу об исчислении размера пенсии в соответствии с действующим пенсионным законодательством и исключении из подсчета размера пенсии справки о заработке (л.д. 15-16).

В соответствии с Декларацией «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 года, Россия является суверенным государством с верховенством Конституции России и Законов России на всей территории Республики; законы Союза ССР применяются в той мере, в какой они не противоречат законам Республики.

До введения в действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» действовал Закон СССР «О государственных пенсиях», в соответствии с которым Закировой А.В. была назначена пенсия.

Анализ пенсионного законодательства, действовавшего в СССР и Российской Федерации, свидетельствует о том, что право на получение пенсии по Закону СССР «О государственных пенсиях» обусловлено наличием тех же обстоятельств, с наступлением которых Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации связывает наличие права на получение пенсии, и в новом подтверждении не нуждается.

В соответствии со статьями 1, 5, 6, 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионеров в пределах государств – участников соответствующего Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Назначение пенсии гражданам производится по месту жительства по законодательству и за счет государств, на территории которого они проживают. Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств – участников Соглашения. При переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения, выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 1, часть 1; статья 7; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Как следует из статей 7, 39, 71 (пункт «в»), 72 (пункт «ж» части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на получение пенсии относится к компетенции федерального законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты. Вместе с тем осуществляемое им правовое регулирование должно базироваться на конституционно значимых принципах пенсионного обеспечения, учитывать социальную ценность в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой трудовой и иной общественно полезной деятельности, особое значение пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 2; статья 17; статья 18; статья 45, часть 1 Конституции Российской Федерации), в сфере пенсионного обеспечения, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.

В соответствии со ст. 1 Протокола от 20 марта 1952 года к Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», ратифицированных Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней», каждое физическое и юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованны и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 03 июня 2004 года № 11-П, от 23 декабря 2004 года № 19-П и др.).

Суд считает, что поскольку ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> и <адрес> было принято решение продлить выплату пенсии Закировой А.В., прибывшей из Республики <адрес>, по документам, находящимся в пенсионном деле, в том числе по справке о заработной плате за 12 месяцев, истец в течение восемнадцати лет получала пенсию, рассчитанную на основании такой справки, в том числе ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, основания для исчисления с ДД.ММ.ГГГГ размера пенсии после исключения справки о заработке, не соответствующей требованиям законодательства, отсутствовали.

Закирова А.В., являющаяся пенсионером по старости, достигшая возраста <данные изъяты> лет, спустя столь значительный период времени, в течение которого ей выплачивалась пенсия на территории Российской Федерации, уверенная в возможности исчисления размера пенсии исходя из ее заработной платы, лишена возможности в настоящее время представить справку о заработной плате за <данные изъяты> месяцев работы в <адрес> почтамте. Центральный государственный архив Республики <адрес> документами пол личному составу <адрес> почтамта не располагает (л.д. 68). Фактически истец, заслужившая предшествующим трудом пенсию, в связи с изменением ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ ее размера, не может обеспечить себе достойное существование, в том числе в связи с длительным бездействием территориальных органов пенсионного обеспечения. Правовое регулирование должно базироваться на конституционно значимых принципах пенсионного обеспечения, учитывать социальную ценность в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой трудовой и иной общественно полезной деятельности, особое значение пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Закировой А.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области удовлетворить.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области производить выплату пенсии Закировой А.В., начиная с ДД.ММ.ГГГГ в прежнем размере.

Решение может быть обжаловано в Челябинской областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ