Решение по заявлению Тришина А.В. о признании незаконным решения жилищной комиссии



Дело № 2-229/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» июля 2012 года г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Бодровой Е.Б.

при секретаре Масловой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тришина А.В. о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области,

У С Т А Н О В И Л:

Тришин А.В. обратился с заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области об отказе в постановке семьи на регистрационный учет на улучшение жилищных условий, об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», и о возложении обязанности включить их семью в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявления Тришин А.В. указал, что его семья состоит из трех человек: его, супруги Т-ой Е.А., малолетней дочери Т-ой Е.А.. Ни он, ни члены его семьи жилых помещений в собственности не имеют, на условиях договора социального найма жилое помещение не занимают, зарегистрированы в доме его родителей. Совместного хозяйства с родителями не ведут, членами их семьи не являются. Он и его жена возраста 35 лет не достигли.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в жилищную комиссию администрации Пластовского муниципального района <адрес> с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» и всеми необходимыми документами.

ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия вынесла решение об отказе в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет, ссылаясь на то, что обеспеченность каждого члена их семьи общей площадью жилого помещения превышает учетную норму.

Решение жилищной комиссии считает незаконным, полагает, что при решении вопроса о включении семьи в состав участников подпрограммы не может учитываться жилье, принадлежащее его родителям.

Заявитель Тришин А.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 31).

В судебном заседании представитель заявителя Горбенко С.В. представивший удостоверение и ордер , поддержал требования заявителя.

Заинтересованное лицо Т-а Е.А. заявление поддержала, уточнила, что с момента регистрации брака их семья постоянно проживает отдельно от родителей мужа, общего хозяйства с ними не ведет, имеет свой бюджет, жилые помещения за плату арендуют у посторонних лиц.

Представитель администрации Пластовского муниципального района Челябинской области Казанцев К.С. считает, что семья Тришиных правомерно не поставлена на регистрационный учет на улучшение жилищных условий и не включена в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», т.к. при условии их регистрации у родителей заявителя обеспеченность общей площадью на одного человека превышает учетную норму.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению.

Правительством Челябинской области утверждено постановление от 16 ноября 2010 года № 250-П «Об областной целевой программе «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы».

Признание молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит (далее именуются – доходы), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (далее именуются – иные денежные средства), осуществляют органы местного самоуправления (п. 3 Приложения 2 к подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 года № 250-П).

Согласно п. 15 указанной Подпрограммы условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств – собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

В соответствии с п. 23 в целях настоящей подпрограммы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1марта 2005года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1марта 2005года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. 32 участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия государственным заказчиком подпрограммы решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Днем принятия государственным заказчиком подпрограммы решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году считается дата утверждения Правительством Челябинской области сводного списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Челябинской области;

2)семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.п. 23, 24 настоящей Подпрограммы;

3)наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 6, 13 Подпрограммы механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам Подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат в размере не менее: 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящей подпрограммой, – для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более; 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящей подпрограммой, – для молодых семей, не имеющих детей. В случае использования социальной выплаты на уплату последнего платежа в счёт оплаты паевого взноса её размер устанавливается в соответствии с пунктом 6 настоящей подпрограммы и ограничивается суммой остатка задолженности по выплате остатка пая. Средства областного бюджета, предусмотренные подпрограммой на предоставление дополнительных социальных выплат, направляются на предоставление дополнительных социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) 1 ребенка в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определенной на дату выдачи свидетельства (п. 6 Подпрограммы).

Согласно п. 25 Подпрограммы орган местного самоуправления осуществляет рассмотрение заявления и вынесение решения о признании (отказе в признании) молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в следующем порядке: 1) поступившее от молодой семьи заявление с прилагаемыми документами проверяется органами местного самоуправления; 2) по результатам рассмотрения заявления и проверки жилищных условий молодой семьи (при необходимости) не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления принимается решение о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме, о котором молодая семья уведомляется письменно. Орган местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме выдает или направляет молодой семье документ, подтверждающий принятие такого решения.

Отказ в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме допускается в случае, если: 1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 24 настоящей подпрограммы; 2) представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме; 3) молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме (кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения) (п. 26 Подпрограммы).

Реализация гражданами ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета является основанием для отказа данным гражданам в признании членами молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении (п. 30 Подпрограммы).

Согласно п. 36, 37 Подпрограммы основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: 1) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п. 32 настоящей подпрограммы; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п. 33 либо 33-1 настоящей подпрограммы; 3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; 4) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, областного или местного бюджетов. Повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных в п. 36 настоящей Подпрограммы.

В соответствии с решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 29 апреля 2010 года № 26 внесены изменения в Постановление Собрания депутатов Пластовского муниципального района № 199 от 09 ноября 2005 года «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Пластовского муниципального района», учетная норма площади жилого помещения – 10 кв. м общей площади на одного человека.

Согласно ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой предоставления площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункты 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено.

Тришин А.В. и Тришина (Акулова) Е.А., не достигшие возраста 35 лет, с ДД.ММ.ГГГГ состоят в зарегистрированном браке, имеют малолетнюю дочь Т-у Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждено свидетельствами о заключении брака, рождении, копиями паспортов (л.д. 8, 9, 13, 14).

ДД.ММ.ГГГГ Тришин А.В., Т-а Е.А. обратились в администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д. 47).

На заседании жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) принято решение об отказе Тришину А.В. в признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и во включении в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», т.к. обеспеченность общей площадью на одного человека превышает учетную норму (л.д. 20).

На момент постановки на учет Тришин А.В., Т-а Е.А., Т-а Е.А. были зарегистрированы в доме общей площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>1, принадлежащем на праве собственности Т-у В.И., т-ой С.А. на основании договора на передачу жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ. Всего по вышеуказанному адресу зарегистрировано 6 человек. Указанные обстоятельства подтверждены штампами в паспортах, копией домой книги, справками администрации Пластовского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , Пластовского филиала ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области, договором на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ , выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 18, 23, 28, 38, 41-44).

Отсутствие у Тришина А.В., Т-ой Е.А., Т-ой Е.А. на праве собственности жилья подтверждено справками, выданными ДД.ММ.ГГГГ Пластовским филиалом ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области , (л.д. 16, 17, 19, 24, 26).

Заявители представили документы, подтверждающие платежеспособность семьи (л.д. 27).

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации, а также п. 4 постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывании и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Свидетель Т-а С.А. показала, что сын с момента заключения брака с Тришиной (Акуловой) Е.А. брака проживает отдельно. Членами ее семьи сын, сноха и внучка не являются.

Регистрация Тришина А.В., Т-ой Е.А., Т-ой Е.А. в доме родителей заявителя является лишь административным актом, носящим уведомительный характер, и не может влиять на объем их жилищных прав.

Супруги Тришины создали собственную семью, членами семьи родителей не являются, вместе не проживают, имеют разные источники дохода, поэтому жилье, принадлежащее родителям, не может учитываться при определении уровня обеспеченности семьи жилой площадью.

Наличие в собственности у родителей Тришиных жилых помещений не является обстоятельством, препятствующим молодой семье заявителей быть участником подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

Доказательства, подтверждающие то, что заявители после заключения брака продолжали оставаться членами семьей своих родителей, представителем администрации Казанцевым К.С. не представлены.

В силу ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Отказ жилищной комиссии в признании семьи Тришиных, члены которой не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы является необоснованным и незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области от 21 июня 2012 года № 7 об отказе Тришину А.В., Т-ой Е.А. в признании нуждающимся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья и об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2011-2015 годы программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Пластовском муниципальном районе на 2011-2015 годы.

Обязать администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области признать семью Тришина А.В., Т-ой Е.А. нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья и включить в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2011-2015 годы программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Пластовском муниципальном районе на 2011-2015 годы с 09 апреля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ