«07» августа 2012 года г. Пласт Пластский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Бодровой Е.Б. при секретаре Масловой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Менделеевой Е.С. о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, У С Т А Н О В И Л: Менделеева Е.С. обратилась с заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и участии в подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», возложении обязанности включить ее семью в список участников подпрограммы (л.д. 6-7). В обоснование заявления Менделеева Е.С. указала, что ее семья состоит из трех человек: ее и малолетних детей М-ой В.Д, и М-а В.Д,. Ее семья не имеет собственного жилья, нанимателями жилого помещения по договору социального найма они не являются, зарегистрированы и проживают в квартире общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежит ее родителям. В квартире зарегистрировано 6 человек. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в жилищную комиссию администрации Пластовского муниципального района с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в состав участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья». ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия вынесла решение об отказе в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет, ссылаясь на то, что обеспеченность каждого члена их семьи общей площадью жилого помещения превышает учетную норму. Решение жилищной комиссии считает незаконным, полагает, что при решении вопроса о включении семьи в состав участников подпрограммы не может учитываться жилье, принадлежащее ее родителям, у которых она зарегистрирована с детьми. Совместное хозяйство с родителями они не ведут, членами их семьи не являются. На момент приватизации квартиры ей было 14 лет. Она и брат сохраняют право пользования квартирой, однако ее дети такого права не имеют. Считает, что ей и детям принадлежит часть квартиры площадью <данные изъяты> кв. м, при этом на каждого члена ее семьи приходится по <данные изъяты>. м. Следовательно, ее семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на участие в жилищной подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья». В судебном заседании Менделеева Е.С. заявление поддержала. Представитель администрации Пластовского муниципального района Челябинской области Казанцев К.С., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил отказать в удовлетворении заявления. В письменном отзыве указал, что решение жилищной комиссии законное и обоснованное; Менделеева Е.С. и члены ее семьи правомерно не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и не включены в состав участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», так как обеспеченность общей площадью на одного человека превышает учетную норму (л.д. 47, 48-49). Суд, заслушав Менделееву Е.С., исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению. Правительством Челябинской области утверждено постановление от 16 ноября 2010 года № 250-П «Об областной целевой программе «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы». Подпрограмма «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» входит в перечень подпрограмм вышеуказанной программы. В соответствии с п. 5 участниками подпрограммы могут быть граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Челябинской области и отвечающие следующим требованиям: 1) гражданин является: а) работником областного или муниципального бюджетного учреждения, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов; б) работником органа государственной власти Челябинской области, замещающим должность, которая не является должностью государственной гражданской службы (далее именуется – работник государственного органа власти); в) работником органа местного самоуправления, в том числе муниципальным служащим; г) сотрудником органов внутренних дел, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов; 2) гражданин имеет непрерывный стаж по основному месту работы в бюджетном учреждении, в органе государственной власти Челябинской области или органе местного самоуправления не менее трех лет. Под непрерывным стажем работы применительно к условиям подпрограммы понимается стаж по основному месту работы в бюджетных учреждениях за последние три года. Трудовой стаж гражданина считается непрерывным в случае увольнения и устройства на работу в другое бюджетное учреждение в течение двух месяцев; 3) гражданин признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий. Применительно к условиям подпрограммы членами семьи работника бюджетной сферы – участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети. Родители участника подпрограммы, нетрудоспособные иждивенцы постоянно проживающие совместно с участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи. Согласно п. 21 применительно к настоящей Подпрограмме под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются работники бюджетной сферы, признанные органами местного самоуправления по месту постоянного жительства таких работников, нуждающимися в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Признание работников бюджетной сферы нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме осуществляется органами местного самоуправления на основании: заявления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме, подписанного всеми проживающими совместно с заявителем дееспособными членами семьи; документов, содержащих сведения о составе семьи, степени родства и площади занимаемого жилого помещения; документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, а также документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации; документов, подтверждающих родственные отношения работника бюджетной сферы – участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета; выписки из технического паспорта с поэтажным планом и экспликацией (для проживающих в домах усадебного типа); документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; справок органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у работника бюджетной сферы и членов его семьи; справок предприятия технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в настоящее время и ранее жилых помещений на праве собственности у работника бюджетной сферы и членов его семьи; документов, подтверждающих признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке жилого помещения непригодным для постоянного проживания (п. 22 Подпрограммы). Согласно п. 26 Подпрограммы граждане – работники областных бюджетных учреждений заявление и документы на участие в подпрограмме подают в органы исполнительной власти Челябинской области, которым подведомственны учреждения, в которых они работают (п.26 Подпрограммы). В соответствии с п. 24 Подпрограммы отказ в признании работника бюджетной сферы в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме допускается в случае, если: 1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 22 настоящей подпрограммы; 2) представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме; 3) работник бюджетной сферы в течение последних пяти лет совершил действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме. Решение об отказе в признании работника бюджетной сферы нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме должно содержать основания такого отказа и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке. Основанием для отказа в признании работника областного бюджетного учреждения участником подпрограммы является: 1) несоответствие работника областного бюджетного учреждения требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящей подпрограммы; 2) реализация им ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, областного, местного бюджетов (п. 30 Подпрограммы). В соответствии с решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 29 апреля 2010 года № 26 внесены изменения в Постановление Собрания депутатов Пластовского муниципального района № 199 от 09 ноября 2005 года «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Пластовского муниципального района», учетная норма площади жилого помещения – 10 кв. м общей площади на одного человека. Согласно ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой предоставления площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункты 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В судебном заседании установлено. Менделеева (Т-а) Е.С., имеющая двух малолетних детей: М-у В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М-а В.Д,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, стаж работы в бюджетной сфере составляет <данные изъяты>. Брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждены справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, трудовой книжкой, свидетельствами о рождении, расторжении брака (л.д. 11, 12, 24, 29, 30-31). ДД.ММ.ГГГГ Менделеева Е.С. обратилась в администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области с заявлением о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы (л.д. 25-26). На заседании жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) принято решение об отказе Менделеевой Е.С. в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и во включении в состав участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», т.к. обеспеченность общей площадью на одного человека превышает учетную норму (л.д. 27). На момент обращения в жилищную комиссию Менделеева Е.С., М-а В.Д,, М. В.Д. зарегистрированы в квартире общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Т-у С.М. и Т-ой В.И. в равных долях на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ. Всего по вышеуказанному адресу зарегистрировано 6 человек. Указанные обстоятельства подтверждены штампами в паспортах, копиями домовых книг, справками администрации Пластовского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №№, 1677/2, Пластовского филиала ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по <адрес>, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ б/н, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 74-АМ 009864, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 8-10, 13-15, 16-18, 19-23, 28, 40, 41, 42-45). Отсутствие у Менделеевой Е.С., М-ой В.Д,, М-а В.Д, на праве собственности жилья подтверждено справками, выданными ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ДД.ММ.ГГГГ Пластовским филиалом ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области (л.д. 32, 33, 34, 38, 39). Свидетель Т-а В.И. показала, что совместное хозяйство с дочерью не ведет, бюджет у них разный. Менделеева Е.С. частично оплачивает коммунальные услуги. Согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации, а также п. 4 постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывании и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация Менделеевой Е.С.. М-ой В.Д,, М-а В.Д, в доме родителей заявителя является лишь административным актом, носящим уведомительный характер, и не может влиять на объем их жилищных прав. Заявитель Менделеева Е.С. создала собственную семью, она и ее дети членами семьи родителей не являются, имеют разные источники дохода, поэтому жилье, принадлежащее родителям, не может учитываться при определении уровня обеспеченности семьи жилой площадью. Наличие в собственности у родителей М-а жилого помещения не является обстоятельством, препятствующим молодой семье заявителя быть участником подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья». Доказательства, подтверждающие то, что заявитель после расторжения брака стала членом семьи своих родителей, представителем администрации Пластовского муниципального района Челябинской области не представлены. Кроме того, при разрешении заявления Менделеевой Е.С. жилищная комиссия необоснованно к документам, подтверждающим право пользования жилым помещением (подпункт 7 пункта 22 Подпрограммы), отнесла справку о лицах, зарегистрированных в квартире Труновых. Наличие у Менделеевой Е.С. и ее детей регистрации по месту жительства в квартире родителей не является обстоятельством, свидетельствующим о возникновении у ее семьи жилищных прав на данное жилое помещение, так как регистрация является лишь административным актом, который сам по себе не порождает равного с собственником права на владение и пользование жилым помещением для проживания в нем, и регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ и законами Российской Федерации, в том числе и жилищных прав. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Отказ жилищной комиссии в признании семьи Менделеевой, члены которой не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы является необоснованным и незаконным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Менделеевой Е.С. в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья и об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» на 2011-2015 годы программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Пластовском муниципальном районе на 2011-2015 годы. Обязать администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области признать семью Менделеевой Е.С. нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья и включить в состав участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» на 2011-2015 годы программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Пластовском муниципальном районе на 2011-2015 годы с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ