Решение по заявлению Ашихминой о признании незконным решения жилищной комиссии администрации Пластовского м/района



Дело № 2-309/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» сентября 2012 года г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Бодровой Е.Б.

при секретаре Шестериной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ашихминой М.А. о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области,

У С Т А Н О В И Л:

Ашихмина М.А. обратилась с заявлением об отмене решения жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области об отказе в постановке семьи на регистрационный учет на улучшение жилищных условий и возложении обязанности признать ее семью нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявления Ашихмина М.А. указала, что ее семья состоит из четырех человек: она, муж и двое малолетних детей.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Демаринское сельское поселение с просьбой улучшить жилищные условия, так как семья не имеет жилья на праве собственности. Жилищная комиссия Демаринского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ постановила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в жилищную комиссию администрации Пластовского муниципального района с аналогичной просьбой, однако жилищная комиссия вынесла решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.

Решение жилищной комиссии считает незаконным, поскольку жилое помещение просит предоставить в селе Демарино Пластовского муниципального района, где учетная норма при постановке на учет составляет 13 кв. м, а не в г. Пласте, где учетная норма – 10 кв. м на человека.

Семья фактически проживает в принадлежащей А.-ой Г.Г. <адрес>, где она зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, сын А. Г.А. – с ДД.ММ.ГГГГ (с рождения). Ее муж и старший сын А. И.А., ранее зарегистрированные по адресу: <адрес>, в занимаемом жилом помещении зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ.

Квартира по адресу: <адрес>, принадлежит родителям мужа – А.-у С.А. и А.-ой Г.Г..

В судебном заседании Ашихмина М.А. заявление поддержала.

Представитель администрации Пластовского муниципального района Челябинской области Казанцев К.С. считает решение жилищной комиссии законным и обоснованным, поскольку семья Ашихминых намеренно ухудшила свои жилищные условия.

Суд, заслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» вышеуказанного Закона реализация государственной программы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Федеральные и отраслевые целевые программы формируются и реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года».

Приложением № 16 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Приложением № 1 к Правилам является Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

В силу п. 4Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а)постоянное проживание в сельской местности; б)наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12декабря 2007года №862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; в)признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 5 Типового положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1марта 2005года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства, нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1марта 2005года по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

К членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с решением Совета депутатов Демаринского сельского поселения от 27 декабря 2007 года № 54 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Демаринского сельского поселения», учетная норма площади жилого помещения составляет 13 кв. м общей площади на одного человека.

Распоряжением администрации Пластовского муниципального района от 30 апреля 2010 года № 269-р «Об утвержденной учетной норме площади жилого помещения в сельской местности», учетная норма площади жилого помещения в Демаринском сельском поселении – 13 кв. м общей площади на одного человека.

В судебном заседании установлено:

По месту жительства заявителя в <адрес> муниципального района имеются два органа местного самоуправления – администрация Демаринского сельского поселения и администрация Пластовского муниципального района.

Жилищная комиссия администрации Пластовского муниципального района полномочна по вопросу о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий граждан участвующих в областных и федеральных программах.

Признание Ашихминой М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий сельским поселением не влечет ее включения в состав федеральной программы, а только основанием для получения социального жилья.

Ашихмина (О.-их) М.А. и А. А.С., не достигшие возраста 35 лет, с ДД.ММ.ГГГГ состоят в зарегистрированном браке, имеют малолетних сыновей А.-а И.А. и А.-а Г.А., что подтверждено свидетельствами о заключении брака, рождении (л.д. 20, 21, 22).

ДД.ММ.ГГГГ Ашихмина М.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии Демаринского сельского поселения (л.д. 37).

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области с заявлением о включении ее семьи в состав участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» (л.д. 8-9).

На заседании жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) принято решение об отказе Ашихминой М.А. в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по ст. 53 ЖК РФ в связи с намеренным ухудшением жилищных условий (л.д. 7).

На момент постановки на учет Ашихмина М.А., А. А.С., А. И.А., А.Г.А. были зарегистрированы в доме общей площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности А.-ой Г.Г. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Всего по вышеуказанному адресу зарегистрировано четыре человека. А.-а Г.Г., А. С.А. зарегистрированы в квартире общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей им на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ . Указанные обстоятельства подтверждены отметками в паспортах, выписками из лицевых счетов , , справками администрации Демаринского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о регистрации по месту жительства (л.д. 10-14, 15-19, 23, 24, 25, 30, 31, 51).

Отсутствие у Ашихминой М.А., А.-а А.С., А.-а И.А., А.-а Г.А. на праве личной собственности жилья подтверждено справками, выданными ДД.ММ.ГГГГ Пластовским филиалом ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области (л.д. 26, 27, 28, 29).

Ашихмина М.А. ДД.ММ.ГГГГ была принята <данные изъяты> в <данные изъяты> на неопределенный срок, что подтверждено трудовой книжкой, трудовым договором (л.д. 32-35, 52-54).

Свидетели А.-а Г.Г., Н.-а Е.А. подтвердили доводы Ашихминой М.А. о том, что ее семья с момента переезда в <адрес>, проживала в квартире отдельно от родителей мужа.

Заявителем в подтверждение платежеспособности семьи представлен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (л.д. 38, 39), который, в силу п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, при отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств может быть использован в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации, а также п. 4 постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывании и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Отказывая Ашихминой М.А. в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилищная комиссия исходила из того, что если бы она и ее семья проживали в квартире родителей А.-а А.С., то обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека превысила бы учетную норму, установленную решением Совета депутатов Демаринского сельского поселения от 27 декабря 2007 года № 54 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Демаринского сельского поселения», и утвержденную распоряжением администрации Пластовского муниципального района от 30 апреля 2010 года № 269-р «Об утвержденной учетной норме площади жилого помещения в сельской местности», равную 13 кв. м, и не относились к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках программы.

По смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Факт перерегистрации А.-а А.С. и А.-а И.А. перед подачей заявления в жилищную комиссию с адреса: <адрес>, не может расцениваться, как намеренное ухудшение жилищных условий, требующее участия со стороны органов государственной власти или местного самоуправления в обеспечении другим жильем. Регистрация Ашихминых в жилых помещениях, принадлежащих их родителям, является лишь административным актом, носящим уведомительный характер, и не может влиять на объем их жилищных прав.

Супруги Ашихмины создали собственную семью, членами семьи родителей не являются, поэтому жилье, принадлежащее родителям, не может учитываться при определении уровня обеспеченности семьи жилой площадью, в том числе в случае регистрации в квартирах, принадлежащих А.-ой Г.Г., А.-у С.А..

Наличие в собственности у родителей Ашихминых жилых помещений не является обстоятельством, препятствующим молодой семье заявителя быть участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

Доказательства, подтверждающие то, что заявители после заключения брака продолжали оставаться членами семьей своих родителей, представителем администрации Казанцевым К.С. не представлены.

При таких обстоятельствах отказ жилищной комиссии в признании семьи Ашихминой нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с намеренным ухудшением жилищных условий является необоснованным и незаконным.

Также в судебном заседании установлено, что Ашихмина М.А. со своей семьей постоянно проживает в сельской местности и имеет собственные средства на строительство жилья, в том числе средства материнского (семейного) капитала.

Учитывая, что в совокупности соблюдены все условия, дающие право на получение социальной выплаты, семья Ашихминой М.А. подлежит включению в состав участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

В силу ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ашихминой М.А. в принятии ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Обязать администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области признать семью Ашихминой М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в состав участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ