08 октября 2012 года г. Пласт Пластский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Бодровой Е.Б. при секретаре Шестериной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дорофеевой М.В. в интересах Дорофеевой А.С. о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, У С Т А Н О В И Л: Дорофеева М.В., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от № (л.д. 57), в интересах Дорофеевой А.С. обратилась с заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области от 16 августа 2012 года о снятии семьи Дорофеевой А.С. с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключении из состава участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»; о возложении обязанности включить семью Дорофеевой А.С. в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В обоснование заявления Дорофеева М.В. указала, что 21 сентября 2007 года на основании решения жилищной комиссии Пластовского муниципального района семья Дорофеевой А.С., состоявшая из трех человек: ее, мужа <данные изъяты> и несовершеннолетней дочери <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы. На момент признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении, никто из членов этой семьи не имел жилья на праве собственности, не занимал жилье по договору социального найма. Все были формально зарегистрированы в ее (представителя заявителя) квартире, принадлежащей на праве собственности. 16 августа 2012 года жилищная комиссия вынесла решение о снятии семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключении из состава участников подпрограммы, т.к. обеспеченность каждого члена семьи общей площадью жилого помещения превысила учетную норму. Вышеуказанное решение считает незаконным, поскольку жилищной комиссией была принята во внимание площадь жилого помещения, не принадлежащего членам молодой семьи. Кроме того, брак Дорофеевой А.С. с <данные изъяты> был зарегистрирован в <данные изъяты> года, в <данные изъяты> года у них родилась дочь. Фактически после регистрации брака Дорофеева А.С. и <данные изъяты> в ее квартире не проживали, совместного хозяйства с ней не вели, проживали отдельно на съемных квартирах. Брак распался в <данные изъяты> года, в <данные изъяты> года – расторгнут. Дорофеева А.С. представила в жилищную комиссию все документы по изменению состава семьи. Решением жилищной комиссии <данные изъяты> исключили из состава участников подпрограммы, а Дорофееву А.С. и ее несовершеннолетнюю дочь <данные изъяты> оставили. В настоящее время Дорофеева А.С. со своей семьей в ее квартире не проживает, имеет в ней только регистрацию; общего хозяйства они не ведут, после регистрации брака членами одной семьи не являются. Решение жилищной комиссии считает незаконным, полагает, что принадлежащее ей жилое помещение не может учитываться при определении уровня обеспеченности семьи дочери общей площадью жилого помещения. Заявитель Дорофеева А.С., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 76). В судебном заседании представитель заявителя Дорофеевой А.С. – Дорофеева М.В., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57), заявление поддержала. Представитель администрации Пластовского муниципального района Челябинской области <данные изъяты> надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве указал, что решение жилищной комиссии является законным и обоснованным; семья Дорофеевых правомерно снята с регистрационного учета на улучшение жилищных условий и исключена из состава участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», т.к. обеспеченность общей площадью на одного человека превышает учетную норму (л.д. 59, 61-62). Суд, заслушав представителя заявителя Дорофееву М.В., исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению. Правительством Челябинской области утверждено постановление от 16 ноября 2010 года № 250-П «Об областной целевой программе «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы». Признание молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит (далее именуются – доходы), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (далее именуются – иные денежные средства), осуществляют органы местного самоуправления (п.3 Приложение 2 к подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 года № 250-П). Согласно п. 15 указанной Подпрограммы условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств – собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала. В соответствии с п. 23 в целях настоящей Подпрограммы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу п.32 участницей Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: 1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия государственным заказчиком подпрограммы решения о включении молодой семьи – участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Днем принятия государственным заказчиком Подпрограммы решения о включении молодой семьи – участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году считается дата утверждения Правительством Челябинской области сводного списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Челябинской области; 2)семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.п. 23, 24 настоящей подпрограммы; 3)наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Согласно п. 6, 13 Подпрограммы механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат в размере не менее: 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящей подпрограммой, – для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более; 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящей подпрограммой, – для молодых семей, не имеющих детей. В случае использования социальной выплаты на уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса ее размер устанавливается в соответствии с пунктом 6 настоящей подпрограммы и ограничивается суммой остатка задолженности по выплате остатка пая. Средства областного бюджета, предусмотренные подпрограммой на предоставление дополнительных социальных выплат, направляются на предоставление дополнительных социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) 1 ребенка в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определенной на дату выдачи свидетельства (п. 6 Подпрограммы). Согласно п. 25 Подпрограммы орган местного самоуправления осуществляет рассмотрение заявления и вынесение решения о признании (отказе в признании) молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в следующем порядке: 1) поступившее от молодой семьи заявление с прилагаемыми документами проверяется органами местного самоуправления; 2) по результатам рассмотрения заявления и проверки жилищных условий молодой семьи (при необходимости) не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления принимается решение о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме, о котором молодая семья уведомляется письменно. Орган местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме выдает или направляет молодой семье документ, подтверждающий принятие такого решения. Отказ в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме допускается в случае, если: 1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 24 настоящей подпрограммы; 2) представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме; 3) молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме (кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения) (п. 26 Подпрограммы). Реализация гражданами ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета является основанием для отказа данным гражданам в признании членами молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении (п.30 Подпрограммы). Согласно п.п. 36, 37 Подпрограммы основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: 1) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п.32 настоящей подпрограммы; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п.33 либо 33-1 настоящей подпрограммы; 3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; 4) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, областного или местного бюджетов. Повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных в пункте 36 настоящей подпрограммы. В соответствии с решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 29 апреля 2010 года № 26 внесены изменения в Постановление Собрания депутатов Пластовского муниципального района № 199 от 09 ноября 2005 года «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Пластовского муниципального района», учетная норма площади жилого помещения – 10 кв.м. общей площади на одного человека. Согласно ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой предоставления площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункты 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В судебном заседании установлено. Дорофеева А.С., не достигшая возраста 35 лет, имеет малолетнюю дочь <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждено отметкой в паспорте, свидетельством о рождении (л.д. 12, 13). Семья Дорофеевой А.С. с 21 сентября 2007 года состоит на учете в качестве участника подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»; 11 февраля 2011 года на основании заявления Дорофеевой А.С. внесено изменение в список очередности по указанной подпрограмме, о чем свидетельствует выписка из протокола от 10 февраля 2011 года № заседания жилищной комиссии Пластовского муниципального района (л.д. 16). 25 июня 2012 года администрацией Пластовского муниципального района Челябинской области Дорофеевой А.С. направлено сообщение о включении ее семьи в список молодых семей на получение социальной выплаты в 2012 году по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (л.д. 32). На заседании жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области (протокол от 16 августа 2012 года №) принято решение о снятии семьи Дорофеевой А.С. с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключении из состава участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» по п. 2 ч. 1 ст. 54, п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.к. обеспеченность общей площадью на одного человека превысила учетную норму (л.д. 15). На момент постановки на учет Дорофеева А.С., <данные изъяты> были зарегистрированы в квартире общей площадью 42,6 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей Дорофеевой М.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Всего по вышеуказанному адресу зарегистрировано 3 человека. Указанные обстоятельства подтверждены отметками в паспортах, копией домой книги, справкой ООО «РУК» от ДД.ММ.ГГГГ №, договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, Пластовского филиала ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 14, 21, 35, 36-41, 46). Отсутствие у Дорофеевой А.С., <данные изъяты> на праве личной собственности жилья подтверждено справками, выданными ДД.ММ.ГГГГ Пластовским филиалом ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области №, № (л.д. 47, 63, 64). Дорофеева А.С. представила документы, подтверждающие платежеспособность семьи (л.д. 43, 44, 45). Согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации, а также п. 4 постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывании и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация Дорофеевой А.С., <данные изъяты> в квартире матери заявителя является лишь административным актом, носящим уведомительный характер, и не может влиять на объем их жилищных прав. Дорофеева А.С. создала собственную семью, она и ее дочь членами семьи матери Дорофеевой М.В. не являются, вместе с ней не проживают, общее хозяйство не ведут, имеют разные источники дохода, поэтому жилье, принадлежащее Дорофеевой М.В., не может учитываться при определении уровня обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Наличие в собственности у матери заявителя жилых помещений не является обстоятельством, препятствующим молодой семье заявителя быть участником подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Доказательства, подтверждающие то, что заявитель после заключения брака продолжала оставаться членом семьи Дорофеевой М.В., представителем администрации <данные изъяты> не представлены. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Отказ жилищной комиссии в признании семьи Дорофеевой, члены которой не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы является необоснованным и незаконным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области от 16 августа 2012 года № о снятии семьи Дорофеевой А.С. с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключении из состава участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2011-2015 годы программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Пластовском муниципальном районе на 2011-2015 годы. Обязать администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области признать семью Дорофеевой А.С. нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья и включить в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2011-2015 годы программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Пластовском муниципальном районе на 2011-2015 годы с 21 сентября 2007 года. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ