Дело №2-332/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Туран 21 февраля 2011 года Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Черновой С.А., при секретаре Донгак А.Н., с участием представителя истца - помощника прокурора Пий-Хемского района Демагиной О.А., ответчиков - представителя администрации муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» Иконникова В.В., представителя МОУ СОШ с.Сесерлиг Ачын-оол С.Х, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пий-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с.Сесерлиг Пий-Хемского кожууна в лице директора об обязании устранить нарушения в сфере военно-патриотического воспитания, об обязании администрации муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в лице председателя профинансировать муниципальные общеобразовательные учреждения согласно утвержденной сметы расходов на указанные цели, установил: Прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с.Сесерлиг Пий-Хемского кожууна (далее - МОУ СОШ с.Сесерлиг) в лице директора об обязании устранить нарушения в сфере военно-патриотического воспитания, об обязании администрации муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в лице председателя профинансировать муниципальные общеобразовательные учреждения согласно утвержденной сметы расходов на указанные цели. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проверки выявлена недостаточная материально-техническая оснащенность в муниципальных общеобразовательных учреждениях Пий-Хемского района по курсу «Основы военной службы» в рамках предмета «Основ безопасности жизнедеятельности», отсутствие финансирования со стороны администрации муниципального образования «Пий-Хемский кожуун РТ», что приводит к слабому формированию морально-психологических и физических качеств, необходимых для прохождения военной службы, воспитания патриотизма, чем нарушает закрепленное ст.43 Конституции РФ право обучающихся на получение надлежащего и полного образования в данной сфере. Просит обязать МОУ СОШ с.Сесерлиг в лице директора устранить нарушения в сфере военно-патриотического воспитания, в частности определить размер расходов для оборудования предметного кабинета и представить в срок до 01 марта 2011 года в администрацию муниципального образования «Пий-Хемский кожуун РТ» смету расходов; также обеспечить каждого обучающегося учебными и наглядными пособиями по основам военной службы, обеспечить техническими средствами обучения, построить спортивный городок с элементами полосы препятствий и построить стрелковый тир или место для стрельбы в соответствии с требованиями государственных стандартов в срок до 01 сентября 2011 года. Обязать администрацию муниципального образования «Пий-Хемский кожуун РТ» профинансировать муниципальные общеобразовательные учреждения района согласно утвержденных смет расходов на указанные цели в срок до 01 мая 2011 года. В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Демагина О.А., исковые требования поддержала полностью, и просила удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» Иконников В.В. в судебном заседании с иском не согласился, указав, что финансирование образовательных учреждений осуществляется в пределах субвенций, выделяемых из республиканского бюджета Представитель ответчика МОУ СОШ с. Сесерлиг в судебном заседании иск признала частично, указав, что не согласен с иском в части строительства тира, так как базовыми образовательными стандартами, по которым ведется преподавание в их школе данного предмета, обучение стрельбе не предусмотрено. Кроме того отсутствует возможность выделения отдельного кабинета для предмета ОБЖ, так как школа малокомплектная, свободных помещений не имеется. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Статьей 2 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» определены принципы государственной политики в области образования, к которым в том числе относится воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Согласно ст.14 вышеуказанного закона в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. Аналогичные положения закреплены в ст.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года №1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе». Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в РФ иностранных граждан регламентировано Федеральным законом от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Согласно ст.12 указанного Федерального закона федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. В силу ст.13 данного Федерального закона до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Согласно Стандарту среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Базовый уровень Стандарта среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности включает в себя изучение основа обороны государства и воинской обязанности. В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать: основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств); уметь: владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; владеть навыками в области гражданской обороны; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи; соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств); адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей). В Профильный уровень указанных образовательных стандартов входит также изучение элементов начальной военной подготовки, включающей в себя основы строевой подготовки; основы боевой подготовки; основы тактической подготовки и другие. Базисным учебным планом для образовательных учреждений республики на предмет ОБЖ по программе основного общего образования предусмотрено 35 часов (8 класс), по программе среднего (полного) общего образования 35 часов(10 класс). В пункте 3 Инструкции об организации обучения граждан РФ начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ №96, Министерство образования и науки РФ №134 от 24 февраля 2010 года (далее Инструкция) обозначены задачи обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, к которым относятся: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам; изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе; приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения. Согласно п.11 Инструкции руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан. Пунктом 14 Инструкции предусмотрено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения (рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения приведены в приложении №1 Инструкции), спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). В соответствии с Уставом МОУ СОШ с.Сесерлиг Пий-Хемского кожууна учредителем является администрация муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва», к полномочиям которой, согласно ст.15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Тыва от 11 апреля 2007 года №463 «Об уполномоченных органах Правительства Республики Тыва по осуществлению отдельных полномочий органов государственной власти» установлено, что уполномоченным органом Правительства РТ по реализации основных общеобразовательных программ в области общего образования в соответствии с Законом Республики Тыва от 28 декабря 2005 г. N1562 ВХ-1 «О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на территории Республики Тыва субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ в области общего образования» является Министерство образования Республики Тыва. В соответствии со ст.2 Закона Республики Тыва от 28 декабря 2005 г. N1562 ВХ-1 «О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на территории Республики Тыва субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ в области общего образования» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на территории Республики Тыва относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Кроме того, указанным Законом утвержден Порядок расчета нормативов финансирования образовательных учреждений в части реализации ими основных общеобразовательных программ в части предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, средне (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях с предоставлением субвенций муниципальным образованиям РТ. В п.2 Порядка установлено, что в расходы на реализацию основных общеобразовательных программ включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), компенсационные выплаты педагогическим работникам в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, а также на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), связанные непосредственно с реализацией основных общеобразовательных программ. Из письма начальника Финансового управления Пий-Хемского кожууна Кривопуск М.В. от 19 января 2011 года следует, что в соответствии со ст.2 Закона Республики Тыва от 28 декабря 2005 года №1562 ВХ-1 «О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на территории РТ субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в области общего образования» в части финансирования расходов на оплату труда, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, осуществляется путем предоставления субвенций муниципальным образованиям РТ. Размер субвенции определяется Министерством образования РТ, т.к. является уполномоченным органом Правительства РТ по осуществлению отдельных полномочий органов государственной власти. В бюджете муниципального района «Пий-Хемский кожуун РТ» в 2010 году определен и утвержден размер субвенции на реализацию указанного Закона РТ в сумме 100108 тысяч рублей, уточнено по итогам года 103676,5 тысяч рублей, что подтверждается уведомлением №123 от 24 декабря 2010 года, распределением дополнительной финансовой помощи №48 от 16 июня 2010 года. Для определения размера субвенции Финансовым управлением согласовываются исходные с Министерствами и ведомствами, в частности и с Министерством образования РТ, и видно, что размер субвенции зависит от фактического количества учащихся общеобразовательных школ в кожууне. Финансовое управление администрации Пий-Хемского кожууна осуществляет финансирование учреждений на основании утвержденного бюджета. Субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ в области общего образования в 2010 году профинансирована МУ Управления образованием в полном объеме. Из материалов дела следует, что военно-патриотическое воспитание в общеобразовательных учреждениях Пий-Хемского кожууна включаются в программы по истории, географии, ОБЖ, физической культуры, классные часы, месячники военно-патриотического воспитания, тематические вечера, посвященные дням воинской славы, кожуунные соревнования по военно-прикладным видам спорта, посвященные памяти земляков, погибших в годы ВОВ, кожуунная военно-патриотическая игра «Зарница», смотры песни и строя, посвященные Дню Победы. Предметные кабинеты ОБЖ, элементы полосы препятствий, технические средства обучения, учебные и наглядные пособия имеются во всех общеобразовательных учреждениях кожууна, средств защиты гражданской обороны в полном объеме недостаточно, спортивные городки - согласно стандартам. Общеобразовательные учреждения укомплектованы рядовым, сержантским и офицерским составом запаса. Согласно ответу Финансового управления администрации Пий-Хемского кожууна на требование прокурора №8-736в/10 от 20 октября 2010 года за период до 20 октября 2010 года финансирование из местного бюджета на цели оборудования предметного кабинета ОБЖ не производилось, т.к. расходы бюджета на указанные цели не закладывались. Субвенций из республиканского бюджета для образовательных учреждений кожууна на указанные цели не поступало и не планировалось. От директоров школ заявок в Финуправление кожууна не направлялось. Из информации директора МОУ СОШ с.Сесерлиг Ачын-оол С.Х. на требование прокурора №8-736в/10 от 20 октября 2010 года следует, что подготовка по основам военной службы осуществляется по учебной программе ОБЖ 1 час в неделю в 10 классе. На теоретические занятия отведено 25 часов, на практические занятия - 7 часов, 2 часа отведено на проведение контрольных тестирований. В связи с нехваткой кабинетов в школе отсутствует предметный кабинет ОБЖ. Учебные и наглядные пособия имеются у учителя ОБЖ и в школьной библиотеке, общие наглядные пособия вывешены на стенах коридора школы. Теоретические занятия проводятся в других предметных кабинетах, а практические занятия проводятся в спортивном зале и на спортивной площадке. В школе не хватает учебных и наглядных пособий. Для изучения основ военной службы не хватает и технических средств обучения, имеются 7 противогазов старого образца, 2 пневматических ружья, 2 учебных гранат. Спортивная площадка оборудована турником, перекладиной, переправами. Финансирование на приобретение средств по основам военной службы не осуществлялось. Для выделения средств по подготовке военной службы направлялись коллективные заявки в МУ Управление образованием Пий-Хемского кожууна на секционном заседании МО преподавателей ОБЖ. На строительство спортивного городка, оборудование предметного кабинета, приобретение учебных пособий, технических средств по Основам военной подготовки сметы расходов на 2009г, 2010 г не предусматривались. В соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Сесерлиг Пий-Хемского кожууна РТ учредителем является администрация Пий-Хемского кожууна. В соответствии с п.3 ст.11 Закона РФ «Об образовании» и п.16 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196, заключен договор от 12 января 2009 года между администрацией Пий-Хемского кожууна РТ (учредителем), МУ Управления образования и МОУ СОШ с.Суш. Данный договор регламентирует права и обязанности сторон в организационной, финансовой и образовательной деятельности учреждения и обязателен к исполнению сторонами. Администрация кожууна создает условия для осуществления образовательного процесса учреждения и контролирует исполнение им государственных образовательных стандартов (п.2.1.3 Учредительного договора). Администрация кожууна осуществляет финансирование образовательной деятельности учреждения на основе государственных и местных нормативов, сметы, с учетом специфики учреждения (п.2.1.7 Учредительного договора). Согласно справке о результатах проверки исполнения законодательства о воинской обязанности, проведенной помощником прокурора Пий-Хемского района Демагиной О.А., установлено, что курсы «Основы военной службы» изучаются обучающимися общеобразовательных учреждений в рамках предмета ОБЖ. На момент проверки в МОУ СОШ с.Суш отсутствует предметный кабинет, в достаточном количестве имеются учебные пособия старых изданий, новых пособий нет. Отсутствует оформление, имеется заявка на приобретение плакатов. В школе отсутствуют технические средства обучения, представлена новая камуфляжная форма в количестве 6 штук. Не достаточно оборудован спортивный городок с элементами полосы препятствий, отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы. Представитель Министерства образования и науки РТ Чаш С.Ш. в ходе судебного заседания пояснил, что финансирование образовательных учреждений республики ведется за счет субвенций, выделяемых из республиканского бюджета. Непосредственно на образовательные цели указанные субвенции выделяются из расчета 1 тысяча рублей на одного обучающегося. Образовательное учреждение само определяет, как израсходовать указанные субвенции в соответствии со сметой. В 2010 году на образовательные учреждения Пий-Хемского района было выделено 103 миллиона рублей. Дополнительно через министерство образования в течение года приобретаются и направляются в образовательные учреждения учебники, но в основном для обучения на тувинском языке. Учебники и учебные пособия по начальной военной подготовке не приобретались. Представитель МУ Управления образованием Пий-Хемского кожууна в судебном заседании пояснила, что в базовый образовательный стандарт, по которому ведется преподавание предмета «Основы безопасной жизнедеятельности» в школах кожууна входит только обучение теоретическим знаниям в области начальной военной подготовки, обучение навыкам обращения с оружием и стрельба из него предусмотрены только в профильных классах, которых в школах кожууна не имеется. Финансирование образовательных учреждений кожууна ведется путем выделения субвенций из республиканского бюджета, каждое учреждение самостоятельно решает, на что именно указанные субвенции потратить. Заявок от учреждений на дополнительное финансирование на цели военно-патриотическое воспитание обучающихся в 2009-2010 годах не поступало. Аналогичные пояснения даны и представителем МУ Управление финансов Пий-Хемского кожууна, указавшей также, что финансирование образовательных учреждений ведется по мере поступления субвенций из республиканского бюджета. Дополнительные средства из бюджета кожууна на указанные цели не выделялись, заявки образовательными учреждениями о дополнительном финансировании не подавались. Смета образовательного учреждения составляется и утверждается в конце года на будущий год. В случае необходимости смета в течение года может быть скорректирована, с учетом возникающих потребностей. При таких обстоятельствах суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора об обязании образовательного учреждения МОУ СОШ с. Сесерлиг в лице директора обеспечить обучающихся учебными и наглядными пособиями по основам военной службы, обеспечить техническими средствами обучения, построить спортивный городок с элементами полосы препятствий в срок до 01 сентября 2011 года. Требование прокурора о строительстве стрелкового тира или обустройства места для стрельбы удовлетворению не подлежит, так как базовым уровнем образовательного стандарта по ОБЖ обучение стрельбе не предусмотрено. Составление сметы руководителем образовательного учреждения и выделение дополнительных средств учредителем образовательного учреждения суд считает способом устранения нарушений. При рассмотрении искового заявления согласно ст. 333.36 НКРФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Таким образом, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Пий-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с.Сесерлиг Пий-Хемского кожууна в лице директора об обязании устранить нарушения в сфере военно-патриотического воспитания, об обязании администрации муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в лице председателя профинансировать муниципальные общеобразовательные учреждения согласно утвержденной сметы расходов на указанные цели, удовлетворить частично. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с.Сесерлиг Пий-Хемского кожууна в лице директора обеспечить обучающихся учебными и наглядными пособиями по основам военной службы, обеспечить техническими средствами обучения, построить спортивный городок с элементами полосы препятствий в срок до 01 сентября 2011 года. В остальной части отказать. Взыскать с МОУ СОШ с. Сесерлиг в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2011 года. Председательствующий С.А. Чернова