Дело № 2-172/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Туран 24 июня 2011 года Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Черновой С.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Пий-Хемского района РТ Демагиной О.А. представителя ответчика администрации муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» по доверенности Маракина Е.А., ответчика председателя Хурала представителей муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» Бичи-оол В.К. при секретаре Донгак А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва к администрации муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в лице председателя об обязании обеспечить работу Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 органами местного самоуправления муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва», к Хуралу представителей муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва»об обязании принять решение о включении в бюджет района средств, достаточных для создания и функционирования на территории муниципального района единой дежурно-диспетчерской службы, установил: Прокурор Пий-Хемского района обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в лице председателя об обязании обеспечить работу Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 органами местного самоуправления муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва», к Хуралу представителей муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» об обязании принять решение о включении в бюджет района средств, достаточных для создания и функционирования на территории муниципального района единой дежурно-диспетчерской службы. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерана территории Пий-Хемского кожууна. В ходе проверки установлено, что на территории Пий-Хемского кожууна орган повседневного управления - единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования Пий-Хемского кожууна не создана. Администрация Пий-Хемского кожууна меры по созданию указанной службы не принимает. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, с изменениями от 07.05.2009, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.В соответствии с п. п. 2,6,7,11,24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794 единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.Органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно диспетчерские службы муниципальных образований. Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждениях и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района. Просит обязать администрацию Пий-Хемского кожууна в срок до 01 сентября 2011 года составить штатное расписание ЕДДС муниципального образования и утвердить его в установленном порядке; выделить помещение в здании администрации муниципального района для работы ЕДДС; приобрести необходимое оборудование для работы ЕДДС, обеспечить его установку и работу (телефон/факс, компьютер в комплекте с копировальным оборудованием, мебель, средства беспроводной связи, канцелярские и расходные материалы); принять на работу работников по численности, обеспечивающей круглосуточную деятельность ЕДДС, сохраняющей право работников на отдых продолжительностью, не нарушающей трудового законодательства; утвердитьь смету расходов на оплату труда работников ЕДДС, на приобретение необходимого оборудования для обеспечения оптимального функционирования работы ЕДДС и представить с заключением на утверждение в Хурал представителей Пий-Хемского кожууна в целях внесения изменений в муниципальный бюджет на 2011 год; обеспечить круглосуточную работу ЕДДС муниципального образования с 01 сентября 2011 года. Также просит обязать Хурал представителей муниципального образования «Пий-Хемский кожуун» в срок до 01 августа 2011 года принять решение о включении в бюджет района средств, достаточных для создания и функционирования на территории муниципального района единой дежурно-диспетчерской службы. В судебном заседании помощник прокурора Демагина О.А. поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их по указанным в заявлении основаниям, пояснив, что администрацией Пий-Хемского кожууна в течение 2009-2010-2011 годов не принимала меры по созданию и обеспечению деятельности на территории муниципального образования ЕДДС, несмотря на то, что прокурором неоднократно вносились меры по устранению выявленных нарушений, вносились представления, но ответы на них поступали общего характера, со ссылкой на отсутствие денежных средств на указанные цели. В ноябре 2010 года в Хурал представителей муниципального образования «Пий-Хемский кожуун» прокурором внесена информация о наличии указанных нарушений и необходимости предусмотреть в бюджете района на 2011 год средства на создание и обеспечение деятельности ЕДДС, однако из Хурала представителей в прокуратуру поступила информация об отсутствии необходимых денежных средств ив бюджете района. При этом уточнила исковые требования, указав, что необходимо предоставить соответчикам дополнительное время до 01 сентября 2011 года для составления сметы и внесения необходимых изменений в бюджет, до 01 октября 2011 года для устранения остальных нарушений, обязав обеспечить круглосуточную работу ЕДДС муниципального образования с 01 октября 2011 года. Представитель ответчика администрации муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» по доверенности Маракин Е.А. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и пояснил, что из смысла Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794 следует, что органы местного самоуправления муниципального района не обязаны создавать на территории района ЕДДС, так как они не указаны в перечне функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению к указанному постановлении. Кроме того, так как в бюджете муниципального района на 2011 год денежные средства на создание ЕДДС не предусмотрены, требование прокурора противоречит бюджетному законодательству. Так как предполагают ответчика израсходовать бюджетные средства не по целевому назначению. Глава Пий-Хемского кожууна - председатель Хурала представителей Бичи-оол В.К. в судебном заседании, исковые требования прокурора не признал, пояснив, что согласен с необходимостью создания на территории кожууна ЕДДС, но средства на указанные цели возможно предусмотреть только на 2012 год, так как на 2011 год бюджет уже принят, средства на указанные цели не предусмотрены, получение дополнительных средств не прогнозируется, а выделение денег на указанные цели за счет Управления образованием администрации Пий-Хемского кожууна, как это предлагалось администрацией района, Хуралом признано нецелесообразным. Выслушав объяснения участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела и заслушав судебные прения, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с подпунктами «г», «з» пункта 2 статьи 11 названного выше Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п. п. 2, 6, 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Постановлением Госстандарта РФ от 09 ноября 1999 года № 400-ст утвержден Государственный Стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», установлен состав решаемых задач, структура и порядок функционирования единой дежурно- диспетчерской службы города, района в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности в чрезвычайной ситуации. Положения Стандарта являются обязательными для федеральных органов государственной власти, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, органов управления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны (ГО), предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, взаимодействующих с ними служб, других организаций, привлекаемых для создания и обеспечения функционирования единой дежурно- диспетчерской службы. Согласно пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждениях и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории и района. Постановлением Правительства РТ от 03.12.2003 № 858 «О создании объединенной системы оперативно-диспетчерского управления Республики Тыва», рекомендовано руководителям администраций городов и кожуунов Республики создать на территориях муниципальных образований единые оперативно-диспетчерские службы как органы повседневного управления Республики Тыва. Согласно информации и.о. начальника Главного управления МЧС России по Республике Тыва Сирин В.Т. от 04 апреля 2011 года на территории Пий-Хемского кожууна, в нарушение требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ЕДДС не действует. Из информации прокурора района от 30 ноября 2011 года председателю Хурала представителей Пий-Хемского кожууна следует, что распоряжением и.о. председателя администрации муниципального района от 16 июля 2010 года № 237 принято решение о создании ЕДДС Пий-Хемского кожууна с 15 июля 2010 года, однако денежные средства на ее содержание в бюджете района на 2010 год предусмотрены не были. В проекте бюджета района на 2011 год также не заложены необходимые средства на функционирование ЕДДС. Председателю Хурала представителей предлагалось скорректировать бюджет района на 2011 год, предусмотрев в нем необходимые для функционирования ЕДДС средства. Согласно ответу председателя Хурала представителей кожууна от 08 декабря 2010 года на указанную информацию средства на ЕДДС, в случае ее создания, необходимо будет изъять из программы профилактики правонарушений и из резервного фонда. Из ответа председателя администрации Пий-Хемского кожууна от 12 апреля 2011 года на требование прокурора следует, что администрацией Пий-Хемского района проработана смета на содержание ЕДДС в размере 765 тыс.руб. Согласно Соглашения № 8 от 11 января 2011 года, заключенного между Министерством финансов РТ и администрацией Пий-Хемского кожууна, администрация не может принимать решений, приводящих к увеличению численности работников бюджетной сферы, допускать увеличение численности бюджетополучателей, превышать установленные нормативы формирования расходов на оплату труда. Просит прокуратуру района оказать помощь в выделении кожууну дополнительной финансовой помощи и отмене ограничений по установленной численности муниципальных служащих и фонду оплаты труда. Таким образом, судом установлен факт нарушения администрацией Пий-Хемского кожууна Республики Тыва законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заключающейся в необеспечении создания и функционирования единой дежурно-диспетчерской службы на территории муниципального района. В силу ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать то обстоятельство, на которые она ссылается как на основание своих требований. В судебном заседании представитель администрации не оспаривает, что на территории муниципального района до настоящего времени функционирование единой дежурно-диспетчерской службы не осуществляется. Денежные средства на финансирование единой дежурно-диспетчерской службы в бюджете муниципального района на 2011 год не заложены. Довод представителя ответчика администрации Пий-Хемского кожууна, что Хуралом представителей Пий-Хемского кожууна отказано в выделении дополнительных средств на указанные цели за счет средств Управления образованием, суд считает не состоятельным. В соответствии со ст. 9 Бюджетного Кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесено установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. Учитывая, что участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района относится к вопросу местного значения, то согласно ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ в местном бюджете муниципального района должны быть раздельно предусмотрены средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения; и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счёт субвенций и других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий. Согласно Уставу Муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района. В силу ст. 154 Бюджетного Кодекса РФ исполнительно- распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают исполнение бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, осуществляют иные полномочия. Составление проектов бюджета является исключительной прерогативой администраций муниципальных образований (ст. 171 Бюджетного Кодекса РФ). В соответствии со ст. 35 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года и Уставом Муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении отнесено к компетенции представительного органа муниципального образования, которым является Хурал представителей Пий-Хемского кожууна. Таким образом, бездействие органов местного самоуправления муниципального района, выразившиеся в несоздании и необеспечении финансовыми ресурсами единой дежурно - диспетчерской службы муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» снижает уровень готовности к действиям организаций, затрудняет предупреждение чрезвычайных ситуаций и их скорейшую ликвидацию, не обеспечивает максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Нарушает право граждан на охрану здоровья закрепленное в статье 41 Конституции Российской Федерации и в ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22 июля 1993 года. Оценивая в совокупности изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Пий-Хемского района обоснованы и подлежат удовлетворению в части обязания администрации Пий-Хемского кожууна утвердить смету расходов на оплату труда работникам единой дежурно-диспетчерской службы, приобретение необходимого оборудования для обеспечения оптимального функционирования единой дежурно-диспетчерской службы и представить с заключением на утверждение Хурала представителей Пий-Хемского кожууна для внесения изменений в муниципальный бюджет 2011 года; составить штатное расписание единой дежурно-диспетчерской службы и утвердить его в установленном порядке; выделить помещение для работы единой дежурно-диспетчерской службы; приобрести оборудование, необходимое для работы единой дежурно-диспетчерской службы и обеспечить его установку и работу; принять на работу работников по численности, обеспечивающей круглосуточную деятельность единой дежурно-диспетчерской службы; обеспечить круглосуточную деятельность единой дежурно-диспетчерской службы; обязания Хурала представителей муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» принять решение о включении в бюджет района на 2011 год средств, достаточных для создания и функционирования на территории муниципального района единой дежурно-диспетчерской службы. . В то же время суд считает необоснованным требование прокурора выделить помещение для работы единой дежурно-диспетчерской службы именно в здании администрации Пий-Хемского кожууна, так как действующим законодательством не установлена обязанность органа местного самоуправления муниципального района обеспечить деятельность ЕДДС именно в административном здании администрации. Пунктом 3.4 Положения о функционировании объединенной системы оперативно-диспетчерского управления Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 03 декабря 2003 № 858 определены основные задачи, ответственность и права ЕДДС городов и кожуунов республики. Из смысла указанных норм следует, что техническое оснащение ЕДДС должно обеспечивать выполнение ЕДДС муниципального образование возложенных на него задач и функций В соответствии с требованиями Государственного Стандарта РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» для обеспечения деятельности ЕДДС, помимо пункта управления ЕДДС, предусмотрено наличие узла связи, центра оповещения и комплекса средств автоматизации ЕДДС, функции и задачи деятельности которых определены п.п. 3.11, 3.11.1, 3.13. указанного стандарта, при этом конкретный перечень технических средств указанным стандартом не определен. В исковых требованиях прокурора не указано, каким образом, оборудование, которое он просит суд обязать администрацию муниципального района приобрести и установить, без указания его технических параметров, обеспечивает выполнение ЕДДС муниципального района возложенных на нее задач и функций. В связи, с чем суд считает исковые требования в части установления перечня оборудования для обеспечения работы ЕДДС не подлежащими удовлетворении. В соответствии со ст.333.36 ч 1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, в связи с чем, согласно ч 4 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва к администрации муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в лице председателя об обязании обеспечить работу Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 органами местного самоуправления муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва», к Хуралу представителей муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» об обязании принять решение о включении в бюджет района средств, достаточных для создания и функционирования на территории муниципального района единой дежурно-диспетчерской службы удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в лице председателя: в срок до 01 сентября 2011 года утвердить смету расходов на оплату труда работникам единой дежурно-диспетчерской службы, приобретение необходимого оборудования для обеспечения оптимального функционирования единой дежурно-диспетчерской службы и представить с заключением на утверждение Хурала представителей Пий-Хемского кожууна для внесения изменений в муниципальный бюджет 2011 года. В срок до 01 октября 2011 года: составить штатное расписание единой дежурно-диспетчерской службы и утвердить его в установленном порядке; выделить помещение для работы единой дежурно-диспетчерской службы; приобрести оборудование, необходимое для работы единой дежурно-диспетчерской службы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 09 ноября 1999 года № 400-ст, Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, Положения о функционировании объединенной системы оперативно-диспетчерского управления Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 03 декабря 2003 № 858 и обеспечить его установку и работу; принять на работу работников по численности, обеспечивающей круглосуточную деятельность единой дежурно-диспетчерской службы. Обеспечить круглосуточную деятельность единой дежурно-диспетчерской службы с 01 октября 2011 года. Обязать Хурал представителей муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в срок до 01 сентября 2011 года принять решение о включении в бюджет района средств, достаточных для создания и функционирования на территории муниципального района единой дежурно-диспетчерской службы. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Пий-Хемский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2011 года. Председательствующий С.А. Чернова