Дело № 2-529 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 сентября 2010 года г. Питкяранта Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Куприяновой О.Е. при секретаре Фешкиной Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г.Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районе по защите неопределенного круга лиц к ОАО «Карельская энергосбытовая компания» о защите прав потребителей. Установил: Иск предъявлен по тем основаниям, что в представительство территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в ................ коллективно обратились жители дома номер по ................ с просьбой о принятии мер по факту нарушения их прав использованием показаний приборов учета электроэнергии, не являющихся собственностью жильцов, и предъявлением показаний указанных приборов к оплате потребителям. Кроме того, приборы учета электроэнергии в ................ также установлены в домах номер по ................, номер по ................, номер по ................, номер по ................, номер по ................, номер по ................, номер по ................, номер по ................, номер по ................. При рассмотрении обращения жильцов было установлено, что с февраля 2010 года после оборудования силами ОАО «................» (ОАО «................») дома номер по ................ ................ коллективными (общедомовыми) приборами учета количества поданной электроэнергии, ОАО «Карельская энергосбытовая компания» стала предъявлять к оплате потребителям счета с учетом показания установленных приборов, при этом сумма оплаты за используемую электроэнергию для обслуживания мест общего пользования многоквартирного дома существенно выросла. Управление домом номер по ................ производится по договорам потребителей с управляющей компанией ООО «................» по договору управления от 01.09.2009 года. При этом в данном договоре указаны приборы учета электроэнергии мест общего пользования – счетчик номер, имеется справка-акт о приемке данного электросчетчика. До установки приборов учета количества поданной электроэнергии ОАО «................», оплата за потребленную электроэнергию производилась с учетом показаний индивидуальных приборов учета потребителей и показаний указанного счетчика номер. Установленные на сегодняшний день приборы учета электроэнергии принадлежат на праве собственности ОАО «................», жильцы дома собственниками счетчиков не являются и не несут бремя по их содержанию. Истец полагает, что установка прибора учета электроэнергии нарушает права жителей, поскольку собственники многоквартирного жилого дома не давали своего согласия на установку такого прибора, фактически имело место несанкционированное вмешательство в общедомовые сети, находящиеся в общедолевой собственности всех собственников многоквартирного жилого дома, и установка приборов с нарушением действующего законодательства, а именно требований ст.ст. 36, 44 ЖК РФ, ст.ст. 209, 246, 247 ГК РФ, Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006 г., Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 от 23 мая 2006г., Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006года. При определении объема переданной энергии ответчик использует показания приборов учета электроэнергии, которые установлены с нарушением действующего жилищного законодательства. Истец просит признать действия ОАО «Карельской энергосбытовой компании» по определению количества потребленной энергии на основании установленных общедомовых (коллективных) приборов учета противоправными в отношении неопределенного круга лиц потребителей, обязать ОАО «Карельскую энергосбытовую компанию» прекратить определение объема полученной потребителями электрической энергии, не входящих в состав общего имущества собственников жилья многоквартирных домов ................. В случае удовлетворения иска обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления его в законную силу через средства массовой информации. В судебном заседании представители истца Гунько И.Н., Никитина О.В., действующие на основании доверенности, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, пояснили, что ответчиком при проведении установки общедомовых приборов учета электроэнергии нарушены нормы действующего законодательства, так как установка произведена без согласия собственников жилья, не учтено их мнение относительно вида счетчика. Кроме того, установленные счетчик не состоят на балансе управляющей компании дома, не определено произведена ли их установка на границе балансовой принадлежности. Представитель ответчика ОАО «Карельская энергосбытовая компания» Герасина О.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, в срок до 01.01.2012 года многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета. В соответствии с планом мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства РК, в перечень мероприятий по оснащению потребителей приборами учета энергоресурсов и стимулированию потребителей к экономии и надлежащей оплате энергоресурсов, входит организация и финансирование работ по оснащению жилых домов в жилфонде РК и муниципальном жилфонде приборами учета электрической энергии, в том числе и в многоквартирных домах коллективными общедомовыми приборами учета, в связи с чем ОАО «................» осуществила установку указанных приборов. Учет электроэнергии, поступающей в многоквартирный дом позволяет исключить необоснованное использование электроэнергии потребителями и способствует энергосбережению. Нарушений являющихся основанием, препятствующим осуществлению расчетов с потребителями на основании показателей прибора, нет. Представители третьего лица ОАО «................» Гусева Ю.В. и Неелов А.Б., действующие на основании доверенности, с иск не признали, пояснили, что процедура установки коллективных приборов учета выполнена с соблюдением действующего законодательства, согласно требованиям об обеспечении учета электрической энергии, все необходимые документы оформлены надлежащим образом. Приборы учета электроэнергии на баланс никому не передавались и обслуживаются сетевой компанией. Акты приемки были подписаны директором управляющей компании. Показания приборов учета ежемесячно также подписываются директором управляющей компании. В случае несогласия собственников жилья с типом прибора, они вправе решить это на общем собрании и установить другие приборы учета. Причинами возросшей оплаты явились износ внутидомовых сетей, подключения минуя приборы учета и т.д. Представители третьих лиц ООО «Домоуправление города Питкяранта», УК «Эконом Строй-Сервис», УК «Домовое управление», Администрации Питкярантского городского поселения в судебное заседание не явились. О дне слушания дела извещены. Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, представителей третьих лиц, свидетеля З., считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено, что 15 апреля 2010 года жителями дома номер по ................ в ................ в адрес заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора Никулиной О.В. была подана жалоба о нарушении их прав ОАО «Карельской энергосбытовой компанией». Указанное нарушение выразилось в установке без разрешения собрания собственников нового общедомового счетчика, после установки которого, возросла плата за электроэнергию, с размером которой не согласны жильцы. В связи с поступлением жалобы, Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в ................ была проведена проверка. По результатам данной проверки было установлено, что в многоквартирных домах номер по ................, номер по ................, номер по ................, номер по ................, номер по ................, номер по ................, номер по ................, номер по ................, номер по ................ ................ были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета количества поданной электроэнергии. В соответствии с показаниями указанных общедомовых приборов и показаниями индивидуальных приборов производится начисление платы за потребленную электроэнергию. Согласно ч.2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией. В соответствии с договором управления многоквартирным жилым домом от 01 сентября 2009 г. управляющей организацией в отношении жилого дома номер по ................ ................ являлось ООО «Домоуправление города Питкяранта». Частью 2 ст. 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Из анализа данной правовой нормы, являющейся императивной и не подлежащей расширительному толкованию, следует, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме, выбрав способ управления домом, передают весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг управляющей организации. Поскольку управляющей компанией в д. номер по ................ являлось «Домоуправление города Питкяранта», именно данное лицо, исходя из положений ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляя предоставление коммунальных услуг и иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, заключило с ОАО «Карельская энергосбытовая компания» агентский договор № 04А-ПК от 31.12.2009 г., подписало акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 30 ноября 2009 года. Как усматривается из п.2.1.1 вышеуказанного агентского договора, Агент (ОАО «Карельская энергосбытовая компания») обязуется выполнить все необходимые действия для обеспечения поставок коммунального ресурса – электрической энергии потребителям, а также выполнение ежемесячного расчета объемов электрической энергии, поставленных каждому потребителю, исходя из показаний общедомового, индивидуальных приборов учета и расчетных способов в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Положения п.4 и 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч.1,2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Положения п.5, 9 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. возлагают на собственников жилого дома в срок до 1 января 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. В целях реализации на территории Республики Карелия ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Распоряжением Правительства республики Карелия был утвержден план мероприятий по реализации вышеуказанного закона, в соответствии с которым запланирована организация и финансирование работ по оснащению многоквартирных домов в жилищном фонде Республики Карелия и муниципальном жилищном фонде коллективными общедомовыми приборами учета электрической энергии в срок не позднее 1 января 2012 года. Во исполнение указанного Федерального Закона, общедомовые приборы учета могут быть установлены как сетевой организацией, так за счет собственников квартир или за счет исполнителя коммунальных услуг. В случае установки их сетевой организацией общедомовые счетчики находятся в ее собственности. Установка общедомовых приборов учета по дому номер по ................ осуществлена ОАО «Прионежская сетевая компания» в соответствии с заключенным между ОАО «Карельская энергосбытовая компания» и ОАО «Прионежская сетевая компания» договором номер оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.12.2007 года и подтверждается заключенным между указанными сторонами Дополнительным соглашением от 01.03.2010 года о дополнении «Перечня точек поставки электрической энергии из сети Исполнителя во внутридомовые сети многоквартирных домов потребителем Заказчика». Таким образом, собственником указанного общедомового прибора учета электроэнергии правомерно является ОАО «Прионежская сетевая компания». 1 июня 2010 года подписано между ОАО «Карельская энергосбытовая компания», ОАО «Карельская энергосбытовая компания», ООО «Домоуправление г. Питкяранта» соглашение об информационном обмене, порядке расчета и согласовании объемов электрической энергии по точкам поставки на границах балансовой принадлежности многоквартирных домов г. Питкяранта по сечению. Таким образом, доводы истца о том, что не определены границы балансовой принадлежности без установления технических условий, не являются убедительными. Данным соглашением определено, что ежемесячно подписывается акт с участием управляющей компанией по учету электроэнергии. Довод истца о том, что коллективный общедомовой прибор потребления электроэнергии должен принадлежать собственникам помещений в многоквартирном доме, не является основанием для признания неправомерными действий ответчика по установке счетчика. В соответствии со ст.36 ЖК РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии включаются в состав общего имущества. Однако, установка счетчика электроэнергии, принадлежащего ОАО «Прионежская сетевая компания», не лишает собственников дома возможности установить коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии желаемой модификации и классности и включить его в общедомовое имущество. Согласно п.4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). К таким правилам относятся в том числе «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006 г., «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г. Отношения потребителей, исполнителей коммунальных услуг, сетевой организации и гарантирующего поставщика регулируются Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 года. Для предоставления коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам исполнитель коммунальных услуг должен заключить договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией. Пунктом 62 Правил определены условия для заключения договора энергоснабжения: присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке, обеспечение учета электрической энергии, надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору. При этом в соответствии с п. 89 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Таким образом, необходимо учитывать весь объем, потребленный многоквартирным домом. В соответствии с п. 136 Правил учет потребленной электроэнергии осуществляется двумя способами: с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии. Как установлено в судебном заседании, ОАО «Карельская энергосбытовая компания» ежемесячно выставляет потребителям счета на оплату потребленной электроэнергии. Начисление платы за электроэнергию производится в соответствии со ст.157 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 – пропорционально показаниям приборов учета, так как во всех помещениях многоквартирных домов, где установлены общедомовые (коллективные) приборы учета существуют также индивидуальные приборы учета. 19 августа 2010 года межведомственной комиссией проведена проверка электрических сетей и приборов учета в жилом доме по адресу ................, было предложено собственникам заменить индивидуальные приборы учета на соответствующие требованиям ПУЭ, с целью снижения потерь электрической энергии. Кроме того, установлено, что в ряде квартир индивидуальные приборы учета не имеют пломб, работают с перебоем, имеются подключения, минуя индивидуальные приборы учета, установлены розетки, подключенные от коммунального освещения. Следовательно, данные нарушения явились причиной возрастания оплаты при снятии показателей по коллективным приборам учета. Данные акты опровергают показания свидетеля З., пояснившего, что при обследовании жилого фонда нарушений правил электробезопасности, не обнаружено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установка общедомовых (коллективных) приборов учета проведена в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, действия ОАО «Карельской энергосбытовой компании» по определению количества потребленной энергии на основании установленных приборов учета являются правомерными. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 155, 161, 162 ЖК РФ, ст.ст. 426, 539 ГК РФ, ФЗ РФ от ХХ.ХХ.ХХ года номерФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.198 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г.Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районе к ОАО «Карельская энергосбытовая компания» о защите прав потребителей отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение 10 дней через Питкярантский городской суд. Председательствующий О.Е.Куприянова Мотивированное решение составлено 1 октября 2010 года Председательствующий О.Е.Куприянова