об обязании выдать разрешение для индивидуального жилищного строительства



Дело № 2-668

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2011 года                                                                                      г. Питкяранта

Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,

при секретаре Басовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Немкевича Ивана Михайловича к администрации Ляскельского сельского поселения об обязании выдать разрешение для индивидуального жилищного строительства,

установил:

Немкевич И.М. обратился с названным иском в суд по тем основаниям, что постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 30.03.2011г. № 319 ему предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства в п. Ляскеля. Истцом направлено заявление в адрес ответчика о выдаче разрешения на строительство, однако, письмом от 15.07.2011г. № 431 администрация Ляскельского сельского поселения отказала в выдаче такого разрешения, сославшись на п.4 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ в связи с тем, что на данном земельном участке расположено здание бывших очистных сооружений, которое планируется использовать для муниципальных нужд. В исковом заявлении указывается, что градостроительным законодательством не предусмотрено такого основания для отказа в выдаче разрешения, в связи с чем истец просит обязать ответчика выдать соответствующее разрешение на строительство жилого дома.

В судебное заседание истец не явился, о дне слушания дела извещен.

Представители истца, действующие на основании доверенности Зотолокина Р.Г., Немкевич М.И., исковые требования поддержали по доводам, изложенных в иске, пояснили, что на земельном участке, который предоставлен истцу под строительство жилого дома, находится полуразрушенное здание бывших очистных сооружений, ранее принадлежавших Ляскельскому бумажному комбинату и списанных в 90-х годах; очистные сооружения были построены с расчетом приема стоков вод только от столовой комбината. Зотолокина Р.Г. пояснила, что при выборе данного земельного участка, когда глава Ляскельского поселения указала в акте о выборе особое мнение о необходимости использовать участок для строительства очистных сооружений, истец обратился в Управление Роспотребнадозра по РК, которое предложило главам районной и сельской администраций предоставить информацию о существующих очистных сооружений в месте расположения отводимого участка, однако такой информации представлено не было, в связи с чем Управление дало положительное заключение о возможности строительства на спорном участке. Немкевич М.И. пояснил, что кода Ляскельский бумажный комбинат обанкротился, он в 2000г. приобрел здание очистных сооружений, внеся денежные средства в кассу предприятия, договор купли-продажи не заключался, поскольку здание не подлежало эксплуатации, он купил его для разбора кирпича.

Представители ответчика, глава Ляскельского сельского поселения Заречная Н.В., действующий на основании ордера адвокат Орлов С.И., исковые требования не признали. Заречная Н.В. пояснила, что на спорном участке находятся очистные сооружения, которые помимо столовой ЦБК, также принимали стоки от 18-квартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В настоящее время на спорном участке находится кирпичное здание, предназначенное для персонала и оборудования очистных сооружений, насыпь и бассейн для приема стоков, которые длительное время не функционируют, но администрация намерена принять участие в федеральной программе «Чистая вода» и получить денежные средства на реконструкцию очистных сооружений, чтобы обеспечить поселок канализацией. Также пояснила, что в августе 2011г. поставили здание очистных сооружений на учет в Управлении Росреестра по РК как бесхозяйное имущество. Орлов С.И. пояснил, что, поскольку на данном участке фактически находятся очистные сооружения, необходимые для муниципальных нужд, отказ администрации Ляскельского сельского поселения в выдаче разрешения на строительство правомерен.

Представитель 3-его лица, администрации Питкярантского муниципального района, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, свидетеля ФИО9, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

По правилам ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В силу п.п. 5 ч.1 ст.8 названного кодекса выдача таких разрешений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения.

Согласно ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. При этом, в силу ч. 9.1 указанной статьи градостроительный план земельного участка в частности запрашивается органом, куда обратился застройщик, если он не представил указанный документ самостоятельно.

В судебном заседании установлено, что 04.07.2011г. Немкевич И.М. обратился в администрацию Ляскельского сельского поселения за выдачей разрешения на строительство жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, сроком на 10 лет, приложив проект, постановление о выделении земельного участка, схему его расположения и договор аренды.

Письмом администрации Ляскельского сельского поселения от 15.07.2011г. № 431 истцу было отказано в выдаче разрешения в связи с тем, что на земельном участке расположено здание бывших очистных сооружений, которое планируется использовать для муниципальных нужд, а именно в целях выполнения полномочий, предусмотренных п.4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ. В этом же письме ответчиком указано, что право собственности на данный объект нигде не зарегистрировано.

В соответствии со ст.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, поэтому отказ администрации Ляскельского поселения по причине того, что на спорном участке находится здание очистных сооружений, не основан на законе.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 30.03.2011г. № 319 Немкевичу И.М. предоставлен земельный участок, площадью 1500 кв.м., в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства, который расположен по адресу: <адрес>, район <адрес>, из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером .

При выборе данного земельного участка, глава Ляскельского сельского поселения Заречная Н.В. возражала против строительства дома в охранной зоне очистных сооружений, в связи с чем истец обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Карелия о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Управлением главам администраций Питкярантского муниципального района и Ляскельского сельского поселения были направлены письма с предложением в срок до 15 декабря 2010 года предоставить достоверную, документально подтвержденную информацию о существовании канализационных очистных сооружений в месте отводимого земельного участка, их фактической работоспособности, в чьем ведении они находятся, кем обслуживаются, действительно ли есть необходимость и реальная возможность их восстановления и на основании каких документов планируется их восстановление администрацией Ляскельского сельского поселения. Не получив от администраций указанных документов, Управление дало экспертное заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам спорного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, после чего постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 01.02.2011г. № 72 был утвержден акт выбора испрашиваемого участка. Ни указанное постановление, ни постановление о предоставлении истцу земельного участка в аренду ответчиком не оспорено.

Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке находились очистные сооружения, поостренные хозспособом Ляскельским бумажным комбинатом в 1982-1983 года. Указанное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля ФИО9, работающего в тот период на комбинате заместителем директора по технологии, пояснившего в судебном заседании, что очистные сооружения были построены силами предприятия, принимали стоки от столовой комбината, их производительность была 5 куб.м., они имели временный характер, строились из непрочного материала, в связи с чем в середине 90-х годов были списаны из-за разрушения. Также пояснил, что комбинат планировал строительство более мощных очистных сооружений в другом месте, в том числе и для нужд поселка, но обанкротился.

Довод представителя администрации Ляскельского сельского поселения о том, что данные очистные сооружения принимали стоки от 18-квартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не нашли подтверждения в судебном заседании. Согласно информации ГУП РК РГЦ «Недвижимость» указанный дом был введен в эксплуатацию 23.03.2000г., то есть после того, как очистные сооружения были списаны. Кроме того, судом установлено, что после их списания администрацией Ляскельского сельского поселения не предпринимались меры по восстановлению очистных сооружений, кроме как высказывания несогласия о предоставлении спорного участка в аренду при его выборе, при этом никаких конкретных действий ею не предпринималось, обратного суду не предоставлено. Постановка ответчиком данного объекта на учет как бесхозяйного имущества 19.08.2011г. не является юридически значимым обстоятельством по делу, кроме того, произошла после того, как истцу участок был предоставлен в аренду.

Довод главы Ляскельского сельского поселения о том, что, установив право собственности на очистные сооружения, оформив земельный участок под ними, составив проектно-сметную документацию на восстановление очистных сооружений, поселение сможет принять участие в федеральной программе и получить денежные средства на данные мероприятия, суд не принимает, поскольку данное заявление носит декларативный характер, ничем не подтверждается, более того, администрацией не представлено доказательств целесообразности и возможности восстановления очистных сооружений. В силу ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008г. № 561 администрация Ляскельского сельского поселения вправе была ставить вопрос о резервировании спорного земельного участка, однако, таким правом не воспользовалось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные требования законны и обоснованны и подлежат удовлетворению, Немкевичу И.М. должно быть выдано разрешение на строительство дома на 10 лет, поскольку в соответствии с ч.19 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается именно на такой срок.

Других оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство в судебном заседании не установлено. Как указывалось выше, непредоставление застройщиком градостроительного плана земельного участка, не является основанием для отказа в выдаче такого разрешения, поскольку администрация сама его запрашивает или изготавливает, что подтвердила в судебном заседании представитель ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.8, 51 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст.98, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Ляскельского сельского поселения выдать Немкевичу Ивану Михайловичу разрешение на строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером сроком на 10 лет.

Взыскать с администрации Ляскельского сельского поселения в пользу Немкевича Ивана Михайловича возврат государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней через Питкярантский городской суд Республики Карелия.

Судья                                                                                                            Ю.Г. Халецкая

Мотивированное решение вынесено 02 декабря 2011 года.

Судья                                                                                                            Ю.Г. Халецкая