Дело № 2-703 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 декабря 2011 года г.Питкяранта Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе: Председательствующего судьи Прокофьевой И.М. При секретаре Гуль И.В. Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дробышевского Сергея Владимировича к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК о включении работы в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии УСТАНОВИЛ: Иск предъявлен по тем основаниям, что Дробышевский С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал водителем автомобиля БЕЛАЗ в <данные изъяты> и в течение полного рабочего дня был занят на транспортировании горной массы из карьера. Истец обратился к ответчику с заявлением об оценке пенсионных прав, однако ему было отказано по причине отсутствия стажа на работах с тяжелыми условиями труда Дробышевский С.В. просит обязать ответчика включит в стаж работы с тяжелыми условиями труда период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец исковые требования поддержал и пояснил, что в мае 1985г. был принят в <данные изъяты> в транспортный цех шофером 3 класса на все типы и марки машин, где отработал до ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период работал водителем автомашины БЕЛАЗ, перевозил горную массу с забоя на фабрики в течение полного рабочего дня. Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Терина А.М. иск не признала и пояснила, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии пользуются водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в едином технологическом процессе. При этом, обязательным условием для досрочного назначения пенсии с тяжелыми условиями труда является полнодневная занятость работника, подтверждаемая документально. Доказательств того, что в течение 80% рабочего времени истец был занят на вывозке горной массы в едином технологическом процессе, в материалы дела не предоставлено. Характер работы не может быть подтвержден свидетельскими показаниями. Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, свидетелей Н, В, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27, ст. 28.1 ФЗ № 173- ФЗ от 17.12.2001 г «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, при одновременном наличии стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, страхового стажа не менее 25 лет и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 20 лет. В случае, если они проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.7 Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. В судебном заседании установлено, что Дробышевский С.В. ДД.ММ.ГГГГ принят в транспортный цех <данные изъяты> шофером 3 класса на все типы и марки автомашин, в данной должности истец отработал до ДД.ММ.ГГГГ В лицевых счетах по заработной плате работников транспортного цеха профессия истца указана как «шофер». Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, <данные изъяты>, переименованное в ГУП <данные изъяты>», затем преобразованное в ОАО «<данные изъяты>» являлось горнодобывающим и перерабатывающим предприятием. Из Устава ОАО «<данные изъяты>» следует, что основными видами деятельности предприятия является разработка месторождений полезных ископаемых (гранитов и гнейсо-гранитов) открытым способом с применением взрывчатых материалов; производство гранитного щебня различных фракций. Как усматривается из приложенных к технологическим картам схемам производства и обработки нерудного ископаемого (гранита), дробление негабарита на участке крупного дробления являлось продолжением горных работ в технологическом процессе добычи полезного ископаемого и подготовительным этапом перед переработкой горной массы на фракционный щебень в дробильно-сортировочном цехе (на фабриках № 1 и № 2). То есть последним этапом в процессе добычи гранита являлась вывозка обработанной горной массы с участка крупного дробления на дробильно-сортировочные фабрики № 1 и № 2. <данные изъяты> являлось горнодобывающим и перерабатывающим предприятием, имеющим в своем составе горный цех, в состав которого входил участок крупного дробления и дробильно-сортировочный цех, состоящий из двух фабрик ДСФ-1 и ДСФ-2, откуда щебень отгружался потребителю. Как следует из карты технологического процесса добычи открытым способом гранита и его переработки, дробление негабарита, выполнявшееся в цехе крупного дробления (ККД) являлось продолжением процесса добычи, вывозка переработанной массы в дробильно-сортировочные цеха являлась последним звеном в процессе добычи. Письмом ГУП РК Карельская геологическая экспедиция № 421 от 15.05.2002г. подтверждается, что гранито-гнейс, добываемый на месторождении <адрес> по своему составу и физико-механическим свойствам идентичен граниту. Гранит перечислен среди прочих нерудных полезных ископаемых в разделе 1 «Горные работы» Списка № 2, код поз. 20100000 «Добыча открытым способом». Из личной карточки формы Т-2 усматривается, что в период с 1985 по 2002г. истцу предоставлялся очередной отпуск продолжительностью 27 раб.дней, 31 календарный день сведений о предоставлении дополнительного отпуска не имеется В штатном расписании рабочих автоколонны на 1990г. предусмотрена должность водителя а/с БЕЛАЗ-540, водителей а/с БЕЛАЗ на горно-подготовительных работах. В штатных расписаниях транспортного цеха на 01.04.1986г. по 01.01.1987г., с 01.01.1987г. значатся водители а/м Белаз на перевозке горной массы, а также на перевозке щебня и песка, грунта и глины. Из справки ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в период с 1985 по 2002г. Дробышевский С.В. пользовался дополнительным отпуском за работу с вредными и опасными условиями труда. Из справки ОАО «<данные изъяты>» усматривается, что документов, подтверждающих или опровергающих сведения о ведении суммированного учета рабочего времени с 1985 по 2002г. в архиве не имеется. Тарифная ставка водителей БЕЛАЗ увеличена на 24% за работу в технологическом процессе, что подтверждается расчетами типовых норм выработки и расценки на транспортирование горной массы а/м БЕЛАЗ-540 в условиях работы ГУП «<данные изъяты>» при погрузке ЭКГ-4,6куб.м. В судебном заседании свидетель В показал, что работал вместе с истцом водителем автомашины БЕЛАЗ в <данные изъяты>, перевозил горную массу, работали посменно. Свидетель Н показал, что они с истцом работали в одном смене в <данные изъяты>, он - экскаваторщиком, а истец - водителем автомобиля БЕЛАЗ, перевозил горную массу с забоя на фабрики. Доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с ч.3 ст.13 ФЗ О трудовых пенсиях характер работы не может подтверждаться свидетельскими показаниями суд признает необоснованными, поскольку показания допрошенного свидетеля подтверждают не характер выполняемой истцом работы, его конкретные должностные обязанности, а закрепление за истцом автомашины БЕЛАЗ 540, занимающейся перевозкой горной массы. В штатных расписаниях работников автоколонны 2000, 2002 г.г.. предусмотрена должность водителей автомашины БЕЛАЗ -540. В штатном расписании рабочих автоколонны на 1991г. предусмотрена должность водителя а/с БЕЛАЗ-540, водителей а/с БЕЛАЗ на горно-подготовительных работах. В штатных расписаниях транспортного цеха на 01.04.1982г., с 01.04.1986г. по 01.01.1987г., с 01.01.1987г. значатся водители а/м Белаз на перевозке горной массы, а также на перевозке щебня и песка, грунта и глины. Согласно справки ОАО «<данные изъяты>» представить наряд-задания для водителей а/м БЕЛАЗ за период с 1985 по 2002г. невозможно, поскольку данные документы не сохранились в связи с истечением срока их хранения. Сведения о ведении суммированного учета рабочего времени за период с 1985 по 2002г. суду не предоставлены. Из справки ОАО «<данные изъяты>» усматривается, что документы, подтверждающие закрепление автомобилей БЕЛАЗ за водителями на предприятии отсутствуют. Из имеющейся в материалах дела карты аттестации № 95 рабочего места водителя автомобиля БЕЛАЗ не представляется возможным сделать вывод о времени занятости непосредственно в карьере, поскольку отсутствуют данные в строке 060 и протоколах оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса и тяжести трудового процесса. Согласно карте аттестации № 94 рабочего места, проведенной в 2007г. в строке 050 указано: « управляет автосамосвалом БеЛАЗ 7540 на транспортировании горной массы в технологическом процессе», в строке 110 указано право работников на льготное пенсионное обеспечение по разделу 1 Списка №2. Таким образом, исходя из технологии работ предприятия можно сделать вывод, что основной массой груза, предназначенной к транспортировке, была именно горная масса, её объем превышал объем готовой продукции, расстояние вывозки горной массы в среднем в 4 раза превышало расстояние по вывозке готовой продукции, что следует из «Расчета типовых норм выработки и расценок на транспортирование горной массы а/с БеЛАЗ-540». В <данные изъяты> все работники транспортного цеха, занятые управлением автомобилями, вплоть до 1985-1988г. именовались «шоферами», так указано в приказах по личному составу, в личных карточках формы Т-2 и в расчетных ведомостях по начислению заработной платы. Только с 1989г. данная профессия в первичных документах работников предприятия изменена на водителя автомобиля в связи с переходом на новые условия оплаты труда. Согласно действующему с 1992г. Списку №1, разделу 1 «Горные работы», 20100000 «Добыча открытым способом угля, руды… гранита», правом на пенсионное обеспечение пользуются водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе. Действие Списка№2 распространяется на все предыдущие периоды. Исходя из изложенного, все «шоферы» <данные изъяты>, занятые не менее 80% рабочего времени на вывозке горной массы из карьера, а также продукции цеха крупного дробления, пенсионный возраст которых наступил после 1 января 1992г., могут пользоваться указанным правом как водители автомобиля. Обязательным условием применения действующего Списка №2 является 80% занятость во вредных условиях, данное условие должно подтверждаться документально. С 1992г. (с момента введения в действие Списка №2) на предприятии необходимо вести суммированный учет рабочего времени при условии занятости работника как на работах с вредными условиями труда в профессиях и должностях, включенных в Список №2, так и на работах, не включенных в Список. Вместе с тем, учитывая, что до 01 января 1992г. водители автомобилей на вывозке горной породы в карьерах по добыче нерудных полезных ископаемых не пользовались правом на льготное пенсионное обеспечение, учет времени занятости водителей, в т.ч. истца во вредных условиях труда на предприятии до 1992г. не требовался. С 1992г. с момента введения в действие Списка№2 на предприятии необходимо было использовать суммированный учет рабочего времени при условии занятости работника как на работах с вредными условиями труда в профессиях и должностях, включенных в Список №2, так и на работах, не включенных в Списки. В связи с чем, с указанного времени на предприятии применялись карточки учета работы и заработной платы водителей автомашин. В карточках указаны даты выполнения работы, расстояние ездок и их количество, продолжительность и количество ночных смен, однако по данным карточкам не усматривается вид груза и маршрут его перевозки. Таким образом, при наличии суммированного учета предприятие обязано выдать справку с точными данными о периодах занятости Дробышевского С.В на работах по вывозке горной массы и продукции дробления негабарита с участка крупного дробления за период с 1992 по 2002г.г. Из справки ОАО «<данные изъяты>» усматривается, что карточка учета работы и заработной платы водителя автомашины, где отражен учет перевозимой продукции, ведется на предприятии с 1992 года. Между тем, ОАО «<данные изъяты>» не предоставило суду сведения о периодах занятости Дробышевского С.В. на работах по вывозке горной массы и продукции дробления негабарита с участка крупного дробления за период с 1992 по 2002г.г. При этом суд полагает, что непредоставление указанной информации, позволяющей суду сделать вывод о продолжительности работы Дробышевского С.В. в тяжелых условиях труда по перевозке горной массы за период с 1992 по 2002г. не может являться фактором, опровергающим 80% занятость истца на указанных работах и само по себе не может рассматриваться как основание для отказа во включении спорного периода в стаж работы с тяжелыми условиями труда. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Дробышевский С.В., отработав водителем БЕЛАЗа в «<данные изъяты>» - предприятии горнодобывающей промышленности в период с мая 1985г. по апрель 2002г. большую часть рабочего времени был занят именно на вывозке горной массы и продукта дробления негабарита с участка крупного дробления в технологическом процессе добычи. Учитывая вышеизложенное, условия и характер труда Дробышевского С.В. в качестве шофера транспортного цеха <данные изъяты> в период с 01.05.1985 по 29.04.2002. соответствовали требованиям Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г.№ 10 Раздел 20100000, подраздел 1а «открытые горные работы и работы на поверхности», код поз.2010100а-1142 «Водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе». Таким образом, период работы Дробышевского С.В. в должности водителя 3 класса на всех типах и марках автомашин транспортного цеха <данные изъяты> с 01.05.1985 по 29.04.2002. года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 55 Конституции РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК включить Дробышевскому Сергею Владимировичу в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы в качестве шофера 3 класса на всех типах автомобилей <данные изъяты> с 01.05.1985г. по 29.04.2002г. Взыскать с ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК в пользу Дробышевского Сергея Владимировича возврат государственной пошлины в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение 10 дней через Питкярантский городской суд. Судья Прокофьева И.М.