РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
по делу N 2-193 \2011 года.
с. Пировское. ДД.ММ.ГГГГ
Пировский районный суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Каракулевой М.М.,
при секретаре Ивановой О.В. с участием истицы Усковой Э.Г., её представителя Пистер Н.А.. представителя ответчика Пересьевой Е.В.. действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-193 \2011 года по иску Усковой Эмилии Генриховны к Правительству РФ, Министерству финансов РФ в лице Главного Управления казначейства по Красноярскому краю о возмещении морального вреда, причиненного в результате политических репрессии
установил:
Ускова Э.Г. обратилась в суд с иском к Правительству РФ о возмещении морального вреда, причиненного в результате политических репрессии.
В обоснование иска указала на то, что в отношении её отца ФИО1 были применены политические репрессии, в ходе которых он был направлен в трудовую армию и дальнейшая его судьба неизвестна. Впоследствии ФИО1 был реабилитирован. В связи с тем, что в 1942 году её отца забрали в трудармию, она осталась в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителя, возрасте 14 лет вынуждена была работать дояркой в колхозе, испытывать унижение, голод холод и беззащитность.
По инициативе суда к участию в деле привлечено Министерство Финансов в лице Главного Управления казначейства по Красноярскому краю.
В судебном заседании истица и её представитель требования подержали, дали пояснения аналогичные исковому заявлению, и просили суд взыскать с Министерства Финансов в лице Главного Управления казначейства по Красноярскому краю в счет возмещения морального вреда, причиненного в результате политических репрессии <данные изъяты> в эквиваленте <данные изъяты> единовременно.
Представитель Министерства Финансов в лице Главного Управления казначейства по Красноярскому краю, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом условий или оснований ответственности за причинение морального вреда. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Однако нормативные правовые акты, включая Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», возмещение морального вреда не предусматривают.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 52, 53 Конституции Российской Федерации Государство обеспечивает потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно преамбуле ( аб.3) Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессии» целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
В силу ст. 12 Закона "О реабилитации жертв политических репрессии» Реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации.
Выплата компенсации производится на основании Положения о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.1992 № 160, и Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещении его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 926.В ином виде вышеуказанные нормативные правовые акты, включая Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», возмещение вреда не предусматривают.
Вопросы возмещения морального вреда, причиненного гражданину неправомерными действиями, регулировались статьями 7, 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых 31 мая 1991 г., действие которых было распространено на территории Российской Федерации с 3 августа 1992 г., применявшихся до 1 января 1995 г.
В настоящее время возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, предусмотрена ст. 151 ГК РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г.
Согласно п 6. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 20.12.94 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда".
Если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации).
Однако, если противоправные действия (бездействие) ответчика, причиняющие истцу нравственные или физические страдания, начались до вступления в силу закона, устанавливающего ответственность за причинение морального вреда, и продолжаются после введения этого закона в действие, то моральный вред в указанном случае подлежит компенсации.
ФИО1 - отец истицы в 1941 году был подвергнут по политическим мотивам и национальному признаку административному выселению из постоянного места своего жительства и направлен на спецпоселение, впоследствии на основании Закона РФ от 18 октября 1991 года « О реабилитации жертв политических репрессий» он был реабилитирован, что подтверждается справкой о реабилитации ( л.д. № 7).
Согласно справки о реабилитации истица находилась на спецпоселении с родителями с момента рождения по 16 января 1956 год.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что Закон РФ от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 01 июля 2005 г.) не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями настоящего Закона, а также то, что до 1991 года какие-либо компенсации жертвам политических репрессий при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, законодательством РСФСР либо СССР не предусматривались, суд приходит к выводу об отсутствие права истицы на компенсацию морального вреда.
Следовательно, заявленные Усковой Э.Г. требования о взыскании с Министерства Финансов в лице Главного Управления казначейства по Красноярскому краю в счет возмещения морального вреда, причиненного в результате политических репрессии <данные изъяты> в эквиваленте <данные изъяты> единовременно не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Усковой Эмилии Генриховны к Министерству финансов РФ в лице Главного Управления казначейства по Красноярскому краю о возмещении морального вреда, причиненного в результате политических репрессии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Каракулева М.М.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Каракулева М.М.