Решение вступило в законную силу 27 июля 2010 года.
Дело № *
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Карпогоры 09 июля 2010 года
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Галкина С.А.при секретаре Таракановой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и возложении обязанности по её назначению с 13 августа 2009 года,
У С Т А Н О В И Л:
С. обратился в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе Архангельской области» (далее ГУ УПФ РФ) о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с возложением обязанности по её назначению с 13 августа 2009 года указав в обоснование, что 13 августа 2009 года он обратился с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на льготных основаниях в соответствии с пп.9 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации №173-ФЗ от 17.12.2001 года, поскольку ему исполнилось 50 лет и его льготный стаж составил около 10 лет, общий трудовой стаж работы составляет более 30 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера также составляет более 30 лет. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №* от 09 сентября 2009 года ГУ УПФ РФ в Пинежском районе в назначении пенсии было отказано со ссылкой на то, что на момент его обращения документально подтвержден стаж работы в особых условиях 7 лет 00 месяцев 11 дней, что недостаточно для назначения пенсии. Решение считает необоснованным, поскольку в период с 01 мая 1980 года по октябрь 1984 года и с 01 мая 1985 года по 25 августа 1992 года выполнял работы в качестве капитан-механика и моториста на лесосплавных работах. Работы выполнял на катере КС-*А «*». В период зимнего времени выполнял работы в должности помощника вальщика с 1982 по 1983 годы.
В ходе судебного заседания истец и его представитель Л. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика А. (по доверенности) исковые требования не признала, указав, что у истца недостаточно льготного стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии досрочно. Решение Пенсионного фонда №* от 09 сентября 2009 года является правильным. Период работы с 1985 по 1992 годы Пенсионным фондом зачтены в льготный стаж, однако существует два вида подсчёта стажа - это по фактически отработанному времени в полуторном исчислении и годами. По фактически отработанному времени у истца стаж составляет 6 лет 18 дней, а если исчислять годами, то стаж истца составляет 6 лет 11 дней. Кроме этого, в период работы истца в объединении «*» нет сведений о том, судно не относилось к портовым, служебно-вспомогательным и разъездным, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Заслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
31 августа 2009 года истец обратился с заявлением в ГУ УПФ РФ в Пинежском районе о назначении ему трудовой пенсии ранее достижения пенсионного возраста (в 50 лет) без учёта периода с 27 ноября 1979 года по 10 апреля 1980 года и предоставил необходимые документы (л.д.7).
Согласно трудовой книжке истца он работал с 11 апреля 1980 года до 06 февраля 1984 года в объединении «*» мотористом, с 07 февраля 1984 года принят в N-ский леспромхоз капитаном-механиком в связи с переводом из N-ского производственного участка и работал до 01 августа 1987 года. С 01 февраля 1988 года продолжал работать капитаном катера до 26 августа 1992 года. С 11 ноября 2004 года переведён машинистом погрузчика на нижний склад.
Справкой, уточняющей особый характер работы и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, выданной ОАО «*», работодатель подтвердил работу с 01.05.1985 г. по 25.10.1985 г. - 5 месяцев 25 дней в должности капитана-механика; с 22.04.1986 г. по 08.11.1986 г. - 6 месяцев 17 дней; с 06.04.1987 г. по 31.07.1987 г. - 3 месяца 25 дней; с 05.04.1988 г. по 15.12.1988 г. - 8 месяцев 11 дней; с 01.05.1989 г. по 13.10.1989 г. - 5 месяцев 13 дней; с 01.05.1990 г. по 10.11.1990 г. - 6 месяцев 10 дней; с 01.05.1991 г. по 20.12.1991 г. - 7 месяцев 20 дней; с 08.04.1992 г. по 11.06.1992 г. - 2 месяца 4 дня; с 17.06.1992 г. по 25.08.1992 г. - 2 месяца 9 дней. За исключением периодов в навигацию 5 дней 1992 года (с 12 по 16.06.1992 года), отгулов с 18 по 25 августа 1992 года, всего в календарном исчислении 3 года 10 месяцев 14 дней, а в полуторном исчислении 6 лет 08 дней.
Решением Пенсионного фонда №* от 09 сентября 2009 года С. было отказано в назначении трудовой пенсии в связи с недостаточностью необходимого льготного стажа, был установлен льготный стаж истца в размере 7 лет 0 месяцев 11 днейл.д.6).
В судебном заседании представитель ответчика уточнила, показав, что льготный стаж истца составил 6 лет 18 дней.
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 09 сентября 2009 года №* следует, что в льготный стаж истца в соответствии пп.9 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» были засчитаны периоды работы истца в ОАО «*»: работа в должности капитана-механика с 01.05.1985 г. по 25.10.1985 г. - 5 месяцев 25 дней; с 22.04.1986 г. по 08.11.1986 г. - 6 месяцев 17 дней; с 06.04.1987 г. по 31.07.1987 г. - 3 месяца 25 дней; с 05.04.1988 г. по 15.12.1988 г. - 8 месяцев 11 дней; с 01.05.1989 г. по 13.10.1989 г. - 5 месяцев 13 дней; с 01.05.1990 г. по 10.11.1990 г. - 6 месяцев 10 дней; с 01.05.1991 г. по 20.12.1991 г. - 7 месяцев 20 дней; с 08.04.1992 г. по 11.06.1992 г. - 2 месяца 4 дня; с 17.06.1992 г. по 25.08.1992 г. - 2 месяца 9 дней.
В льготный стаж не включены периоды работы истца в N-ском леспромхозе с 12.04.1980 года по 24.11.1982 (2 года - 7 месяцев 24 дня), с 07.04.1983 г. по 06.02.1984 г. ( 10 месяцев) в должности моториста всего 3 года 5 месяцев 24 дня, а в полуторном исчислении 5 лет 2 месяца 23 дня, поскольку не было подтверждающих документов, подтверждающих, что должность относится к плавсоставу и судно не относилось к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, суднам пригородного и внутригородского сообщения л.д.32-33).
Оценивая законность и обоснованность решения ГУ УПФ РФ в Пинежском районе, суд исходит из следующего.
Статьёй 7 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Статьёй 27 вышеуказанного закона предусмотрен круг лиц, трудовая пенсия по старости которым назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона.
Так, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст.27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности ( за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с п.2 статьи 28.1 названного Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет.
При подсчёте страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Страховой стаж после регистрации гражданина в качестве зарегистрированного лица - подтверждаются на основании сведений индивидуального учёта (п.1, 2 статьи 13 Закона №173-ФЗ).
Главой 6 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. №173-ФЗ предусмотрен порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретённых прав по пенсионному обеспечению.
Согласно пункту 9 статьи 30 названного Закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2003 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ ( а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из этого, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года, вправе применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли полностью специальный трудовой стаж.
Таким образом, разрешая вопрос о признании права лица на досрочное пенсионное обеспечение необходимо установить, что оно достигло определенного возраста - 50 лет, имеет необходимый специальный трудовой стаж в календарном исчислении 12 лет 6 месяцев и общий страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 12.07.1993 №1245-р «О внесении дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера» Пинежский район относится к районам Крайнего Севера, у истца установлен страховой стаж 32 года 20 дней, стаж работы в района Крайнего Севера 29 лет 08 месяцев 01 день, его пенсионный возраст подлежит снижению на 5 лет.
В соответствии со ст.66 Трудового кодекса РФ, пунктом 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для начисления пенсии в РСФСР, утверждённого Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года №190 и п.6 Правил подсчёта и подтверждения льготного стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. №555 - трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Пунктом 2 ст.27 Закона №173-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Истец показал, что он работал капитаном-механиком на катере КС-* А, выполнял работы на речке * на молевом сплаве леса в связи с чем имеет право на трудовую пенсию в соответствии с пп.9 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ.
В соответствии с действующим законодательством право на пенсию по данному основанию имеют все работники, входящие в плавсостав на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением судов, поименованных в данной правовой норме). При этом, для её назначения достаточно уточняющей справки с места работы о том, что данная должность или профессия относится к плавсоставу, а судно не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Основанием для выдачи такой справки может служить приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание или схема должностных окладов.
В соответствии с п.п. 6.3, 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года № 1-28-У «О порядке применения закона РСФСР» при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию в связи с работой в плавсоставе на судах морского и речного флота засчитывается время работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах.
Кроме того, в этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.
К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда).
К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.
Таким образом, помимо конкретно указанных периодов непосредственно предшествовавших или следовавших за направлением экипажа судна для выполнения рейсового задания, к ним относятся и другие периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
Справкой, уточняющей особый характер работы истца, выданной ОАО «*» подтверждены периоды работы в должности капитана- механика с 01 мая 1985 года по 17 августа 1992 года, всего по фактически отработанному времени 4 года 05 дней, а в льготном исчислении 6 лет 08 дней.
Ответчик указанный период работы засчитал в льготный стаж истца. Решение ответчика в этой части суд признаёт законным и обоснованным.
При этом ответчик не засчитал в льготный стаж истца период его работы в объединении «*» с 11 апреля 1980 года по 06 февраля 1984 года со ссылкой на отсутствие сведений, что должность относится к плавсоставу, а судно не относится к портовым.
Вместе с тем, возражения ответчика опровергаются пояснениями истца, свидетелей, справкой ОАО «*» №* от 16 июня 2009 года.
Истец в судебном заседании показал, что он, работая мотористом в объединении «*» с 11 апреля 1980 года по 06 февраля 1984 года, фактически выполнял обязанности капитана-механика судна КС-*А, который предназначен для сплава леса и он занимался только сплавными работами.
Допрошенные судом свидетели Ф., И., Х. и М. показали, что в период с 1980 по 1984 год они работали вместе с С. При этом Ф. работал главным инженером объединения «*», И. - инженером по сплаву, Х. - начальником сплава, М. работал мотористом на судне вместе с С.. Все свидетели подтвердили, что до 1 апреля каждого года по объединению издавался приказ о навигационном периоде и капитаны-механики начинали готовиться к навигации. С. выполнял обязанности капитана-механика на судне КС-* и работал полную навигацию. Указанное судно предназначено для буксировки плотов при молевом сплаве. В тот период времени объединение «*» заготавливало по 1,5 млн. куб м. леса в год, который сплавляли по реке *. На протяжении 120 км. С. на катере контролировал сплав леса и выполнял все работы по молевому сплаву. Катер, на котором работал С. не относился к служебно-разъездным. В объединении «*» служебно-разъездных катеров не было.
Согласно справке №* от 16.06.2009 года, выданной ОАО «*» катер проекта КС-*А, на которых выполнялись работы в период с 1980 по 1983 годы, относится к буксирным катерам, предназначенным для буксировки судов и плотов л.д.25).
Справкой №* от 02.09.2009 года, выданной ОАО «*» установлено, что должность «капитан-механик» относится к плавсоставу, а катер КС-*А «*» не относится к судам портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъёздным, пригородного и внутригородского сообщения л.д.16-17).
Согласно справочнику «Организация и эксплуатация лесосплавного флота» Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР (Москва, издательство «Лесная промышленность» 1980) в главе 2.6.17 «Остойчивость катера КС-100А» указано, что катер КС-100А класса «р» (перевозка организованных групп рабочих, буксировка плотов и других сооружений, связанных с первоначальным сплавом леса) и в соответствии с Правилами Речного Реестра РСФСР (ч.IV «Остойчивость», пп. 3.2.1 и 3.4.1) оценка остойчивости катера осуществляется как пассажирского и как буксирного судов.
Отнесение должности истца «капитан-механик» к плавсоставу, а также тот факт, что катер КС-* А не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения ответчиком не оспаривается.
Каких-либо доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, что позволило бы не включить спорные периоды работы истца в специальный стаж, ответчиком суду не представлено, тогда как истец, представленными суду доказательствами, обосновал заявленные исковые требования.
Согласно ст.67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, с учётом пояснений истца, свидетелей, представленных справок ОАО «*» и технических характеристик катера КС-*А, суд приходит к выводу, что катер, на котором работал истец в период с 7 апреля 1980 года по 24 ноября 1982 года (2 года 7 месяцев 24 дня) и с 07 апреля 1983 года по 02 февраля 1984 года (10 месяцев) не относился к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Занимаемая истцом должность относится к плавсоставу, в связи с чем указанные периоды работы истца подлежат включению в его льготный стаж. Решение Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе об исключении указанного периода работы из льготного стажа является необоснованным.
С учетом постановления Правительства РФ от 2 мая 2006 года № 26 «О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающее право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» полностью отработанный навигационный период на водном транспорте засчитывается в специальный трудовой стаж за год работы.
При этом, суд учитывает наличие возможности за период до 1 января 2002 года применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли полностью специальный трудовой стаж.
Согласно ст.94 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 №340-1 при подсчёте специального трудового стажа периоды работы на водном транспорте в течение полного навигационного периода исчисляются за год работы.
Кроме этого, при подсчёте специального трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, подлежат исчислению в полуторном размере.
Исходя из содержания и смысла приведённых правовых норм суд приходит к выводу, что при подсчёте льготного стажа истца возможно засчитывать работу за период полной навигации как за год работы или же учитывать фактически отработанное время, которое в дальнейшем возможно исчислить в полуторном размере. При этом, суммирование льгот пенсионным законодательством не предусмотрено. В данном случае должен быть применён принцип, по которому, если один и тот же период времени может быть учтён в более или менее льготном порядке, выбирается наиболее выгодный вариант.
В судебном заседании установлено, что полные навигационные периоды С. отработал в 1980, 1981, 1982 и 1983 годы в объединении «*», а также в 1984, 1985, 1986, 1988, 1989, 1990, 1991 годы в ОАО «*», следовательно, указанные навигационные периоды должны быть зачтены в специальный стаж в порядке, определенном в п.13 Правил исчисления, навигационный период как календарный год, следовательно, зачету подлежат указанные навигационные периоды в течение 11 лет. Исчисление указанного периода в полуторном размере не подлежит, в виду того, что произойдёт суммирование льгот.
Как следует из справки ОАО «*» №* от 02 апреля 2009 года, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, в течение работы С. с 1 мая 1985 года по 17 августа 1992 года в должности капитана-механика на катере КС-*А «*» в навигацию имелись периоды работы истца, которые не подлежат включению в специальный стаж, в том числе: с 01 августа по 31 декабря 1987 года - курсы; в июне 1992 года 5 дней (справка), с 26 августа 1992 года переведён крановщиком нижнего склада.
В связи с пожаром на предприятии 12 января 1985 года в административном здании леспромхоза уничтожены огнём кредитовые документы (лицевые счета и приказы по личному составу) за 1983, 1984 годы.
Указанные периоды подлежат зачету в специальный стаж по фактически отработанному в навигационный период времени в должности капитана-механика: с 06 апреля 1987 года по 31 июля 1987 года - 3 месяца 25 дней, с 08 апреля 1992 года по 11 июня 1992 года - 2 месяца 4 дня, с 17 июня 1992 года по 25 августа 1992 года - 2 месяца 9 дней, всего в течение 8 месяцев 08 дней, что в полуторном исчислении составляет 1 год 12 дней.
Таким образом льготный стаж истца составляет: 11 лет + 1 год 12 дней = 12 лет 12 дней, что недостаточно для назначения трудовой пенсии досрочно ранее достижения пенсионного возраста, установленного ст.7 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При подсчёте льготного стажа истца по фактически отработанному времени с применением льготного исчисления (увеличения в 1,5 раза) специальный стаж составляет: 6 лет 08 дней ( 4года 5 дней х1,5) + 5 лет 2 месяца 23 дня (2 года 7 мес.24 дня +10 мес.)х1,5) = 11 лет 3 месяца 14 дней, что также составляет менее установленного Законом стажа для назначения трудовой пенсии досрочно.
Таким образом, ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы, у суда не имеется оснований для удовлетворения иска С., решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в Пинежском районе от 09 сентября 2009 года, которым истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, является правильным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска С. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе Архангельской области» о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности по её назначению с 13 августа 2009 года - отказать.
На решение может быть кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней путем подачи жалобы через Пинежский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме 14 июля 2010 года.
Председательствующий С.А.Галкин