Решение вступило в законную силу 15 октября 2010 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Село Карпогоры 28 сентября 2010 года
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Самаевской Н.Б.,при секретаре Усыниной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пинежского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о возложении обязанности организовать предоставление дополнительных мест детям в дошкольных образовательных учреждениях района,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пинежского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о возложении обязанности организовать предоставление 412 дополнительных мест детям в дошкольных образовательных учреждениях района, обосновав свое требование тем, что в соответствии с и. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № ".31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Прокуратурой проведена проверка соблюдения прав граждан на получение дошкольного образования, в муниципальных учреждениях Пинежского района данное требование Федерального Закона администрацией МО «Пинежский муниципальный район» не исполняется.
В ходе проверки установлено, что 412 детей состоит в очереди: в МОУ «К.» в очереди на получение мест в дошкольном образовательном учреждении - 158, из них на 1.09.2010г. нуждается 86 детей; в МОУ «М» - 26, на 1.09.2010г. нуждается - 11 детей, МОУ «О» всего - 43, из них на 01.09.2010 г. - 7; в МОУ «С» всего - 30, на 1.09.2010 г. нуждающихся -7; в МОУ «П» состоит в очереди 101 ребенок, на 1.09.2010 г. нуждается 60 детей; в МОУ «А» всего в очереди состоит 5 детей, на 1.09.10 г. нуждается -3 ребенка; в МОУ «П» всего состоит в очереди 11, из них 7 нуждается в получении мест на 1.09.20 10 г.
Согласно приложению к письму управления образования МУ Администрация МО «Пинежский муниципальный район", на территории района 281 ребенок нуждается в получении мест в дошкольных образовательных учреждениях на 1 сентября 2010 г., т.е. указанное количество детей не обеспечено местами в учреждениях дошкольного образования.
Как показала проверка, на территории района часть зданий детских садов была передана муниципальным образованиям, которые распорядились имуществом по своему усмотрению.
Так, распоряжением КУМИ администрации МО «8 район» № 47 от 9 сентября 1997 года детский сад «Б» в с. К., ул. П., 3; здание детского сада «Р» в д. Ш. МО «*» переоборудованы под жилой фонд; постановлением главы администрации МО «* муниципальный район» № * от 29.08.2007 года здание детского образовательного учреждения - ясли «М» (ул. *, д.*, с.*) передано под жилой фонд; администрацией МО «* район» в нарушение п. 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» здание детского сада № * в п. П. передано на основании Распоряжения главы МО «* район» № * от 7 марта 2001 г. по договору безвозмездного пользования № * от 23 марта 2001 года православному приходу в п. П. детский сад № * в п. П. в 2005 году передан в собственность Архангельской области (Постановление главы МО «* район» № * от 14.02.2005 г.).
Сокращенная сеть дошкольных учреждений и увеличение рождаемости не позволяет в полной мере обеспечить население услугами дошкольного образования.
Из-за отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждениях,
непринятия мер к созданию мест для посещения и пребывания детей в
дошкольных образовательных учреждениях органом местного самоуправления, сложившаяся ситуация порождает социальное напряжение в обществе, трудоспособные родители не могут выйти на работу и достойно содержать своих детей, семью. В связи с наличием очередей в учреждениях дошкольного образования в адрес управления образования, прокуратуры поступают устные и письменные обращения граждан.
Таким образом, права неопределенного круга лиц, имеющих малолетних детей, проживающих на территории МО «* муниципальный район» и желающих устроить детей в муниципальное образовательное учреждение, нарушены.
В соответствии с п. 8, 9, 17 Постановления Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста», учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителем муниципального учреждения дошкольного образования является орган местного самоуправления. Количество групп и классов в учреждении определяется учредителем и устанавливается в зависимости от санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного процесса.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одной из задач органов местного самоуправления муниципального района является организация общедоступного дошкольного образования, следовательно, муниципальное образование должно обеспечить необходимое гражданам количество мест в детских дошкольных учреждениях.
Значительное количество детей на территории **** района (281 ребенок) не получают надлежащего образования, при этом, нарушаются интересы родителей данных малолетних, которые, будучи вынуждены постоянно находиться с детьми, не имеют возможности работать, что ухудшает материальное положение неопределенного количества семей, проживающих на территории **** района. Просит обязать МУ «Администрация МО «Пинежский муниципальный район» организовать предоставление 412 дополнительных мест детям в дошкольных образовательных учреждениях района.
В судебном заседании помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Гладких А.С. указанное требование поддержал, указав, что не возражает против рассмотрения заявленного прокурором требования в порядке главы 25 ГПК РФ, предусматривающей, в том числе оспаривание действий (бездействия) местного самоуправления, при этом, уточнил, что просит возложить на муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» обязанность организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Пинежского муниципального района для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении, поскольку непринятие ответчиком до настоящего времени мер по организации мест для посещения и пребывания детей, нуждающихся в дошкольном образовании, учитывая наличие очередей на зачисление детей в дошкольные учреждения, повлекло нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц.
Представитель администрации МО «Пинежский муниципальный район» Ч. в судебном заседании не возражала против рассмотрения требования прокурора Пинежского района Архангельской области о возложении обязанности по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Пинежского муниципального района для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении в порядке главы 25 ГПК РФ и его удовлетворения, поскольку в заявленном первоначально требовании о предоставлении 412 мест необходимости не имеется, учитывая, что на учет ставят и новорожденных детей с тем, чтобы при достижении ими определенного возраста, подошла их очередь на детский сад и, кроме того, количество детей постоянно меняется, поскольку одни из них идут в школу, а состоящие в очереди, в детский сад.
В отзыве на исковое заявление прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, с иском о возложении обязанности организовать предоставление 412 дополнительных мест детям в дошкольных образовательных учреждениях района, Глава МО «* муниципальный район» К. указал, что в соответствии с Положением об Управлении образования МУ «Администрация муниципального образования «* муниципальный район», Управление образования является структурным подразделением МУ «Администрация муниципального образования «* муниципальный район», наделенным правами юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество и по своим обязательствам отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами.Управление от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Одними из основных задач Управления является организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования «Пинежский муниципальный район» и осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений.
На основании изложенного считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Управление образования МУ «Администрация МО «* район» (л.д.58-59).
Представитель Управления образования МУ «Администрация МО «Пинежский район» В. против удовлетворения заявленного требования и рассмотрения его в порядке главы 25 ГПК РФ не возражала, считает, что необходимости в организации предоставления 412 мест в дошкольных учреждениях района не имеется. На 1 сентября 2010 года в очереди на предоставление мест в дошкольных учреждениях состоит 472 ребенка, из них: от 0 до 1 года - 218 чел., от 1 года до 1,5 лет - 122 чел, от 1,5 лет до 7 лет - 132 чел., при этом, численность детей постоянно меняется.
В отзыве на исковое заявление прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц с иском о возложении обязанности организовать предоставление 412 дополнительных мест детям в дошкольных образовательных учреждениях района и.о. начальника Управления П. указал, что по состоянию на 1 июля 2010 года в очереди на устройство в дошкольные группы состояли 412 детей в возрасте от 0 до 7 лет: в т. ч. от 0 до 1,5 лет - 268 детей.
Образовательные учреждения МО «* район» осуществляют прием детей в дошкольные группы с 1,5 до 7 лет, т.к. организация жизнедеятельности детей от 0 до 1,5 лет требует создания дополнительных условий для удовлетворения физиологических потребностей питания и сна детей раннего возраста. Используемые здания для дошкольных групп в большинстве не являются типовыми.
На 1 сентября 2010 года для удовлетворения потребности в услугах дошкольного образования планируется открытие дополнительной дошкольной группы в МОУ «А».
В МОУ «К» в сентябре 2010 года планируется внесение изменений контрольных нормативов лицензии на образовательную деятельность (предельной численности контингента "воспитанников до 25), что позволит удовлетворить потребность в услугах дошкольного образования.
МОУ «С» планирует открытие дополнительной дошкольной группы в январе 2011 года.
В МОУ «О» для удовлетворения потребности в услугах бесплатного дошкольного образования с 01.09.2010 года будет организована группа кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста.
МОУ «М» решается вопрос перевода первого класса из здания детского сада в здание школы с целью открытия дополнительной дошкольной группы в детском саду с 01.01. 2011 года.
МОУ «К» предоставила право на получение бесплатного дошкольного образования 30 детям (стоящим в очереди) в структурном подразделения «*» д. Ш с 01.09.2010 года, 56 детей с 1,5 до 7 лет нуждается в предоставлении услуг бесплатного дошкольного образования.
В МОУ «П» 60 детей с 1,5 до 7 лет нуждаются в предоставлении услуг бесплатного дошкольного образования.
Для решения проблемы доступности дошкольного образования Отделом образования администрации МО «Пинежский район» в 2007 году инициированы обращения администрации МО «* район» в Архангельское областное Собрание депутатов, Департамент образования и науки администрации Архангельской области о возможности включения проектирования и строительства объекта «Д» на 240 мест в с. К. в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года». Администрацией МО «* район» во исполнение Постановления главы МО «Пинежский район» от 11.12.2007г. № 737 « Об утверждении актов выбора земельного участка под проектирование и строительство здания детского сада на 240 мест в селе Карпогоры» утверждены акты выбора земельного участка под проектирование и строительство детского сада, разработан и утвержден план земельного участка для проектирования и строительства детского сада.
Здание ГОУ «П» принято в собственность МО «Пинежский район», в оперативное управление МОУ «П» не передано. Имеется экспертное заключение по результатам технического состояния здания, составлен локальный сметный расчет реконструкции новой части здания для размещения детского сада на сумму около 10 млн. рублей, капитальный ремонт здания планируется в 2011 году (л.д.60-61).
Заслушав объяснения помощника прокурора Гладких А.С., а также представителей МУ «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Ч. и Управления образования МУ «Администрация МО «Пинежский район» В., оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд находит заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Прокурором Пинежского района Архангельской области заявлено требование к ответчику - муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о возложении обязанности организовать предоставление дополнительных мест детям в дошкольных образовательных учреждениях района, при этом, в заявлении истец ссылается на невыполнение ответчиком указанных действий, возложенных на него в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Между тем, по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействиями) органа местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, следовательно, заявленное прокурором требование подлежит рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ.
Статьей 43 Конституции РФ провозглашено право каждого гражданина на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Орган местного самоуправления вправе создавать муниципальные образовательные учреждения.
Из пункта 11 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Пинежский муниципальный район» к вопросам местного значения Пинежского района относится организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Пинежского района.
В судебном заседании из объяснений представителей муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Ч. и Управления образования МУ «Администрация МО «Пинежский район» В. установлено, что на 1 сентября 2010 года численность детей, состоящих в очереди как нуждающиеся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения составляет 472 чел., в том числе: от 0 до 1 года - 218 чел., от 1 года до 1,5 лет - 122 чел, от 1,5 лет до 7 лет - 132 чел.
Согласно сведениям, предоставленным начальником управления образования МУ «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» № 1937 от 14 июля 2010 года Б., количество детей, нуждающихся в дошкольном образовательном учреждении в Пинежском районе составляет 181 человек, всего на очереди состоит 422 чел. (л.д. 6).
Как следует из письма и.о. главы администрации МО «Пинежский муниципальный район» на имя прокурора Пинежского района, по состоянию на 1 сентября 2010 года наполняемость детских садов составляет 1349 человек, в очереди на дошкольные учреждения находится 409 человек, в том числе достигших возраста 1,5 лет - 146 детей, достигших возраста 3 года - 8 детей, в льготной очереди состоит - 64 ребенка (л.д. 9-10).
Довод представителя администрации МО «Пинежский муниципальный район» Ч. о принятии определенных мер, направленных на развитие системы дошкольного образования и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей на территории Пинежского района, на что указано также в отзыве Главы МО «Пинежский муниципальный район», в том числе обеспечении части детей, состоящих в очереди, местами в дошкольных образовательных учреждениях, не являются основанием для отказа в удовлетворении требования прокурора, поскольку предпринятые меры на территории Пинежского района Архангельской области не привели к обеспечению всех нуждающихся малолетних детей дошкольным образованием до настоящего времени, что носит длящийся характер.
В связи с тем, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена законом к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования, суд полагает необходимым обязать МУ «Администрация МО «Пинежский муниципальный район» организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Пинежского района для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении.
В соответствии с пунктом 19 части первой статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в том числе органы местного самоуправления, следовательно, государственная пошлина взысканию с МУ «Администрация МО «Пинежский муниципальный район» не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Пинежского района Архангельской области, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц, о возложении на муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» обязанности организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Пинежского муниципального района для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении, удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Пинежского муниципального района для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме 4 октября 2010 года путем подачи жалобы или представления через районный суд.
Судья (подпись ) Самаевская Н.Б.