Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Село Карпогоры 8 сентября 2010 года
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Самаевской Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Усыниной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пинежского района Архангельской области, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «К» о возложении обязанности очистить земельный участок, расположенный на территории муниципального образования «К» от бытовых отходов и мусора,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пинежского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «К» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов потребления и мусора на территории МО «К», обосновав свое требование тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно с Территориальным отделом в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах Управления Роспотребнадзора по Архангельской области и представителем администрации МО «К» по соблюдению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охраны окружающей среды выявлены четыре несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов потребления и мусора, расположенные: на участке местности ***, ***, ***
Выявленные несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов на территории МО «К» и бездействие администрации МО «К» в части недопущения организации несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов и непринятие мер к очистке территории, создают поступление в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду и негативно влияют на среду обитания человека, что представляет собой совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющую условия жизнедеятельности человека; ущемляют права граждан на благоприятную окружающую среду, подвергают жизнь и здоровье человека опасности.
Просит обязать администрацию муниципального образования «К» ликвидировать несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «К» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Хайдарова Л.З. исковое заявление поддержала по указанным в нем основаниям, при этом уточнила заявленное требование в части того, что ликвидировать несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «К» необходимо в срок по 30 сентября 2010 года включительно.
Представитель ответчика муниципального образования «К» по доверенности В. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что для ликвидации несанкционированных свалок на территории МО «К» необходимо около * млн.рублей, которых в МО «К» не имеется, при этом пояснила, что контроль за организацией несанкционированных свалок, в том числе физическими лицами, предпринимателями и предприятиями, которые вывозят отходы в неотведеные для этого места, со стороны администрации МО «К» не ведется.
Как следует из отзыва и.о.главы МО «К» Н. № * от * августа * года, бюджет муниципального образования «К» на 2010 год принят 29 декабря 2009 года, в бюджете на 2010 год запланированы средства на вывоз мусора и содержание свалок в сумме 66 070,00 руб. В 2010 году израсходовано 42 282 руб. 72 коп., оставшаяся сумма в размере 23 787 руб. 28 коп. будет использована на ликвидацию несанкционированной свалки возле дер. Ш., другими средствами муниципальное образование «К» не располагает (л.д.30-31).
Третьи лица - Территориальный отдел в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах Управления Роспотребнадзора по Архангельской области и Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области надлежащим образом о месте и времени судебного заседания уведомлены, Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В отзыве на исковое заявление Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области поддержало исковые требования прокурора Пинежского района Архангельской области, поскольку наличие несанкционированных свалок бытовых отходов свидетельствует о том, что администрацией МО «К» не в полном объеме налажен сбор и вывоз отходов из с. Карпогоры и д. Ваймуша на санкционированную свалку отходов. Считают, что бездействие администрации МО «К» в части недопущения организации несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов потребления и непринятие мер по очистке территории МО «К» создают условия поступления в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду и негативно влияют на среду обитания человека, что является нарушением ст. 42 Конституции РФ, согласно которой, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», содержащей аналогичную норму (л.д.33).
Заслушав старшего помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Хайдарову Л.З. и представителя ответчика В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ГОСТу 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" под сбором отходов понимается деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26).
Из федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786 (ред. от 30.07.2003) "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.01.2003 N 4107) следует, что отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) относятся к 4 классу опасности для окружающей природной среды.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 27 декабря 2009 года) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
К вопросам местного значения поселения, в силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичная норма содержится в ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,согласно которой к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ст. 11 данного Федерального закона).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно с Территориальным отделом в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах Управления Роспотребнадзора по Архангельской области и представителем администрации МО «К» по соблюдению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охраны окружающей среды Н. были выявлены четыре несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов потребления и мусора, расположенные:
на участке местности на ***;
на ***;
в районе ***;
в районе ***,
а также несанкционированные полигоны для твёрдых бытовых отходов к *** с фототаблицами (л.д.5-25).
В судебном заседании представитель ответчика В., ссылаясь на то, что МО «К» предпринимает меры к очистке территории МО «К» от мусора, представила договор №45 от 25 мая 2010 года, согласно которому заказчик - администрация МО «К» заключила договор с ООО «+++» на осуществление перевозки, вывоза груза (мусора, грунта, материалов) самосвалом *** в соответствии с заявками заказчика со сроком действия с 25 мая 2010 года по 31 декабря 2010 года (л.д. 35-36).
Вместе с тем, как следует из актов № 50 от 14 июля 2010 года, № 70 от 2 сентября 2010 года и № 53 от 30 июля 2010 года, согласно вышеуказанному договору и путевым листам ООО «+++» производило вывозку мусора с улиц с. Карпогоры, а не с участков, на которых при проверке обнаружены несанкционированные свалки (л.д. 37-38).
Согласно договору № 50 от 14 июня 2010 года, заказчик - администрация МО «К» заключила договор с ООО «О» об уборке мусора на несанкционированной свалке у с. Карпогоры (окучивание и закапывание мусора) с использованием самосвала *** и трактора *** (л.д. 39).
Как следует из акта № 786 от 30 июня 2010 года, ООО «О» услуга произведена в полном объеме, при этом, месторасположение территории, на которой производилось закапывание мусора не указано (л.д. 41).
Кроме того, администрация муниципального образования «К 21 июля 2010 года заключила договор с подрядчиком Б. об уборке мусора на несанкционированной свалке возле дер. В. (окучивание и закапывание мусора) посредством личного трактора *** во время проведения субботника, что подтверждается договором № 56 от 21 июля 2010 года, а также актом приемки выполненных работ от 22 июля 2010 года, согласно которому произведена частичная уборка и окучивание мусора 22 июля 2010 года, месторасположение территории не указано (л.д. 42).
Между тем, согласно ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в недра и на почву.
Таким образом, суд считает, что заключение ответчиком договоров на окучивание и закапывание мусора на несанкционированных свалках, а также действия во исполнение указанных договоров по закапыванию мусора в недра нельзя признать действиями, направленными на ликвидацию несанкционированных свалок, поскольку в данном случае, пытаясь устранить нарушение одних норм действующего законодательства, ответчиком были нарушены другие нормы, предусмотренные, в частности, ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при этом, несанкционированные свалки ответчиком так и не были ликвидированы.
При указанных обстоятельствах, учитывая исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, а также то, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, суд считает, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО «К» надлежащим образом и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями не осуществляется.
Довод представителя ответчика В. об отсутствии денежных средств суд считает несостоятельным, поскольку указанное обстоятельство не может служить основанием нарушения ответчиком действующего законодательства, в том числе гарантированных конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, учитывая также и то обстоятельство, что и имеющиеся денежные средства ответчик направил не на ликвидацию несанкционированных свалок, а на их сокрытие в виде закапывания отходов в недра.
Нарушение ответчиком требований по соблюдению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охраны окружающей среды по недопущению организации несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов потребления и непринятие мер по очистке территории МО «К» создают условия поступления в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе среду обитания человека, в связи с чем, суд считает, что исковое требование прокурора Пинежского района Архангельской области является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое требование прокурора Пинежского района Архангельской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «К» удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «К» в срок по 30 сентября 2010 года включительно ликвидировать несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «К», расположенные:
на участке местности на ***;
на ***;
в районе ***;
в районе ***;
несанкционированные полигоны для твёрдых бытовых отходов к *** от д. В. на территории площадью 400м х 1000м.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме 13 сентября 2010 года путем подачи жалобы через районный суд.
Судья (подпись) Самаевская Н.Б.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 18 октября 2010 года уточнен второй абзац резолютивной части решения Пинежского районного суда Архангельской области от 08 сентября 2010 года и изложен в следующей редакции:
«Обязать администрацию муниципального образования «К» в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями с несанкционированных свалок на территории муниципального образования «К», расположенных:» далее по тексту решения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Решение вступило в законную силу 18 октября 2010 года.