Решение вступило в законную силу «09» ноября 2010 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Село Карпогоры 20 октября 2010 года
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Самаевской Н.Б.,при секретаре Зукаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пинежского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «С» о возложении обязанности разработать проект зон санитарной охраны и проведению реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пинежского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «С» о возложении обязанности разработать проект зон санитарной охраны и провести реконструкцию водозаборных и водоочистных сооружений до 31 декабря 2010 года, обосновав свое требование тем, что прокуратурой района в присутствии директора ООО «И» З. и главы администрации МО «С» Б. проведена проверка соблюдения действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения населения п. П. качественной питьевой водой, в ходе которой установлено, что в пос. П., где проживает 1662 чел., функционируют образовательные учреждения, лечебно-профилактическое учреждение, социальное учреждение - психоневрологический интернат, предприятия торговли, промышленные предприятия, жители пос.П. не обеспечены качественной питьевой водой из-за неисполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, направленных на обеспечение населения качественной питьевой водой.
Пунктом 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.
Частью 1 статьи 27 закона № 74-ФЗ Водного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами.
Согласно ч.2 ст.27 данного закона определены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
ООО «И» является предприятием водопользователем и эксплуатирует водозаборные сооружения, водопроводные сети для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения пос. П, занимается водообеспечением населения. Забор воды для питьевого водоснабжения осуществляется из озера Бережное.
Для установления качества воды были проведены лабораторные исследования путем забора воды из источника водоснабжения.
Качество исходной воды озера Бережное по органолептическим свойствам (цветность), микробиологическому составу (высокое содержание колиформных бактерий) и химическому составу (повышенная перманганатная окисляемость и повышенное содержание железа) соответствует 3 классу поверхностных источников водоснабжения по ГОСТ 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора".
В соответствии с приложением 1 ГОСТ 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора" вода таких источников водоснабжения для получения безопасной питьевой воды в соответствии с санитарными правилами требует коагулирования, отстаивания,фильтрования, обеззараживания с применением дополнительных методов очистки: дополнительного осветления, применения окислительных и сорбиционных, а также более эффективных методов обеззараживания.
Вода по содержанию микроорганизмов в 36% проб при выходе в ВИС и 42% проб в разводящей сети оценивается как неочищенная. Несоответствие по микробиологическим показателям наблюдается по содержанию в пробах ТКБ (термотолерантных колиформных бактерий) и ОКБ (общих колиформных бактерий), по санитарным нормам они должны отсутствовать. Присутствие их в питьевой воде может свидетельствовать о повышенном содержании в источнике водоснабжения разлагающихся растений и почвенных частиц, также может свидетельствовать о фекальном загрязнении питьевой воды или недостаточной обработке ее в процессе водоподготовки.
Обнаружение ОКБ в питьевой воде подтверждает микробиологическое загрязнение и является показателем недостаточного кондиционирования питьевой воды, подаваемой в распределительную сеть.
Пункты 1, 2, абз.2 п. 5 статьи 18 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливают, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека; критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами; границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам; статья 19 закона № 52-ФЗ устанавливает, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметьблагоприятные органолептические свойства: индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Таким образом, не проведение работ по реконструкции водоочистных сооружений и непринятие мер органами местного самоуправления по обеспечению населения пос.П качественной питьевой водой привели к нарушениям СанПиН 2.1.4. 1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по органолептическим и микробиологическим показателям и являются нарушением статей 18,19 закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.6, 2.3.1.1., 3.3.1.2., СанПиН 2.1.4. 1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"; пунктов 2.2, 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4. 1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Не проведение работ по реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений создает угрозу жизни и здоровью населения п.П.
Определением Пинежского районного суда Архангельской области от 20 октября 2010 года производство по иску прокурора Пинежского района Архангельской области к администрации МО «С» в части возложения обязанности по разработке проекта зон санитарной охраны прекращено.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Хайдарова Л.З. требование о возложении обязанности по проведению реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений поддержала по указанным в заявлении основаниям, при этом уточнила заявленное требование и просила возложить на администрацию МО «С» обязанность по организации проведения реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений до 1 марта 2011 года, о чем представила суду письменное заявление прокурора Пинежского района Архангельской области.
Ответчик - администрация муниципального образования «С» в лице ее главы Б. не возражал против удовлетворения заявленного требования, однако не согласился с датой организации реконструкции указанной прокурором до 1 марта 2011 года, считая, что организацию проведения реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений в пос. П. следует определить до декабря 2012 года.
Ответчик ООО «И» о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель ООО «И» в судебное заседание не явился.
В отзыве на исковое заявление директор ООО «И» З. указал, что в соответствии с п.1 ст.689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона обязуется передать вещь в безвозмездное пользование другой стороне, а последняя обязуется ее вернуть в том состоянии, в каком она ее получила. На основании п.1.1. договора безвозмездного пользования от 12 июня 2008 г. ООО «И» получило в пользование муниципальное имущество в целях выполнения полномочий по организации в границах поселения, в том числе водоснабжения, водоотведения.
Собственником имущества является МО «С». Реконструкция предусматривает проведение работ по восстановлению эксплуатационной пригодности здания, несущей способности его конструкции и основания, а также работы в результате которых меняется объемно-пространственное решение объекта. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом. Соответственно принятие решения о проведении реконструкции может быть принято только собственником, а проведение реконструкции может быть передано по договору третьему лицу (путем размещения заказа) (л.д.75).
Представитель третьего лица на стороне ответчика - МУ«Администрация МО «П. район» Т. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленного требования, однако не согласился с датой возложения на администрацию МО «С» обязанности по организации реконструкции, считая, что срок исполнения данной обязанности следует определить до декабря 2012 года. При этом указал, что в настоящее время Министерством строительства Архангельской области и администрацией МО «П. район» подписано соглашение о порядке предоставления субсидий на софинансирование мероприятий долгосрочной целевой программы Архангельской области «Социальное развитие села Архангельской области на 2010-2012 годы», в которой предусмотрено строительство локального водопровода в пос. П. (реконструкция водозабора).
В отзыве на исковое заявление прокурора Глава МО «П. район» Х. указал, что Администрацией МО «П. район» принимались меры по реконструкции водозабора в п. П. В 2006 году за счет средств местного бюджета в размере 583,2 тысячи рублей был разработан проект станции очистки воды по реконструкции водозабора в п. П. В 2007 году проведены топографо-геодезические работы по реконструкции водозабора в п. П на сумму 164,5 тысячи рублей за счет средств местного бюджета.
Мероприятия по разработке и реализации проекта реконструкции водозабора в поселке П. были включены в социально-экономическую целевую программу «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 годы», на что предусмотрены средства в размере 1140 рублей из областного бюджета по годам: 2007 год - 600 тысяч рублей, 2008 год - 540 тысяч рублей. Данные средства были освоены: 600 т.р. в 2007 году, 51 т.р. в 2008 году и 489 т.р. в 2009 году.
Из 210 тысяч рублей, запланированных средств в местном бюджете в 2007 году и 150 тысяч рублей в 2008 году на реконструкцию водозабора в п. П., указанные средства освоены в полном объеме.
В связи с окончанием реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 годы» была утверждена постановлением Администрации Архангельской области от 16 сентября 2008 года № 202-па/30 долгосрочная целевая программа Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2009-2011 годы».
В данную программу для обеспечения питьевой водой нормативного качества населения пос. П. под номером 1.4. были включены мероприятия по реконструкции водозабора в пос. П. - реконструкция водопроводных очистных сооружений, предусмотрены средства в размере * тысяч рублей. Мероприятия по реконструкции водозабора в п. П. (1 очередь - реконструкция водопроводных очистных сооружений) с объемом финансирования из местного бюджета в размере * тысячи рублей и из областного бюджета в размере * тысяч рублей вошли в программу «Развитие коммунального хозяйства Пинежского района на 2009-2011 годы», утвержденную постановлением администрации МО «Пинежский район» от 12 февраля 2009 года № 56-па.
Постановлением Администрации Архангельской области от 7 апреля 2009 года № 90-па/14 были внесены изменения в долгосрочную целевую
программу Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности Архангельской области на 2009-2011 годы»,
снижены объемы и источники финансирования, из перечня программных
мероприятий исключены мероприятия по обеспечению населения чистой
питьевой водой и мероприятия по реконструкции водозабора в п. П. (реконструкция водопроводных очистных сооружений).
В связи с этими изменениями постановлениями администрации МО «Пинежский район» от 30 июня 2009 года № 340 - па и 15 декабря 2009 года № 635-па из районной программы «Развитие коммунального хозяйства Пинежского района на 2009-2011 годы» были исключены мероприятия по реконструкции водозабора в п. П. на 2009 и 2010 годы ввиду отсутствия финансирования из средств областного бюджета.
При формировании областного бюджета на 2010 года средства в размере * тысяч рублей для выполнения мероприятий по строительству локального водопровода в пос. П. (реконструкция водозабора) не были предусмотрены, не выделялись предусмотренные программой на данные цели и средства федерального бюджета в размере * тысяч рублей.
При формировании областного и местного бюджета на 2011 год планируется выделение средств, предусмотренных программой для строительства локального водопровода в пос. П. (реконструкция водозабора). Других источников финансирования для разработки проектов зон санитарной охраны и реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений в пос. П. ни у администрации МО «С», ни у администрации МО «П. район» не имеется (л.д.55-57).
Третье лицо - Территориальный отдел в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в лице начальника территориального отдела В. считает необходимым удовлетворить требование прокурора, заявленное в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности по организации проведения реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений в пос. П., поскольку программы разрабатываются и не исполняются, при этом, здоровье населения поселка П. подвергается угрозе.
Заслушав старшего помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Хайдарову Л.З., объяснения ответчика в лице главы МО «С» Б. и представителей третьего лица - МУ «Администрация МО «П. район» Т. и Территориального отдела в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в лице начальника территориального отдела В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 22, 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 (в редакции закона от 28 ноября 2009 года) прокуратура осуществляет надзор за соответствием Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, в том числе неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии со статьей 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением, в том числе органами местного самоуправления гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 27 закона № 74-ФЗ Водного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений, при этом, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами.
Согласно пункту 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.
В силу ст.ст.18-19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Между тем, в судебном заседании из объяснений сторон и представителей третьих лиц, а также материалами дела установлено, что при проведении прокуратурой района проверки соблюдения действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлено, что в связи с неисполнением требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, население в п. П качественной питьевой водой не обеспечено, при том, что в пос. П проживают 1 662 человека, кроме того, функционируют образовательные и лечебно-профилактическое учреждения, психоневрологический интернат, предприятия торговли и промышленные предприятия.
Согласно экспертному заключению по водоснабжению населения в пос. П от 28 июня 2010 года, проведенному начальником территориального отдела, главным государственным санитарным врачом по Пинежскому, Мезенскому и Лешуконскому районам В., по данным лабораторных исследований питьевая вода из резервуара на станции 2 подъема, после обеззараживания 2 подъема и в разводящей сети по микробиологическим показателям, по органолептическим показателям (повышенная цветность), по химическому составу (превышение содержания железа) не соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (п.2.2, 3.1.2 СанПиН 2.1.4. 1074-01). Вода в разводящей сети оценивается как неочищенная, несоответствие по микробиологическим показателям, которые по санитарным нормам должны отсутствовать. Присутствие их в воде может свидетельствовать о повышенном содержании в источнике водоснабжения (озеро Бережное) разлагающихся растений и почвенных частиц, о фекальных загрязнениях питьевой воды или недостаточной ее обработке.
Выявленные нарушения не обеспечивают гарантированное безопасное обеспечение населения пос. П. питьевой водой в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по органолептическим и микробиологическим показателям и являются нарушением федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 18,19), санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (п.п.1,6; 2.3.1.1; 3.3.1.2), Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (л.д.24-37).
Таким образом, судом установлено, что питьевая вода, которая в соответствии с действующим законодательством должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, в пос. П. Пинежского района Архангельской области не соответствует санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (п.п.1,6; 2.3.1.1; 3.3.1.2), Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», поскольку вода имеет повышенную цветность, содержание в ней железа превышено. Вода в разводящей сети оценивается как неочищенная, присутствие микробиологических показателей в воде может свидетельствовать о повышенном содержании в источнике водоснабжения (озеро Бережное) разлагающихся растений и почвенных частиц, о фекальных загрязнениях питьевой воды, тем самым, жизнь и здоровье неопределенного круга лиц ежедневно подвергается угрозе.
Согласно соглашению № 64/2010 от 14 октября 2010 года, заключенному Министерством строительства Архангельской области с администрацией МО «П. район», определен порядок софинансирования мероприятий на строительство локального водопровода в пос. П. (реконструкция водозабора) в рамках долгосрочной целевой программы Архангельской области «Социальное развитие села Архангельской области на 2010-2012 годы» (л.д.80-81).
Ссылку главы МО «С» Б. и представителя администрации МО «П. район» Т. в обоснование определения срока организации реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений в пос. П. до декабря 2012 года на наличие соглашения № 64/2010 от 14 октября 2010 года, согласно которому строительство локального водопровода в пос. П (реконструкция водозабора) запланировано в рамках долгосрочной целевой программы Архангельской области «Социальное развитие села Архангельской области на 2010-2012 годы», суд считает несостоятельной, поскольку права неопределенного круга лиц, в том числе жителей пос. П., на жизнь и охрану здоровья при ежедневном потреблении ими некачественной питьевой воды в период до декабря 2012 года не гарантированы.
Как указано в отзыве Главы МО «П. район» Х., долгосрочная целевая программа Архангельской области «Социальное развитие села Архангельской области на 2010-2012 годы», которая предусматривает реконструкцию водозабора в пос. П., является по счету третьей, учитывая, что первые две программы, предусматривавшие такую реконструкцию, в том числе социально-экономическая целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 годы», а также долгосрочная целевая программа Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2009-2011 годы» в части реконструкции водозабора в пос. П. не были реализованы.
В соответствии со ст. 27 Устава муниципального образования «С» постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления С. муниципального образования является администрация С. сельского поселения, которую возглавляет и руководит ею на принципах единоначалия глава С. сельского поселения. Администрация С. сельского поселения обладает правами юридического лица и в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения, к которым, в силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
При указанных обстоятельствах, учитывая право неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, в том числе обеспечение качественной питьевой водой, суд считает, что иск прокурора к администрации МО «С» о возложении обязанности организовать реконструкцию водозаборных и водоочистных сооружений для обеспечения населения пос. П. качественной питьевой водой в срок до 1 марта 2011 года, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое требование прокурора Пинежского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «С» организовать реконструкцию водозаборных и водоочистных сооружений для обеспечения населения пос. П. качественной питьевой водой в срок до 1 марта 2011 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме 25 октября 2010 года путем подачи жалобы или представления через районный суд.
Судья . Самаевская Н.Б.