О признании бездействия должностного лица, выразившегося в не заключении договора на захоронение биоотходов, незаконным и возложении на него обязанности разработать и заключить договор



Дело №2-584/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Карпогоры 22 декабря 2010 года

Пинежский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Бухарова А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Тонкой Т.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пинежского района о признании бездействия главы администрации муниципального образования «К», выразившегося в не заключении договора на захоронение биоотходов с МУЗ «К», незаконным и возложении на него обязанности разработать и заключить договор с МУЗ «К»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пинежского района в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просит признать бездействие главы администрации МО «К», выразившегося в не заключении договора на захоронение биоотходов с МУЗ «К», незаконным и возложении на него обязанности разработать и заключить договор с МУЗ «К».

В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды в сфере сбора, утилизации отходов производства и потребления, сбора и обработки медицинских отходов было установлено, что в МУЗ «К» в процессе осуществления медицинской деятельности образуются биологические отходы класса «Б», которые собираются и вывозятся для захоронения на муниципальное кладбище, расположенное в селе * Пинежского района. Также, установлено, что в нарушение требований п.5.3 СанПиН 2.1.7.728-99 «Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (в редакции Изменений 1, утвёрждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2009 года №15) и статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», между МУЗ «К» и администрацией МО «К» отсутствует договор на захоронение биологических отходов на кладбище села *. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, согласно статье 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», также относится к вопросам местного значения поселения. Однако до настоящего времени главой администрации МО «К» не принято мер к заключению договора с МУЗ «К».

В судебном заседании помощник прокурора Гладких А.С. поддержал заявленные требования по указанным выше основаниям.

Представитель заинтересованного лица МО «К» В. с заявлением прокурора Пинежского района не согласилась, указав, что Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривается обязанность органов местного самоуправления поселений по захоронению опасных отходов. Указав при этом, что кладбище села * действительно является собственностью МО «К» и организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Ими выделен земельный участок МУЗ «К» для этих целей, но его передача не оформлена. Оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В настоящее время с ООО «К. У,» заключён договор на выполнение работ по содержанию мест захоронения, с которой МУЗ «К» может заключить договор.

Представитель заинтересованного лица представитель МУЗ «К» С. требования прокурора поддержала, указав, что согласно п.8.8. Сан Пин 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» эпидемиологически безопасные поталогоанатомические и органические операционные отходы (органы, ткани) захораниваются на кладбищах в специально-отведённых могилах. Другие отходы класса «Б» (материалы и инструменты, выделения пациентов, отходы из микробиологических лабораторий и вивариев), после дезинфекции вывозятся на полигоны твёрдых бытовых отходов. Кладбище находится в ведении МО «К», с которым им надо заключить договор о предоставлении земельного участка под захоронение данных видов отходов. Указав также, что согласно ст. 29 Федерального закона он от 12 января 1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов должны быть созданы специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 22, 23 Федерального закона РФ от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет надзор за соответствием Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в частности, органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исходя из положения п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение, в том числе органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жизнь и охрану здоровья (ст.20,41).

Согласно ст.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. При этом отношения в области обращения с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Из ч.1 ст.8 указанного Федерального закона видно, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Опасные отходы в не их компетенции.

В соответствии с п.2.1 Правил сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений, СанПиН 2.1.7.728-99, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 1999 года №2, под отходами лечебно-профилактических учреждений понимаются все виды отходов, образующиеся, в том числе в больницах, поликлиниках и диспансерах.

Как следует из ч. 3 Правил и письма начальника территориального отдела Роспотребнадзора в П., М. и Л. районах В., отходы лечебно-профилактических учреждений - органические и операционные, относятся к классу Б, то есть опасным (рискованным) отходам. После проведения дезинфекции, как это предусмотрено п.6.1 СанПиН 2.1.7.728-99, п.5.52,5.54 ГОСТ 30772-2001, их эпидемиологическая опасность снижается до 4 класса - малоопасные отходы (по критериям опасности окружающей среды).

В связи с изложенным, суд не может согласиться с доводами представителя МО «К» о том, что биоотходы МУЗ «К» являются опасными.

Как следует из п.22 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч.1 ст.29 Федерального закона от 12 января 1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В судебном заседании установлено, что, несмотря на отсутствие договора, МУЗ «К» выделен земельный участок для захоронений.

Также установлено, что в соответствии с договорами, последний из которых действовал на момент рассмотрения дела, обязанность по содержанию мест захоронения, в том числе по размещению медицинских отходов, возлагалась на ООО «К. У.», имеющего соответствующую лицензию, с которым МУЗ «К» и должно было заключить договор на захоронение биоотходов.

Кроме того, согласно ч.1 ст.420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

При этом как следует из положений ч.1 ст.421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Исходя из выше изложенного, а также добровольности сторон при заключении договора, суд считает, что в удовлетворении требований прокурора Пинежского района следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления прокурора Пинежского района о признании бездействия главы администрации муниципального образования «К», выразившегося в не заключении договора на захоронение биоотходов с МУЗ «К», незаконным и возложении на него обязанности разработать и заключить договор с МУЗ «К», отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путём подачи жалобы через Пинежский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, которое будет изготовлено 27 декабря 2010 года.

Судья (подпись) А.Ю. Бухаров