Решение вступило в законную силу 12 января 2011 года.
Дело № 2-547/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Село Карпогоры 24 декабря 2010 года
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Самаевской Н.Б.,при секретаре Зукаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пинежского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ш» о возложении обязанности устранить нарушения экологического законодательства, обеспечить очистку и обеззараживание канализационных сточных вод до спуска в ручей К., впадающий в реку П.,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пинежского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ш» о возложении обязанности устранить нарушения экологического законодательства, обеспечив очистку и обеззараживание канализационных сточных вод до спуска в ручей К., впадающий в реку П., обосновав свое требование тем, что прокуратурой района на основании статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» с привлечением специалистов территориального отдела в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах Управления Роспотребнадзора по Архангельской области и в присутствии главы администрации МО «Ш» Ю., а также директора ООО «П» Г., в августе-июле 2010 года проведена проверка соблюдения действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей среды в части обеспечения обеззараживания очищенных сточных вод до сброса их в реку П. на территории пос.С. муниципального образования «Ш».
В пос. С. проживает 1 542 человека, в том числе 258 детей в возрасте до 14 лет, на территории поселка функционируют образовательные учреждения - средняя школа, детский сад, лечебно-профилактическое учреждение - врачебная амбулатория, предприятия торговли, промышленные предприятия (лесозаготовительные).
В соответствии с договором аренды от 01.07.2010 года между МО «Ш» и ООО «П», Общество выполняет полномочии по организации в границах поселения коммунальных услуг населению, в т.ч. по водоснабжению и водоотведению.
На сброс загрязняющих веществ в окружающую среду предприятие имеет разрешение № 05-21\18-58 от 26.12.2008 г., выданное Управлением по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Расчетное среднегодовое водоотведение по пос. С. составляет 17,57 кубометров в сутки, 153,9 тыс.куб.м (согласно приложению к разрешению на сброс загрязняющих веществ в водные объекты).
Сточные воды от объектов по уличным коллекторам самотеком поступают в канализационные насосные станции (КНС) № 1 (от жилого поселка) и № 2 (с промышленной площадки), после чего по напорным коллекторам перекачиваются на станцию биологической очистки (СБО) сточных вод.
Сточные биологические очистки (СБО) состоят из основных сооружений: производственного здания, 6-ти технологических блоков очистки, иловых площадок в количестве 6 карт, двух контактных резервуаров, двух контактных колодцев. Компактная установка заводского изготовления представляет собой аэрационное сооружение, скомпонованное в единый блок с вторичным отстойником и аэробным стабилизатором осадка. В компактной установке происходит полная биологическая очистка бытовых и производственных сточных вод в режиме пневматической аэрации и стабилизации активного ила. По состоянию обследования в работе находятся 3 компактные установки. Очищенная сточная жидкость после компактных установок поступает в контактные резервуары, где должна проходить обеззараживание, однако, установлено, что более 4-х лет обеззараживание не проводится из-за отсутствия электролизной установки.
Не проводится обеззараживание и простейшим ручным способом с применением дезинфицирующих средств. Соответствующие надзорные органы о данной аварийной ситуации не проинформированы.
Проверкой установлено, что с 2007 года на СБО сточных вод находится оборудование электролизной установки для получения дезинфицирующих растворов, которое не установлено.
Стабилизированный активный ил, образующийся в процессе очистки, периодически удаляется на иловые площадки. Дренажные воды подаются в голову очистных сооружений. Выпуск очищенных сточных вод производится в ручей К., впадающий в р.П. Расстояние выпускного коллектора после контактных резервуаров до ручья К. -300 м, место сброса находится на расстоянии 2 км от устья ручья К.
При проведении проверки установлено, что лаборатория закрыта, штатом работников не укомплектована, лабораторные исследования не проводятся и записи в журналах не ведутся.
Согласно справке об объемах сточных вод на 2008-2010 г.г. поступление на СБО составило в 2008 г- 83 516,5 куб.м; 2009 - 74 210,3 куб.м; 6 мес.2010 г.- 38 202,8 куб.м.
Оценка очистки сточных вод на выпуске по азотной триаде указывает на неэффективную работу СБО сточных вод: практически очистка сточных вод не проводится.
При микробиологическом исследовании выявлено, что по содержанию общих колиморфных бактерий, термотолерантных колиморфных бактерий сточная вода на выпуске не отличается от неочищенной сточной воды. Присутствие колифагов на выпуске после очистки сточных вод свидетельствует о вторичном загрязнении уже в процессе очистки.
Таким образом, по результатам лабораторных (химических и микробиологических) исследований сточной воды после очистки, работа СБО сточных вод в пос. С. свидетельствует об отсутствии процессов обеззараживания, что является грубым нарушением действующего законодательства об охране окружающей среды в части охраны водоемов от загрязнения.
Загрязнение воды в р.П. после впадения ручьи К. увеличивается более чем в 3 раза по ТКБ, что свидетельствует о фекальном загрязнении водоема и подтверждает опасность сброса необеззараженных сточных вод со станции биологической очистки пос.С.
Таким образом, сброс сточных вод в поверхностные водоемы проводится без обеззараживания; не проводится контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов, чем нарушены требования пунктов 4.1.1, 6.12 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Пунктом 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона №-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлены вопросы местного значения поселения -организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Статьей 15 № 131-Ф3 установлены вопросы муниципального района, одним из которых является осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
Частью 1 статьи 27 № 74-ФЗ Водного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений.
Так, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование и распоряжение такими водными объектами.
Частью 2 ст.27 данного закона определены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
Нарушение действующего законодательства не обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических требований к качеству воды водных объектов в пунктах рекреационного водопользования; к условиям отведения сточных вод в водные объекты, ведут к загрязнению поверхностных вод, которое может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования населения.
Невыполнение работ по реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений создает угрозу жизни и здоровью населения п.С.
В соответствии со ст.ст. 11,12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, просит обеспечить очистку и обеззараживание канализационных сточных вод до спуска в ручей К., впадающий в реку П.
В судебном заседании помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Гладких А.С. требование о возложении обязанности по обеспечению очистки и обеззараживанию канализационных сточных вод до спуска в ручей Кулижный, впадающий в реку Пинега, поддержал по указанным в заявлении основаниям.
Ответчик - администрация муниципального образования «Ш» в лице главы Ю. иск признала и с исковыми требованиями согласилась.
В отзыве на исковые требования глава МО «Ш» Ю. указала, что администрация МО «Ш» иск признает. Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлены вопросы местного значения поселения - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения населения.
Имущество для предоставления услуг в сфере водоотведения, очистки сточных вод потребителям МО «Ш» и для технического обслуживания объектов коммунального хозяйства передано с 17.02.2009 года по 30.06.2010 года по договору в безвозмездное пользование в ООО «Ш» (договор расторгнут в виду банкротства), а с 08.09.2010 года в ООО «П».
Согласно договору пользователи должны содержать имущество в полной сохранности, исправности и соответствующем техническом и санитарном состоянии, следить за нормальным функционированием инженерно-технических коммуникаций; своевременно принимать меры по предотвращению неблагоприятных последствий; соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности, требования органов Роспотребнадзора, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении деятельности Пользователя и используемого им Имущества.
Из собственности МО «Пинежский муниципальный район» в собственность МО «Ш» по областному закону от 15.12.2010 года № 120-9-ОЗ вышеуказанное имущество было передано в марте 2010 года.
Предприятие ООО «Ш» за время работы использовало имущество в сфере водоотведения, очистки сточных вод, но не направляло в адрес МО «Ш» информацию о неэффективной работе СБО сточных вод. О нарушении системы процесса очистки сточных вод им стало известно при проверке Роспотребнадзора и прокуратуры района.
Третье лицо на стороне истца - Территориальный отдел в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в лице начальника территориального отдела В. считает необходимым удовлетворить требование прокурора, заявленное в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности обеспечить очистку и обеззараживание канализационных сточных вод до спуска в ручей К., впадающий в реку П., поскольку здоровье населения поселка С. подвергается угрозе.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - МУ«Администрация МО «Пинежский муниципальный район» М. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленного требования.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - ООО «П» в лице генерального директора Г. с исковыми требованиями согласился.
В отзыве на исковое заявление генеральный директор ООО «П» Г. указал, что Общество оказывает услуги населению по тепловодоснабжению и канализации - отведению сточных вод с 8 сентября 2010 года. Неудовлетворительное состояние СБОСВ образуется в результате нарушения технологии работы, а именно из-за большого износа оборудования и отсутствия обеззараживания сточных вод. Для устранения нарушений в сфере охраны водных объектов и сброса сточных вод требуется: обследование объекта, выдача технических условий и проектирование, экспертиза проекта и финансирование. С 20 декабря 2010 года проводится обследование специалистом с целью определения мероприятий по проведению работ с выдачей акта обследования и технического задания на проектирование. По предварительному обследованию рекомендуемый период выполнения работ по восстановлению СБОСВ с апреля 2011 по 31 июля 2011 года, при условии достаточного финансирования.
Заслушав помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Гладких А.С., объяснения ответчика в лице главы МО «Ш» Ю. и представителей третьего лица - Территориального отдела в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в лице начальника территориального отдела В., МУ«Администрация МО «Пинежский муниципальный район» М. и ООО «П» в лице генерального директора Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 22, 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 (в редакции закона от 28 ноября 2009 года) прокуратура осуществляет надзор за соответствием Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, в том числе неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии со статьей 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением, в том числе органами местного самоуправления гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 27 закона № 74-ФЗ Водного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений, при этом, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами.
Согласно пункту 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.
В силу ст.ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключенияо соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения его использования.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Между тем, в судебном заседании из объяснений сторон и представителей третьих лиц, а также материалами дела установлено, что при проведении прокуратурой района проверки соблюдения действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлено, что в связи с неисполнением требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, жизнь и здоровье населения пос. С. подвергается угрозе, поскольку сточная вода на выпуске не отличается от неочищенной сточной воды, присутствие колифагов на выпуске после очистки сточных вод свидетельствует о вторичном загрязнении уже в процессе очистки, процесс обеззараживания отсутствует, при том, что в пос. С. проживает 1 542 человека, в том числе 258 детей в возрасте до 14 лет, на территории поселка функционируют образовательные учреждения - средняя школа, детский сад, лечебно-профилактическое учреждение - врачебная амбулатория, предприятия торговли и промышленные предприятия.
Согласно экспертному заключению по водоотведению в пос. С. ению что риева С.В. финансирования.емый период выполнения работ по восстановлению СБОСВ с апреля 2011 по 31 июля 2011 год от 27 июля-24 августа 2010 года, проведенному начальником территориального отдела,главным государственным санитарным врачом по Пинежскому,Мезенскому и Лешуконскому районам В., по данным лабораторных исследований нарушаются лицензионные требования по предельно допустимым нормативам - наблюдается превышение предельно допустимых нормативов по азоту аммонийному, азоту нитритному. По содержанию общих колиформных бактерий, термотолерантных колиформных бактерий сточная вода на выпуске не отличается от неочищенной сточной воды. Обнаружение колифагов на выпуске после очистки сточных вод говорит о вторичном загрязнении уже в процессе очистки (п.4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00).
Выявленные нарушения гигиенических требований не обеспечивают выполнение санитарно-гигиенических требований к качеству воды водных объектов в пунктах рекреационного водопользования и к условиям отведения сточных вод в водные объекты; ведут к загрязнению поверхностных вод, которое может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования населения; являются длительными во времени, а со стороны хозяйствующих субъектов не принимается достаточных мер по устранению неудовлетворительной работы СБО сточных вод в последние 4 года.
Таким образом, судом установлено, что сточные воды, которые в соответствии с действующим законодательством не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека, в пос. С. Пинежского района Архангельской области, не соответствуют санитарным правилам и нормам Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п.4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00), выявленные нарушения гигиенических требований ведут к загрязнению поверхностных вод, которое может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования населения, тем самым, жизнь и здоровье неопределенного круга лиц ежедневно подвергается угрозе.
В соответствии со ст. 26 Устава муниципального образования «Ш» постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Ш-ского муниципального образования является администрация Ш-ского сельского поселения, которую возглавляет и руководит ею на принципах единоначалия глава Ш-ского сельского поселения. Администрация Ш-ского сельского поселения обладает правами юридического лица и в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения, к которым, в силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относится организация в границах поселения, в том числе водоснабжения населения и водоотведения.
При указанных обстоятельствах, учитывая право неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, суд считает, что иск прокурора к администрации МО «Ш» о возложении обязанности обеспечить очистку и обеззараживание канализационных сточных вод до спуска в ручей К., впадающий в реку П., подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое требование прокурора Пинежского района Архангельской области, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ш» удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Ш» устранить нарушения экологического законодательства, обеспечить очистку и обеззараживание канализационных сточных вод до спуска в ручей К., впадающий в реку П.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме 29 декабря 2010 года путем подачи жалобы или представления через районный суд.
Судья Самаевская Н.Б.