Дело № 2-192/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации село Карпогоры 23 мая 2011 года Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бухарова А.Ю., при секретаре Тонкой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойчук А.Н. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, У С Т А Н О В И Л: Бойчук А.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав в обоснование своих требований, что <дата> он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, в которой ему было отказано. При этом в педагогический стаж не были включены: -периоды прохождения курсов повышения квалификации в количестве * месяцев * дней: с <дата> по <дата>; -период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с * октября * года по * ноября * года в количестве * лет * дней; - период работы в должности <*> в количестве * лет * месяцев * дней. В судебное заседание Бойчук А.Н. не прибыл, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрении дела. Представитель истца <пр1> исковые требования поддержала, указав, что периоды курсовой подготовки подлежат включению, так как согласно трудовому законодательству на этот период за работником сохраняется заработная плата, с которой работодатель отчисляет страховые взносы в Пенсионный фонд. Подлежит включению, и период службы истца в Вооружённых Силах СССР, поскольку на момент обращения в Пенсионный фонд его стаж превышал 2/3. В части включения в стаж периода работы в должности <*>, указала, истец работал полный рабочий день, выполняя норму рабочего времени размере 36 часов установленной за ставку заработной платы, куда входят и 9 часов, получая должностной оклад согласно штатному расписанию. А в тарификационных ведомостях, на которые ссылается ответчик, указана педагогическая нагрузка, выполняемая помимо предусмотренных 36 часов. Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ <пр2> с исковыми требованиям не согласился, указав, что в периоды курсовой подготовки не подлежат включению в педагогический стаж, поскольку действовавшим трудовым и пенсионным законодательством на тот период и в настоящее время не предусмотрено такого права, указанные периоды включаются только в страховой стаж. Нет оснований для включения в педагогический стаж и периода службы в Вооруженных Силах СССР, поскольку Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, не применяется на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 года, а на момент отмены Положения истец не выработал 2/3 необходимого стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Положением. Указав также, что должность <*> указана в Списке от 29 октября 2002 года, однако истцом не выполнялась норма педагогической нагрузки, которая установлена в размере 36 часов, в связи с чем, отказ в этой части также правомерен. Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона. Установлено, что <дата> Бойчук А.Н. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ о назначения ему трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по назначению пенсий от <дата> в назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста Бойчук А.Н. было отказано в связи с отсутствием у него необходимого педагогического стажа. Как видно из трудовой книжки Бойчук А.Н. работал в следующих должностях и в следующие периоды: <дата> Согласно протоколу заседания комиссии по назначению пенсий ГУ - Управление Пенсионного фонда №* (л.д.11), педагогический стаж у Бойчука А.Н. на момент обращения <дата> составлял * лет * месяцев * дней. Указанные обстоятельства стороны не оспаривают. При этом ответчиком в педагогический стаж Бойчука А.Н. не были включены периоды: <дата>. Согласно ст.91 Закона №340-1 подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включались в общий трудовой стаж. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников определяются работодателем с учётом мнения представительного органа работников (ст.196 ТК РФ, ст.184 КЗоТ РСФСР, действовавшего до 01.02.2002 г.). Согласно статье 77 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 16 апреля 2001 года) пенсия за выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. Таким образом, Федеральный закон право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, связывает с продолжительностью педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении» образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. При направлении работников для повышения квалификации с отрывом от работы за ним согласно ст.187 ТК РФ, (а также ст.112 КЗоТ РСФСР), законодатель гарантировал сохранение места работы и средней заработной платы по основному месту работы. Как видно из справок, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе на курсы повышения квалификации в оспариваемые периоды истец направлялся с сохранением за ним рабочего места и заработной платы, с которой производились отчисления в пенсионный фонд (43,44) Каких-либо доказательств того, что не позволило бы включить спорные периоды работы истца в специальный стаж, ответчиком в соответствии со ст.56 ГПК РФ суду не представлено. Как следует из письма директора школы, не включение периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации, было сделано на основании решения самого Пенсионного фонда без указания нормативных документов, поэтому довод представителя ответчика о том, что периоды прохождения курсов повышения квалификации не подлежат включению в педагогический стаж, является не состоятельным. Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу о включении в педагогический стаж истца периодов курсовой подготовки - <дата> всего * месяца * дней. Отказывая в включении в педагогический стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата>, ответчик сослался то, что на момент прекращения с 01 октября 1993 года действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, истцом не было выработано 2/3 необходимого стажа. Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В период прохождения Бойчуком А.Н. службы в Советской Армии, действовавшими нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26 января 1983 года) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397. Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности. В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Поскольку на момент обращения Бойчука А.Н. к ответчику им было выработано * лет * месяцев * дней, то есть не менее 2/3 стажа или * лет * месяцев * дней, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законно от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Учитывая изложенное, требование истца о включении в педагогический стаж периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР с <дата> по <дата>, который составляет * года * месяцев, подлежит удовлетворению. Как видно из «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, в нём указана должность преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности. Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года №191 продолжительность рабочего времени (норма педагогической работы за ставку заработной платы) для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности установлена в размере 36 часов в неделю. Приказами Министерства образования РФ от 07 июня 1993 года №235 и от 16 марта 1993 года №66 предусмотрена выплата должностных окладов преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности за 36 часов в неделю с учетом ведения преподавательской деятельности непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год). Отказывая в зачете в специальный стаж данного периода, ответчик сослался на то, что согласно тарификационным ведомостям педагогическая нагрузка в неделю составила менее 9 часов. Установлено, что Бойчук А.Н. работает в должности <*> по настоящее время,. Согласно должностной инструкции в его должностные обязанности также входит организация, планирование и проведение, в том числе факультативных и внеурочных занятий, прикладной физической подготовки в объеме 9 часов в неделю, 360 часов в год (л.д.21-22). Как следует из объяснений представителя истца, Бойчук А.Н. в указанный период выполнял норму рабочего времени размере 36 часов установленной за ставку заработной платы, куда входят и указанные 9 часов, получая должностной оклад согласно штатному расписанию. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из штатных расписаний с * по * годы (л.д.12-13) и тарификационными ведомостями (л.д.59,61,63,65,67,68). Никаких доказательств опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком суду не представлено. При этом из тарификационных ведомостей видно, что в них указана педагогическая нагрузка, выполняемая сверх предусмотренных 36 часов, а именно - <*>, о чем ответчик сам указал в протоколе при рассмотрении заявления истца <дата>. Также установлено, что истец производит отчисления в пенсионный фонд (46-54), а отсутствие в системе государственного пенсионного страхования сведений о работе истца в особых условиях, не может служить основанием для отказа во включении указанного периода в педагогический стаж. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что период работы истца в должности с <дата> по <дата> в количестве * лет * месяцев * дней, подлежит включению в педагогический стаж. Учитывая, что на момент обращения истца в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии по п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» его педагогический стаж составляет с учётом оспариваемых периодов - * лет * месяцев * день, суд приходит к выводу, что решение комиссии по назначению, перерасчетам и выплате пенсий ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ об отказе истцу в назначении досрочной пенсии по старости, является незаконным и необоснованным. В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (частью трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Как следует из протокола заседания комиссии по назначению, перерасчетам и выплате пенсий пенсии ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ от <дата> (л.д.11) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии истец обратился <дата>, с этого дня ему и должна быть назначена пенсия. При обращении в суд истец уплатил государственную пошлину в сумме * рублей (л.д.2), которая в силу ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в его пользу. Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Бойчук А.Н. удовлетворить. Включить Бойчуку А.Н. в специальный стаж педагогической деятельности: -периоды прохождения курсов повышения квалификации с <дата> по <дата>. Признать за Бойчук А.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с <дата>, обязав Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации назначить её с указанной даты. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу Бойчук А.Н. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме * рублей. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путём подачи жалобы через Пинежский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, которое будет изготовлено 30 мая 2011 года. Судья А.Ю.Бухаров