Дело № 2-340/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации село Карпогоры 23 сентября 2011 года Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бухарова А.Ю. с участием заместителя прокурора Пинежского района Вышатина Е.А., при секретаре Козьмовской Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Пинежского района к администрации муниципального образования «S» в лице главы муниципального образования «S» ПРЕДСТ-1 о возложении обязанности по обеспечению и организации в границах поселка Z электро-, тепло- и водоснабжения населения, У С Т А Н О В И Л: И.о.прокурора Пинежского района Архангельской области обратился в суд с иском к администрации МО «S» в лице главы муниципального образования «S» ПРЕДСТ-1 о возложении обязанности по обеспечению и организации в границах пос. Z электро-, тепло- и водоснабжения населения в срок до начала отопительного сезона 2011-2012 годов, то есть до 15 сентября 2011 года. В обоснование своих требований, указав, что в связи с поступившим в прокуратуру Пинежского района обращением уполномоченного по правам человека в Архангельской области и депутатов Архангельского областного собрания депутатов о нарушенных правах граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства в период подготовки к отопительному сезону 2011-2012 годов, проживающих в пос.Z, прокуратурой района была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что данный поселок входит в состав МО «S» и находится на расстоянии от пос. <адрес> по автомобильной дороге в 103 км, а по железнодорожным путям в 30 км. В поселке зарегистрировано 72 человека, при этом проживают 52 человека, в основном бывшие и действующие сотрудники УФСИН России по Архангельской области. С момента образования знергоснабжение пос. Z осуществляется от дизель электростанции ДГА-315, которая находится в собственности ФСИН России. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО «S» с ФКУ УФСИН России по Архангельской области поступило уведомление «О ликвидации исправительной колонии №* Федерального казенного учреждения Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее Учреждение). При этом, согласно письма ФКУ УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района, с 01 сентября 2011 года подача электроэнергии в пос. Z будет прекращена. Последняя поставка дизельного топлива Учреждению была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ в количестве 60000 кг., которого было достаточно для бесперебойной выработки электроэнергии до 04 сентября 2011 года, при начале отопительного сезона 15 сентября. Контроль за ходом работ по подготовке к осенне-зимнему периоду осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные жилищные инспекции, однако, по состоянию на 22 августа 2011 года, жилфонд пос. Z, а также объекты социальной инфраструктуры, управляющей организацией, не обслуживаются. Вместе тем, согласно п.4. ч.1 ст.14 Федерального закона от 16 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.4 ч.1 ст.7 Устава МО «S» организация в границах поселения электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения поселения, и в случае невыполнения федерального законодательства, а также ненадлежащий контроль со стороны органной местного самоуправления в лице главы администрации МО «S», может повлечь нарушение прав граждан проживающих в пос. Z в сфере жилищно-коммунального хозяйства в период подготовки к отопительному сезону 2011-2012 годов и ущемление их конституционных прав на обеспечение теплом и охрану здоровья, предусмотренных ст.41 Конституции РФ. Определением Пинежского районного суда в качестве соответчика по данному делу была привлечена администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» в качестве третьих лиц - Собрание депутатов МО «Пинежский район» и Совет депутатов МО «S». В судебном заседании заместителя прокурора Пинежского района Вышатин Е.А., поддержав исковые требования, указал, что просит возложить указанные обязанности на администрацию МО «S» в лице главы МО «S» ПРЕДСТ-1 со дня вступления решения в законную силу. Глава МО «S» ПРЕДСТ-1, являясь представителем администрации МО «S» и Совета депутатов МО «S», исковые требования не признал, указав, что имущество жилищно-коммунального хозяйства пос. Z находится в собственности МО «Пинежский муниципальный район» и до настоящего времени в собственность МО «S» не передано, в связи с чем, бремя по подготовке объектов к отопительному сезону 2011-2012 годов лежит на МО «Пинежский муниципальный район». В связи с неисполнением МО «Пинежский муниципальный район» полномочий, предусмотренных ст.15 Федерального закона от 16 октября 2003 года №131-ФЗ и не доведением до пос.Z линий электропередач, своевременное и в полном объеме исполнение МО «S» своих полномочий не возможно. Указав также, что жилфонд в пос. Z обслуживается в соответствии с договором ООО «X», а услуги по электроснабжению поселения - ФКУ УФСИН России по Архангельской области. Представитель соответчика администрации МО «Пинежский муниципальный район» и третьего лица Собрания депутатов МО «Пинежский район», ПРЕДСТ-2, поддержав исковые прокурора о возложении указанных обязанностей на администрацию МО «S» в лице главы МО «S», указав, что они не могут быть ответчиками по данному делу, поскольку все имущество считается переданным МО «S», которым не было принято не одно из решений предусмотренных ст.5.2 областного закона от 23 сентября 2004 года №259-внеоч.-ОЗ, и, что с вопросам местного значения муниципального района относятся организация электроснабжения в границах муниципального района, а в границах поселения это вопросы должно решать МО «S». Заслушав участников судебного заседания, специалиста, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Установлено, что посёлок Z находится на территории муниципального образования «S», и, что жилой фонд поселка, в количестве 17 домов, является собственностью МО «S, что подтверждается реестром муниципальной собственностью МО «S», утвержденного Советом депутатов МО «S» 28 мая 2008 года №96 (л.д.49-51) и сторонами не оспаривается. Как следует из закона Архангельской области от 19 марта 2008 года №496-25-03 «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Пинежский муниципальный район» Архангельской области и муниципальным образованием «S» Архангельской области», принятого постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 19 марта 2008 года №1642 и постановления администрации МО «Пинежский муниципальный район» от 05 апреля 2011 года №0214-па (л.д.138) в собственность МО «S» переданы также тепловые сети с водопроводом пос. Z (реестровый номер 3-03236, 3-03237). Данное обстоятельство подтверждается и решением Архангельского областного суда от 18 августа 2011 года вступившего в силу (л.д.168-175), что подтверждается объяснениями ответчиков. Согласно ст.50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-Ф3 разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 этого же Федерального закона. Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного Самоуправления соответствующих муниципальных образований. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федераций. В соответствии со статьей 5.2 закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года №259-внеоч.-ОЗ в целях разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальным районом Архангельской области и поселением Архангельской области представительный орган муниципального района Архангельской области по инициативе главы местной администрации муниципального района Архангельской области в течение одного месяца со дня возникновения обстоятельств, влекущих необходимость передачи объектов муниципальной собственности в муниципальную собственность поселения Архангельской области, принимает решение, которым утверждает перечень объектов муниципальной собственности, предназначенных для передачи в муниципальную собственность поселения Архангельской области, составленный по форме согласно Приложению к настоящему областному закону. Перечень объектов муниципальной собственности направляется для согласования в представительный орган соответствующего поселения Архангельской области (пункт 1). Согласно пункту 2 указанной статьи представительный орган поселения Архангельской области в течение полутора месяцев со дня направления перечня объектов муниципальной собственности принимает, одно из следующих решений, которое направляется в представительный орган муниципального района Архангельской области: 1) о согласовании перечня объектов муниципальной собственности; 2) об отказе в согласовании перечня объектов муниципальной собственности в связи с необходимостью исключения из него отдельных объектов. При этом, как следует из п.3 ст.5.2 указанного областного закона, если в течение срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи, представительный орган поселения Архангельской области не принял ни одного из решений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, или принял иное решение по вопросу о согласовании перечня объектов муниципальной собственности, перечень объектов муниципальной собственности, утвержденный решением представительного органа муниципального района Архангельской области, считается согласованным. Установлено, что в целях разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием Пинежский муниципальный район» и вновь образованным сельским поселением – МО «S» Собранием депутатов муниципального образования «Пинежский муниципальный район» было принято решение от 10 февраля 2009 года № 44 об утверждении перечня объектов муниципальной собственности МО «Пинежский муниципальный район», передаваемых в собственность МО «S» (л.д.116,117,121-130). Как следует из объяснений главы МО «S» решениями Совета депутатов МО «S» от 26 февраля 2009 года было отказано в согласовании перечня объектов муниципальной собственности МО «Пинежский муниципальный район», передаваемых в собственность МО «S». Позднее, 25 июня 2009 года, решением Собрания депутатов МО «Пинежский муниципальный район» №84 был утвержден новый перечень объектов муниципальной собственности МО «Пинежский муниципальный район», передаваемых в собственность МО «S», состоящий из 30 объектов. В число указанных объектов также входили: здание котельной, реестровый номер *; водонапорная башня, реестровый номер *; артезианская скважина №*, реестровый номер 3* артезианская скважина №* реестровый номер 3*; сети водопроводные, реестровый номер *; теплосеть с водопроводом, реестровый номер * (л.д.119,183-188), которые по утверждению главы МО «S» им не передавались. При этом глава МО «S» ссылается на решение Совета депутатов МО «S», которое своим решением № 65 от 31 августа 2010 года отказал в согласовании передачи 33 объектов, включая указанные выше объекты. Этим же решением была согласована передача других объектов. Вместе с тем никаких данных направления указанных решений Совета депутатов МО «S» и получении органами местного самоуправления МО «Пинежский муниципальный район» суду не представлено, а представитель МО «Пинежский муниципальный район» и Собрания депутатов МО «Пинежский район» это отрицает. Кроме того, принятые 26 февраля 2009 года и 31 августа 2010 года Собранием депутатов МО «S» решения не соответствуют положениям п.2 ст.5.2 областного закона от 23 сентября 2004 года №259-внёоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и самоуправления», а представленная переписка свидетельствует об уклонении органов местного самоуправления поселения от решения вопросов о разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями. Как следует из представленных материалов, в настоящее время в Архангельском областном Собрании депутатов обсуждается проект о внесении в закон Архангельской области от 19 марта 2008 года №496-25-03 «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Пинежский муниципальный район» Архангельской области и муниципальным образованием «S» Архангельской области» дополнительного перечня передаваемого в собственность МО «S» имущество, в который входят и объекты, принятие которых оспаривает глава МО «S» (л.д.178-180). В судебном заседании установлено, что указанные объекты действующие, используются для тепло- и водоснабжения населения ООО «X» (л.д.91-92) и их передача направлена для решения вопросов местного значения муниципального образования, в противном случае создается угроза нарушения конституционного права граждан на жилище, включая право на получение населением коммунальных, услуг надлежащего качества, что не соответствует основным принципам и задачам местного самоуправления. Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, в редакции от 25 июля 2011 года, к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Об этом же указано и в п.4 ч.1 ст.7 Устава МО «S», принятого решением Собрания депутатов МО «S» от 02 апреля 2010 года №58, зарегистрированного в Управлении Минюста РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 07 мая 2010 года (л.д.22). Поскольку электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения находятся в границах поселка Z, суд не может согласиться с доводами главы МО «S» о том, что для исполнение МО «S» своих полномочий, МО «Пинежский муниципальный район» должно довести до пос.Z линию электропередачи. Исходя из компетенции МО «S», суд не может согласиться и с доводами главы МО S» о том, что в соответствии с договорами жилфонд в пос. Z обслуживается ООО «X», а услуги по электроснабжению поселения - ФКУ УФСИН России по Архангельской области, те должны предоставлять указанные услуги. Кроме того, как это установлено в судебном заседании, администрация МО «S» будучи извещенной письмом начальника ФКУ УФСИН России по Архангельской области от 15 июня 2011 года о ликвидации ИК* (л.д.75); предостережением прокурора Архангельской области от 26 июля 2011 года прекращении подачи электроэнергии в связи с ликвидацией ИК-* и недостаточности дизельного топлива для выработки электроэнергии (л.д.79-80), а также письмом и.о.главы МО «Пинежский муниципальный район» от 23 августа 2011 года о решении вопроса о приемке в собственность от ИК-* объектов и оборудования необходимых для организации электроснабжения поселка Z (л.д.160), никаких надлежащих мер связанных с этим не предприняла. В связи с изложенным, иск и.о.прокурора Пинежского района к администрации муниципального образования «S» в лице главы муниципального образования «S» о возложении обязанности по обеспечению и организации в границах поселка Z электро-, тепло- и водоснабжения населения, подлежит удовлетворению. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск и.о.прокурора Пинежского района к администрации муниципального образования «S» в лице главы муниципального образования «S» о возложении обязанности по обеспечению и организации в границах поселка Z электро-, тепло- и водоснабжения населения, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «S» в лице главы муниципального образования «G» обеспечить и организовать в границах поселка Z электро-, тепло- и водоснабжения населения, со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путём подачи жалобы через Пинежский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, которое будет изготовлено 28 сентября 2011 года. Судья А.Ю.Бухаров Определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 07.11.11 решение оставлено без изменения.