2-422/2011. О предоставлении жилого помещения за счёт средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей



                                                                                                                                                              

Дело № 2-422/2011

       

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Карпогоры              21 ноября 2011 года

       Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Самаевской Н.Б.,

       при секретаре судебного заседания Зукаевой Е.А.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах Янчука И.В. к администрации муниципального образования «N», министерству финансов Архангельской области и министерству образования, науки и культуры Архангельской области о предоставлении жилого помещения за счёт средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пинежского района Архангельской области обратился в суд в интересах Янчука И.В. с иском к администрации МО «N», министерству финансов Архангельской области и министерству образования, науки и культуры Архангельской области о возложении обязанности на администрацию МО «N» предоставить Янчуку И.В. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 13 квадратных метров, отвечающее санитарным техническим требованиям со степенью благоустройства применительно к условиям данного населённого пункта в черте муниципального образования «N» Пинежского района за счёт средств бюджета (субвенций) Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц, оставшихся без попечения родителей.

       В обоснование искового требования прокурор указал, что Янчук И.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Янчук И.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> в доме своего отца Янчука В.И., проживает у опекуна <ПРЕДСТ-1> в доме № * в д. <адрес>. Постановлением главы муниципального образования «N» № * от ДД.ММ.ГГГГ за Янчуком И.В. закреплено право на внеочередное получение жилья на территории муниципального образования «N».ДД.ММ.ГГГГ Янчук И.В. призван для прохождения срочной службы в ряды Российской Армии сроком на 1 год.После демобилизации из вооруженных сил Российской Армии у Янчука И.В. отсутствует жилое помещение для проживания.

        Учитывая, что благоустроенное жилое помещение в прошлом году Янчук И.В. не получил, а перспективы получить благоустроенное жилое помещение в текущем и следующем году у Янчука И.В. не имеется, решение о предоставлении жилья необходимо принять в настоящее время. Администрация МО «N» Пинежского района должна предоставить Янчуку И.В., имеющему статус лица, оставшегося без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 13 квадратных метров в черте муниципального образования «N».

В ходе судебного заседания помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Диденко И.А. поддержал исковое требование прокурора, обратившегося в суд в защиту интересов Янчука И.В., по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил исковое требование удовлетворить, возложив на администрацию МО «N» обязанность по предоставлению Янчуку И.В. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 13 квадратных метров, отвечающее санитарным техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям населённого пункта дер. <адрес> за счёт средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц, оставшихся без попечения родителей.

Истец Янчук И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковое требование прокурора поддержал.

Ответчик - администрация МО «N» о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представитель ответчика в судебное заседание не явился, глава администрации МО «N» <ПРЕДСТ-2> просил рассмотреть дело без их участия.

Как следует из отзыва главы администрация МО «N» <ПРЕДСТ-2>, администрация МО «N» согласна с исковым заявлением прокурора Пинежского района Архангельской области. На территории МО «N» нет благоустроенного жилья, как нет и других свободных помещений, которые бы могли быть предоставлены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, за два предыдущих года администрацией МО «N» приобретены две квартиры для детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств федерального и областного бюджетов. На 2012 год МО «N» выделяется субвенция на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому жилое помещение для Янчука И.В. в 2012 году будет приобретено (л.д.62).

Ответчики - министерство финансов Архангельской области и министерство образования, науки и культуры Архангельской о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представители ответчиков в судебное заседание не явились.

Представитель министерства финансов Архангельской области <ПРЕДСТ-3> в отзыве на исковое заявление указал, что предоставление жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не относится к компетенции органов государственной власти Архангельской области, в связи с чем, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства финансов Архангельской области (59-60).

Министр образования, науки и культуры Архангельской области И.И. Иванкин в отзыве на исковое заявление указал, что муниципальному образованию «Р» на 2011 год предусмотрена субвенция из областного бюджета и из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Если этих средств будет недостаточно для осуществления государственных полномочий, на основании соответствующей заявки от органов опеки и попечительства МО «Р» на указанные цели дополнительно будут направлены средства субвенции из федерального бюджета (при их поступлении). Органы местного самоуправления МО «Р» наделены государственными полномочиями по расчету субвенций на указанные цели, предоставляемых из бюджета муниципального района бюджетам городских и сельских поселений. Таким образом, вопросы распределения указанных средств и вопросы постановки и ведения внеочередного учета находятся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области. Министерство считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения Янчуку И.В. должна быть возложена на администрацию МО «N» Пинежского района Архангельской области с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей, либо с использованием средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Просил рассмотреть дело без участия представителя министерства (л.д.48-50).

Управление образования муниципального учреждения «Администрация МО «Р» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель Управления образования муниципального учреждения «Администрация МО «Р» в судебное заседание не явился.

        Заслушав помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Диденко И.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальная защита граждан является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.ст. 39, 71).

Материалами дела установлено, что мать Янчука И.В. - М., умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти № * в Пинежском территориальном отделе Управления ЗАГС администрации Архангельской области, ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о смерти серии * (л.д. 9, 14).

Решением Пинежского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ И.В. лишен родительских прав в отношении троих детей, в том числе сына Янчука И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом Янчук И.В. был оставлен на воспитании попечителя <ПРЕДСТ-1> (л.д. 28-29).

Таким образом, судом установлено, что Янчук И.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы администрации МО «N» от ДД.ММ.ГГГГ* за Янчуком И.В. закреплено право на внеочередное получения жилья на территории МО «N» (л.д. 42).

Статьей 4 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии со статьей 5 указанного закона финансовое обеспечение предусмотренных настоящим Федеральным законом дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        Согласно части 1 статьи 8 указанного закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

        На основании статьи 7 Областного закона от 05.07.2001 № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительств, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Янчук И.В. с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации сроком 1 год.

После демобилизации из вооруженных сил Вооруженных Сил Российской Федерации у Янчука И.В. отсутствует жилое помещение для проживания.

Постановлением главы администрации МО «N» от ДД.ММ.ГГГГ* за Янчуком И.В. закреплено право на внеочередное получение жилья на территории МО «N» (л.д. 42).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 7 Закона Архангельской области от 5 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

В соответствии со статьями 45, 46 Областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа. Органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего областного закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 19 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Пунктом 3 статьи 20 названного закона установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно распределению межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований - поселений на 2012 год запланировано выделение субвенции МО «N» на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (л.д.64).

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Собрания депутатов МО «Пинежский муниципальный район» от 8 июля 2005 года № 30 на территории муниципального образования установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в минимальном размере 13 кв.м общей площади на одного человека.

При указанных обстоятельствах, с учётом того, что до настоящего времени Янчуку И.В. не предоставлено жилое помещение, суд считает, что требование прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

       

р е ш и л:

Исковое требование прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах Янчука И.В. удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «N» Пинежского района Архангельской области обязанность предоставить Янчуку И.В. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 13 квадратных метров, отвечающее санитарным техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям муниципального образования «N» за счёт средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц, оставшихся без попечения родителей.

        Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней со дня принятия судом в окончательной форме.

Судья                 Самаевская Н.Б.

Решение вступило в законную силу «2» декабря 2011 года.