2-295/2011. О взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-295/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

село Карпогоры 21 сентября 2011 года

Пинежский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Бухарова А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Козьмовской Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова А.И. к исправительной колонии №* Федерального казенного учреждения «О» управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области и сотрудникам администрации ИК-* <СОТР-1>, <СОТР-2>, <СОТР-3> и <СОТР-4> о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Иванов А.И. обратился в суд с иском исправительной колонии №* Федерального казенного учреждения «О» управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее ИК-*) о взыскании компенсации морального вреда, в размере * рублей, причиненного ему в результате незаконных действий сотрудников администрации ИК-*.

Указав в обоснование своих требований, что по решению Сегежского городского суда он был переведен в колонию-поселение и прибыл в ИК-* ДД.ММ.ГГГГ. * января * года к нему, из г.<адрес> для совместного проживания приехала жена. Однако в тот же день сотрудниками администрации учреждения он был поставлен на профилактический учет как склонный к дезорганизации деятельности учреждения и как лидер и активный участник отрицательно направленных осужденных. Из-за незаконной постановки на профилактический учет, ему запретили выходить в ночную смену, не заплатили заработную плату за праздничные дни с 01 по 10 января * года, а позднее перевели на нижеоплачиваемую работу, в связи с чем, он не мог содержать свою семью, отказав также в совместном проживании, что позже привело к расторжению брака.

Определением от 16 августа 2011 года в качестве соответчика было привлечено Федеральное казенное учреждение «О» управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее ФКУ О УФСИН России по Архангельской области), в состав которого входит ИК-* и которое является юридическим лицом.

Осужденный Иванов А.И., отбывает наказание в ИК-* <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд дополнения в которых указал, что просит взыскать компенсацию морального вреда с сотрудников администрации ИК-* <СОТР-3>, <СОТР-2>, <СОТР-1> и <СОТР-4>

Представитель ИК-* ФКУ О УФСИН России по Архангельской области <ПРЕДСТ-1> иск не признал, указав, что осужденный Иванов А.И. был поставлен на профилактический учет в соответствии с требованиями приказа Минюста * от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ФКУ О УФСИН России по Архангельской области <ПРЕДСТ-2> иск не признала, указав, что в соответствии с УИК РФ совместное проживание осужденных с семьями за пределами исправительного учреждения предоставляется по усмотрению начальника исправительного учреждения. Указав также, что в соответствие со ст.1100 ГК РФ оснований компенсации морального вреда, независимо от вины администрации, нет.

Ответчики <СОТР-1>, <СОТР-2>, <СОТР-3> и <СОТР-4> в судебное заседание не явились, направили отзывы, в которых указали, что осужденный Иванов А.И. был поставлен на профилактический учет согласно имеющейся информации. Указав, что в совместном проживании с женой осужденному было отказано обоснованно и данное решение им обжаловано не было.

Исследовав материалы гражданского дела, с учётом требований ст.167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело без участия сторон и считает, что удовлетворении исковых требований следует отказать.

В силу ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению, если в предусмотренном законом порядке установлены незаконность действий (бездействия) государственных органов, вина должностных лиц этих органов, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) и наступившими последствиями.

В соответствии со статьями 151,1099 Гражданского кодекса РФ, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», с изменениями, внесёнными постановлениями от 25 октября 1996 года №10 и от 15 января 1998 года №1 суду необходимо выяснять, чем подтверждается факт причинения нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Моральный вред, в частности может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможности продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Иванов А.И. с ДД.ММ.ГГГГ стал отбывать наказание в виде лишения свободы в колонии-поселении ИК-* ФБУ О УФСИН России по Архангельской области (ИК-*).

Согласно протоколу заседания административной комиссии ИК-* от ДД.ММ.ГГГГ осужденный Иванов А.И. был поставлен на учет как «лидер и активный участник группировок отрицательной направленности» (л.д.27,28).

ДД.ММ.ГГГГ осужденный Иванов А.И. обратился с заявлением к начальнику ИК-* о разрешении совместного проживания с его женой Ж. (л.д.32).

ДД.ММ.ГГГГ заявление Иванова А.И. было рассмотрено на заседании административной комиссии ИК-* протокол №* от ДД.ММ.ГГГГ, и в удовлетворении его просьбы о совместном проживании с семьей за пределами исправительного учреждения было отказано на том основании, что осужденный состоит на профилактическом учете и в ИК-* находится непродолжительное время (л.д.30-31).

В соответствие со ст.1 Уголовно–исполнительного кодекса РФ регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации осуществляется уголовно-исполнительным законодательством.

Статья 10 указанного Кодекса устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством.

Согласно п.п.8,13 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста РФ №333 от 20 ноября 2006 года, основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются достоверные и проверенные сведения о его приготовлении совершить правонарушение либо отрицательная характеристика до осуждения или в период пребывания в следственном изоляторе, карантинном помещении. Указанные осужденные выявляются путем: изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками отделов воспитательной работы, режима, охраны, оперативного и специального отделов, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части и т.д.

Сбор информации, необходимой для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, осуществляют оперативные отделы, которые своевременно доводят до руководства учреждений УИС информацию об оперативной обстановке на объектах учреждения, а в необходимых случаях - до оперативного дежурного и сотрудников заинтересованных служб (п.15 Инструкции).

Как следует и рапорта старшего оперуполномоченного по ОВД отдела противодействия преступным группам оперативного управления УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, направленного начальнику ИК-* осужденный Иванов А.И. характеризуется отрицательно, на мероприятия не реагирует, пропагандирует среди осужденных «воровские традиции» и «воровскую субкультуру», по имеющейся информации вынашивает намерение сплотить вокруг себя группу осужденных отрицательной направленности с целью противодействия законным требованиям сотрудникам администрации, в связи с чем, полагает постановить осужденного на профилактический учет (л.д.29).

На основании изложенного, после согласований с сотрудниками оперативной группы ИК-*, также располагавшей информацией о противоправных намерениях осужденного Иванова А.И., в соответствии с п.п.23,28 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, протоколом заседания административной комиссии ИК-* от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на профилактический учет как лидер и активный участник группировок отрицательной направленности (л.д.27-28,33).

При этом, согласно данной Инструкции, снятие подучетного лица с профилактического учета, не препятствует его постановки вновь, в том числе и при переводе в другое исправительное учреждение для дальнейшего отбывания наказания (п.40 Инструкции).

В связи с изложенным, суд не может согласиться с доводом Иванова А.И. о том, что постановка его на профилактический учет в ИК-* была незаконной.

ДД.ММ.ГГГГ, то есть после постановки на профилактический учет, Иванов А.И. обратился с заявлением к начальнику ИК-* о разрешении совместного проживания с его женой Ж. (л.д.32).

Исходя из положений п.«б» ст.129 УИК РФ, предоставление осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, возможности проживания со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, не является обязанностью начальника колонии-поселения.

Кроме того, отказ Иванову А.И. в разрешении проживании с женой, был дан после согласований с административной комиссией ИК-* (л.д.30-31).

Суд не может согласиться и с доводом Иванова А.И. о том, что ему не была выплачена заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он опровергается представленными в судебном заседании табелями учета рабочего времени, согласно которым Иванов А.И. в указанные дни не работал (л.д.65-67), справкой о начисленной заработной плате (л.д.34-35), а также письмом УФСИН России по Архангельской области) от ДД.ММ.ГГГГ* о проведении проверки и отсутствии нарушений (л.д.37-39).

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда предусмотрена, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, никаких доказательств причинно-следственной связи между постановкой на профилактический учет, не разрешением совместного проживания и расторжением брака, Ивановым А.И. не представлено. Не указано истцом и в чем выразились его физические или нравственные страдания, причиненные якобы незаконными действиями сотрудников администрации ИК-*.

Кроме того, как следует из требований Иванова А.И., он просил взыскать компенсацию морального вреда с ИК-*, а в дополнениях к исковому заявлению с сотрудников администрации ИК-* <СОТР-3>, <СОТР-2>, <СОТР-1> и <СОТР-4>, однако ни ИК-*, которое не является юридическим лицом, ни указанные сотрудники ИК-*, исходя из положений ст.1069 ГК РФ, не могут являть ответчиками по данному делу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Иванова А.И. к исправительной колонии №* Федерального казенного учреждения «О» управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области и сотрудникам администрации ИК-* <СОТР-1>, <СОТР-2>, <СОТР-3> и <СОТР-4> о взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путём подачи жалобы через Пинежский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, которое будет изготовлено 26 сентября 2011 года.

Судья А.Ю.Бухаров