Дело № 2-428/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации село Карпогоры 12 декабря 2011 года Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи С.А. Галкина, при секретаре судебного заседания Т.Н. Таракановой, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску главного государственного санитарного врача по Пинежскому, Мезенскому и Лешуконскому районам Вершинина С.П. в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «N» о возложении обязанности по строительству водозаборных сооружений и водопровода для обеспечения населения посёлка <адрес> питьевой водой, У С Т А Н О В И Л: Главный государственный санитарный врач по Пинежскому, Мезенскому и Лешуконскому районам Вершинин С.П. в интересах неопределённого круга лиц обратился в Пинежский районный суд Архангельской области с иском к администрации МО «N» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ начать строительство водозаборных сооружений для обеспечения населения <адрес> качественной и безопасной питьевой водой, указав в обоснование заявленных требований, что территориальным отделом в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах проведена внеплановая выездная проверка в отношении МП «Ж» МО «N» в части соблюдения действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при обеспечении населения <адрес> питьевой водой, в ходе которой было установлено, что качество исходной воды из р. "И" в 50% не отвечает требованиям санитарных правил по микробиологическому составу (высокое содержание колиформных бактерий), по органолептическим свойствам (цветность) и по химическому составу (повышенная перманганатная окисляемость и повышенное содержание железа) и соответствует 3 классу поверхностных источников водоснабжения по ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» (протоколы исследования <данные изъяты>). Вода по содержанию микроорганизмов в 4,5 % проб при выходе с ВНС и 26% проб в разводящей сети оценивается как неочищенная. Несоответствие по микробиологическим показателям наблюдается по содержанию в пробах ТКБ (термотолерантных колиформных бактерий) и ОКБ (общих колиформных бактерий) – по санитарным нормам они должны отсутствовать. Присутствие в питьевой воде ТКБ может свидетельствовать о повышенном содержании в источнике водоснабжения разлагающихся растений и почвенных частиц и может свидетельствовать о фекальном загрязнении питьевой воды или недостаточной обработке ее в процессе водоподготовки. Обнаружение ОКБ в питьевой воде подтверждает микробиологическое загрязнение и является показателем недостаточного кондиционирования питьевой воды, подаваемой в распределительную сеть. Пробы воды исследовались на органолептические свойства: запах, привкус, цветность, мутность. Все пробы воды в разводящей сети имеют высокий уровень цветности до 120-130 градусов при норме – 20 градусов. По химическому составу исследованные пробы воды не соответствуют по содержанию железа: превышение содержания железа - при норме 0,3 мг/л доходит до 1,5 мг/л, что не является опасным для здоровья (до 2 мг/л), но ведет к повышенной цветности воды, к загрязнению трубопроводов (обрастание слизью) и как следствие – к микробному загрязнению питьевой воды. Существующие в <адрес> временные водозаборные сооружения не обеспечивают его население питьевой водой безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу и имеющей благоприятные органолептические свойства, что создаёт угрозу жизни и здоровью населения. Непринятие мер органами местного самоуправления по обеспечению населения качественной питьевой водой привело к нарушениям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и являются нарушением ст.ст. 18, 19 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п.1.6, 2.3.1.1., 3.3.1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». На судебном заседании истец - главный государственный санитарный врач по Пинежскому, Мезенскому и Лешуконскому районам Вершинин С.П. поддержал свои требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель ответчика по доверенности <ПРЕДСТ-1> выразил согласие с исковыми требованиями главного государственного санитарного врача по Пинежскому, Мезенскому и Лешуконскому районам, указав, что проблема с водоснабжением в <адрес> существует не первый год, однако строительство водозаборных сооружений для обеспечения населения <адрес> качественной и безопасной питьевой водой возможно лишь при условии оказания поселению финансовой помощи администрацией Архангельской области. Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав предоставленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Федеральным органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Архангельской области – территориальным органом Федерального органа исполнительной власти. Согласно п.п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 06 апреля 2004 года № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» названная Федеральная служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Пинежского района служба представлена территориальным отделом в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах. На основании п.п. 14, 15 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах территориальный отдел возглавляет начальник, который является главным государственным санитарным врачом по Пинежскому, Мезенскому и Лешуконскому районам и в силу ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства. В соответствии со ст.ст.18-19 Федерального закона РФ от 30марта1999года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Как следует из материалов дела, в соответствии с обращением прокуратуры Пинежского района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № * и предписанием территориального отдела в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районам № * от ДД.ММ.ГГГГ помощником врача-эпидемиолога ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах» <ПРЕДСТ-2> в присутствии специалиста-эксперта территориального отдела в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах Управления Роспотребнадзора по Архангельской области <ПРЕДСТ-3> и директора МП «Ж» <ПРЕДСТ-4> проведены мероприятия по оценке соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечении населения <адрес> МО «N» безопасной питьевой водой, в ходе которых был выявлен ряд нарушений, что подтверждается экспертным заключением по водоснабжению населения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ * (л.д. 38-40, 41-42). Судом установлено, что собственником водозаборных сооружений - здания водозабора, водопроводных сетей, водоразборных колонок в <адрес> является МО «N», и в силу требований ст. 210 ГК РФ оно несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. В связи с передачей объектов муниципальной собственности МО «Р» в собственность МО «N», внесены изменения в договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МП «Ж.» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому МО «N», являясь собственником имущества, передало по акту передачи объектов недвижимости муниципальное имущество, в состав которого входит и здание водозабора (реестровый номер 3-01872), очистные сооружения «Струя» (реестровый номер 3-01914). При этом водопроводные сети и водоразборные колонки на сетях в акте передачи объектов не числятся (л.д. 14-17, 34). В соответствии с договором на оказание коммунальных услуг № * от ДД.ММ.ГГГГ МО «N» выступает заказчиком по оказанию коммунальных услуг населению, в том числе по водоснабжению. МП «Ж» выступает исполнителем коммунальных услуг населению, проживающему в <адрес> и <адрес>, в пределах нормативов, утверждённых постановлением главы местного самоуправления МО «Р» от 18 февраля 1998 года № 35. Пунктом 4 части 1 ст.14 Федерального закона РФ от 06 декабря 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. МП «Ж» является предприятием - водопользователем и эксплуатирует водозаборные сооружения, водопроводные сети для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения <адрес>, занимается водообеспечением населения, у предприятия имеется лицензия на водопользование (поверхностные водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ *, выдана Двинско-Печорским бассейновым водным управлением, договор пользования водными объектами от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности МП «Ж» является управление и эксплуатация жилищного фонда (70.32.1), дополнительным – распределение воды (41.002). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> проживают 5750 человек. На территории посёлка функционируют образовательные учреждения (средняя школа, детский сад, профессионально-техническое училище), лечебно-профилактическое учреждение (<адрес> больница №*), предприятия торговли (магазины), предприятия общественного питания (столовые, кафе), предприятия пищевой промышленности (кондитерский цех, хлебопекарня), промышленные предприятия. В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 01 декабря 2009 года *-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Социальное развитие села Архангельской области на 2010-2012 годы» запланировано строительство локального водопровода в <адрес> (строительство водозабора) с объёмом финансирования 2010 год- 87758,0 тыс. руб. (федеральный бюджет- 65028,6 тыс. руб., областной бюджет- 18341,5 тыс. руб., местный бюджет - 4387,9 тыс. руб.) (л.д. 28-33). Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области участвуют в реализации программных мероприятий путём финансирования из местных бюджетов, а также в качестве заказчиков строительно-монтажных работ по финансируемым из областного и местного бюджетов мероприятий, которые связаны с проведением работ на объектах, находящихся в муниципальной собственности. С 2010 года по объектам капитального строительства, находящимся в муниципальной собственности, финансирование проектных работ, необходимых для обеспечения начала строительно-монтажных работ, осуществляется исключительно за счёт местных бюджетов. Проект нового водозабора в <адрес> разработан с использованием в качестве источника водоснабжения озера Щ, с полной схемой подготовки, очистки и обеззараживания воды в соответствии с действующими санитарными правилами. Однако до настоящего времени финансирование строительства водозаборных сооружений не обеспечено. Существующие водозаборные сооружения с водоочистной станцией «Струя-800» были построены в * году как временные с производительностью 800 куб.м. воды. Проект существующего и эксплуатируемого водозабора разработан проектной конторой «Облжилкоммунпроект» <адрес>, в качестве источника водоснабжения принята р. "И". Действие временного водозабора с момента пуска установлено в течение 5 лет. К временному водозабору были подключены существующие водопроводные сети 1973-1975 года постройки. Разводящая сеть водопроводных сетей в <адрес> составляет 15 км, в том числе 4 км – ветхая. На наружных водопроводных сетях имеется 24 водоразборные колонки, которые обслуживаются МП «Ж». При самых низких горизонтах р. "И" (летний и зимний периоды) забор воды происходит из верхних, загрязнённых слоёв поверхностного водоёма, что не позволяет обеспечить кондиционирование исходной воды до показателей безопасности питьевой воды. Зоны санитарной охраны водозабора определены проектом водозабора: 200 м вверх по течению, 100 м вниз по течению, но режим её не соблюдается, так как граница 1 пояса проходит практически через всю акваторию реки, перекрывая судоходные пути. Кроме того, водозабор поставлен в центре посёлка, который полностью расположен на берегу в пределах 2 и 3 пояса зон санитарной охраны. Из экспертного заключения по водоснабжению населения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что качество исходной воды из р. "И" в 50% не отвечает требованиям санитарных правил по микробиологическому составу (высокое содержание колиформных бактерий), по органолептическим свойствам (цветность) и по химическому составу (повышенная перманганатная окисляемость и повышенное содержание железа) и соответствует 3 классу поверхностных источников водоснабжения по ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» (протоколы исследования <данные изъяты>). Между тем, в соответствии с приложением 1 ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» вода таких источников водоснабжения для получения безопасной питьевой воды в соответствии с санитарными правилами требует полного цикла кондиционирования: коагулирования, отстаивания, фильтрования, обеззараживания с применением дополнительных методов очистки: дополнительного осветления, применения окислительных и сорбционных, а также более эффективных методов обеззараживания. Вода по содержанию микроорганизмов в 4,5 % проб при выходе с ВНС и 26% проб в разводящей сети оценивается как неочищенная. Несоответствие по микробиологическим показателям наблюдается по содержанию в пробах ТКБ (термотолерантных колиформных бактерий) и ОКБ (общих колиформных бактерий) – по санитарным нормам они должны отсутствовать. Присутствие в питьевой воде ТКБ может свидетельствовать о повышенном содержании в источнике водоснабжения разлагающихся растений и почвенных частиц и может свидетельствовать о фекальном загрязнении питьевой воды или недостаточной обработке ее в процессе водоподготовки. Обнаружение ОКБ в питьевой воде подтверждает микробиологическое загрязнение и является показателем недостаточного кондиционирования питьевой воды, подаваемой в распределительную сеть. Пробы воды исследовались на органолептические свойства: запах, привкус, цветность, мутность. Все пробы воды в разводящей сети имеют высокий уровень цветности до 120-130 градусов при норме – 20 градусов. По химическому составу исследованные пробы воды не соответствуют по содержанию железа: превышение содержания железа - при норме 0,3 мг/л доходит до 1,5 мг/л, что не является опасным для здоровья (до 2 мг/л), но ведет к повышенной цветности воды, к загрязнению трубопроводов (обрастание слизью) и как следствие – к микробному загрязнению питьевой воды. Существующие в <адрес> временные водозаборные сооружения не обеспечивают его население питьевой водой безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу и имеющей благоприятные органолептические свойства, что создаёт угрозу жизни и здоровью населения. Таким образом, судом установлено, что питьевая вода, которая в соответствии с действующим законодательством должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, в <адрес> не соответствует санитарным правилам и нормам, в следствие чего жизнь и здоровье неопределённого круга лиц, проживающих в данном населённом пункте ежедневно подвергается угрозе. На основании исследованных в ходе судебного заседания доказательств суд приходит к выводу, что МО «N» не осуществляет гарантированное безопасное обеспечение населения <адрес> питьевой водой в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» в нарушение требований ст.ст. 18, 19 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 1.6, 2.3.1.1., 3.3.1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Анализируя приведённые обстоятельства в их совокупности, а также учитывая право неопределённого круга лиц на жизнь и здоровье, в том числе обеспечение качественной питьевой водой, суд считает, что исковые требования главного государственного санитарного врача по Пинежскому, Мезенскому и Лешуконскому районам о возложении на МО «N» обязанности по строительству водозаборных сооружений и водопровода для обеспечения населения посёлка Пинега качественной и безопасной питьевой водой, подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковое заявление главного государственного санитарного врача по Пинежскому, Мезенскому и Лешуконскому районам Вершинина С.П. в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «N» о возложении обязанности по строительству водозаборных сооружений и водопровода для обеспечения населения посёлка <адрес> питьевой водой - удовлетворить. Возложить на муниципальное образование «N» обязанность в срок до 01 июня 2012 года начать строительство водозаборных сооружений для обеспечения населения посёлка <адрес> качественной и безопасной водой. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путём подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья С.А. Галкин Решение вступило в законную силу «23» декабря 2011 года.