Дело № 2 - 458/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации село Карпогоры 26 декабря 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой О.М. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» о признании права на назначение трудовой пенсии досрочно, у с т а н о в и л: Попова О.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» о признании права на назначение ей трудовой пенсии досрочно, обосновав свое требование тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе о назначении ей пенсии по п.п.20 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако, решением № от ДД.ММ.ГГГГ ей в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием стажа работы. Считает, что период нахождения на больничном по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть учтен в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца, т.к. этому периоду предшествовал период ее работы заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, фельдшером фельдшерско-акушерского пункта д.<адрес>. Согласно п.6 разъяснений Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 года № 7/10-30, п.7 разъяснения Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1989 года № 23/24-11, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком, засчитывается как в общий, так и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, периоды отпусков женщин подлежат зачету в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях в льготном размере. Также считает, что подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении и периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в этот период сохранялась заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд. Кроме того, период нахождения ее на больничном с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть учтен в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца. Период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также должен быть включен в специальный стаж в льготном исчислении. Просит признать ее право на назначение пенсии по старости досрочно, поскольку ее специальный стаж составил более 25 лет. Истец Попова О.М. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом о месте и времени судебного заседания уведомлена, просила рассмотреть дело в е отсутствие. Ответчик - Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» о месте и времени судебного заседания уведомлен, представитель ответчика в судебное заседание не явился. Как следует из отзыва Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области», Управление считает требования истца неправомерными и не подлежащими удовлетворению. С 1 января 2002 года назначение и выплата трудовых пенсий производится на основании Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон от 17.12.2001 г.). Подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 года определено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного ст. 7 Закона от 17.12.2001 г. лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Право на досрочную трудовую пенсию по старости медицинских работников определяется с учетом Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 (далее - Список №781. Правила № 781). Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли указанный стаж полностью либо частично. До введения Списков № 781 право на досрочное пенсионное обеспечение медицинским работникам определялось в соответствии со Списком от 06.09.1991 года № 464 и Списком от 22.09.1999 года № 1066. В соответствии с пунктом 2 Правил от 22.09.1999 года № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа, так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается за один год и 3 месяца. Медицинским работникам, работавшим только в сельской местности или поселках городского типа, пенсия устанавливается при выслуге не менее 25 лет, при этом один год работы засчитывается за один год и 3 месяца за период до 1 ноября 1999 года, после 1 ноября 1999 года - календарно. Согласно пункту 2 Правил № 781, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 (далее Правила № 516). Управление возражает против включения в льготном исчислении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам. осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях по охране здоровья населения, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности: учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке лист нетрудоспособности, который является документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. В этой связи период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается как период получения пособия по временной нетрудоспособности и включается в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. При этом, действующими Правилами исчисления периодов работы, дающей право па досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (далее - Правила № 781), а также Правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066. применяемыми па основании Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004г. № 2-П. льготное исчисление стажаприменяется при условии непосредственного выполнения лечебной и иной работы по охране здоровья населения, то есть, в отношении периодов работы. Период отпуска по беременности и родам по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период отпуска по беременности и родам сохраняются только трудовые отношения при этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения. Учитывая изложенное, период отпуска по беременности и родам должен включаться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в календарном порядке, то есть 1 год за один год работы. По тем же основаниям в календарном порядке включается в специальный стаж и отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, если он имел место в период до 6 октября 1992 года. Ссылка истца на Разъяснения № 7/10-30 от 06.07.1982 г. и № 23/24-11 от 29.11.1989 г. «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемою отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» (далее - Разъяснение №23/24-11), согласно которому время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, является несостоятельной, поскольку закрепляет право на включение в стаж работы с особыми (вредными/тяжелыми) условиями труда при назначении льготной пенсии (досрочной и/или в размере, превышающем общеустановленный) времени отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Управление также возражает против включения в льготном исчислении периодов нахождения истца на. больничном по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 11 п. ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (далее - Правила и Список № 781), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781, засчитывается в стаж работы в календарном порядке,за исключением отдельных случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы. Также Управление возражает против включения в специальный стаж времени, когда истец фактически лечебную деятельность не осуществлял, в частности в периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» различает два вида трудового стажа - страховой стаж и специальный стаж. До 1 ноября 1999 г. применялись Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464: после 1 ноября 1999 г. - Списки и Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 (далее -Постановление № 1066), которые не предусматривали включение периодов нахождения работника на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в медицинский стаж. В соответствии с п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за пи периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, когда медицинская деятельность не осуществляется, нет психологических и физических нагрузок, сопровождающих медицинскую деятельность, нет той интенсивности и характера работы, с которыми и связывается приобретение права на досрочное пенсионное обеспечение - это время может быть включено только в общий трудовой (страховой) стаж, но не в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно. При направлении работников для повышения квалификации с отрывом от работы за ним, согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, законодатель гарантировал только сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы. В этой связи указанные периоды в соответствии со статьей 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ включаются в страховой стаж. Таким образом, пенсионное законодательство не предусматривает возможности зачета периодов нахождения истицы па курсах повышения квалификации с отрывом от производства в стаж на соответствующих видах работ. На дату подачи заявления Поповой О.М. ДД.ММ.ГГГГ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подтвержденный стаж ее на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составил 24 года 4 мес. 3 дня, что менее требуемого 25-летнего стажа, в связи с чем, Управление полагает, что исковые требования истца не основаны на нормах материального права и просит суд в их удовлетворении отказать (л.д.16-19). Исследовав материалы дела, суд считает, что исковое требование Поповой О.М. подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано. Исходя из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично) до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы. По состоянию на 1 января 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлениями, утвержденными Советом Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 и Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой". Пункт 1 Списка указывает на наличие должности «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер», «фельдшер» и вид учреждения «центральная (городская, окружная, районная) больница» без указания на структурные подразделения. Судом установлено, что истец Попова О.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» с заявлением о назначении ей пенсии досрочно в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, однако, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление ПФ РФ в Пинежском районе Архангельской области» № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью стажа работы, связанной с лечебной деятельностью по п.п.20 п.1 ст.27, который составил 24 года 4 месяца 3 дня (л.д. 9, 16-17). Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, согласно Постановлению Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Из Трудовой книжки Поповой О.М. следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец принята заведующей фельдшерско-акушерского пункта <адрес> в <N-скую> районную больницу. ДД.ММ.ГГГГ <N-скую> ЦРБ преобразована в МУЗ «<N-скую> центральная районная больница». На основании приказа МЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала с ДД.ММ.ГГГГ наименование должности: заведующая фельдшерско-акушерским пунктом <адрес> переименовано в должность: заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер <адрес> (л.д. 6-7). Таким образом, судом установлено, что на день подачи Поповой О.М. ДД.ММ.ГГГГ заявления о назначении ей пенсии досрочно, период ее работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения сельской местности согласно Трудовой книжке, составил в календарном исчислении 24 года 4 месяца 3 дня, что сторонами не оспаривается. При этом, согласно уточняющей справке МУЗ «<N-скую> центральная районная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ, Попова О.М. находилась на курсах повышения квалификации, а также на больничных по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, в том числе: - на больничном по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). Из указанных периодов ответчиком в специальный стаж истца не зачтены периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске без сохранения зарплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-17). Между тем, истцом не оспаривается решение ответчика об отказе во включении в специальный стаж периодов нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске без сохранения заработной платы, однако, истец не согласна с отказом ответчика включить в ее специальный стаж периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации, при этом, считает необходимым период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включить в льготном исчислении за 1 год работы - 1 год и 3 месяца, а периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении, также не согласна с включением в специальный стаж периодов нахождения ее на больничном по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, считая необходимым включить указанные периоды в льготном исчислении за 1 год работы - 1 год и 3 месяца с учетом ее работы заведующей фельдшерско-акушерского пункта районной больницы, расположенной в сельской местности. В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г. Согласно п.2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, медицинским работникам, работавшим только в сельской местности или поселках городского типа, один год работы засчитывается за один год и 3 месяца за период до 1 ноября 1999 года, после 1 ноября 1999 года - календарно. Таким образом, период работы Поповой О.М. в должности заведующей фельдшерско-акушерского пунктом <адрес> МУЗ «<N-скую> ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ должен исчисляться в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год 3 месяца, однако, согласно протоколу ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Пинежском районе № от ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении в специальный стаж истца зачтена только непосредственно выполняемая ею работа, тогда как периоды нахождения истца на больничных по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтены в специальный стаж истца в календарном исчислении (л.д. 16). Между тем, суд считает, что решение ответчика по включению периодов нахождения истца Поповой О.М. на больничном по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период ее работы в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта в медицинском учреждении, расположенном в сельской местности в календарном исчислении не основано на действующем пенсионном законодательстве. В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы, включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Как действовавшее ранее законодательство, так и действующее в настоящее время пенсионное законодательство предусматривает зачет в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы, также и периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом, законодательство не делает различий и не содержит ограничений и оговорок при зачете периодов временной нетрудоспособности в специальный стаж, следовательно, указанный период должен исчисляться в том же порядке, что и время льготной работы, и засчитываться в специальный стаж в льготном исчислении. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Таким образом, до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. В силу ст. 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей на момент нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал включению в специальный стаж работы по специальности. За время отпуска сохранялось место работы (должность). Кроме того, согласно п. 7 совместного Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска. Поскольку период работы истца в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ подлежит исчислению и зачету в специальный стаж в льготном исчислении - один год работы за один год и 3 месяца, то и периоды нахождения истца на больничных по беременности и родам, а также в отпусках по уходу за ребенком в соответствии с вышеуказанными нормами подлежит включению в стаж работы именно в льготном исчислении. Таким образом, период нахождения истца на больничных по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период ее работы в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта в медицинском учреждении, расположенном в сельской местности, должен исчисляться в том же льготном порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные больничные и отпуск - в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта - 1 год работы как 1 год 3 месяца. При указанных обстоятельствах, время нахождения истца на больничных по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течениеее работы в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта в медицинском учреждении, расположенном в сельской местности, неправомерно зачтено ответчиком в специальный стаж истца в календарном исчислении, на что указано в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные периоды подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении. Учитывая, что в специальный стаж истца ответчиком включен период нахождения Поповой О.М. на больничном по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении в течение 1 года 10 месяцев 9 дней, с учетом льготного исчисления в специальный стаж истца подлежит включению дополнительно период в течение 5 месяцев 18 дней (л.д. 16-17). Кроме того, решением Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» не включены в специальный стаж истца периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, в связи с чем, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации Поповой О.М. на основании приказов руководителя №-л от ДД.ММ.ГГГГ, №-л от ДД.ММ.ГГГГ, №-л от ДД.ММ.ГГГГ, являлось обязательной частью ее трудовой деятельности (л.д.8). Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичные положения были предусмотрены ст. 112 КЗоТ РФ, утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы истца с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Следовательно, время нахождения медицинского работника на курсах повышения квалификации до 1 ноября 1999 года должно быть засчитано в стаж для назначения пенсии в таком же порядке, как и работа, в период которой он направлялся на курсы повышения квалификации (в данном случае как 1 год работы за 1 год и 3 мес.- работа в сельской местности). При указанных обстоятельствах, суд считает, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении в течение 3 месяцев 4 дней, тогда какпериод с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение 3 месяцев 16 дней в календарном исчислении. Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление пенсионного Фонда РФ в Пинежском районе № от ДД.ММ.ГГГГ, стаж работы истца Поповой О.М., дающий право на назначение пенсии досрочно по п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на дату ее обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ зачтен ответчиком в специальный стаж истца в течение 24 лет 4 месяцев 3 дня, что сторонами не оспаривается (л.д. 9). С учётом дополнительного включения в специальный стаж Поповой О.М. в льготном исчислении нахождение ее на больничных по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком в течение 5 месяцев 18 дней, а также периода нахождения ее на курсах повышения квалификации в течение 6 месяцев 20 дней, специальный стаж истца на момент обращения за назначением трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ составил 25 лет 4 месяца 11 дней. При указанных обстоятельствах, суд считает, что на момент обращения Поповой О.М. в Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии досрочно по п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона № -173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ее стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности составлял 25 лет 4 месяца 11 дней,следовательно, право для назначения Поповой О.М. пенсии досрочно наступило. Учитывая, что предметом искового требования Поповой О.М. является признание за ней права на пенсию досрочно, суд считает, что решение комиссии Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении пенсии Поповой О.М. досрочно, указанное истцом как основание искового требования, является необоснованным. Все вышеизложенное является основанием для вынесения решения в пользу истца с учетом даты обращения в управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области с заявлением о назначении пенсии, следовательно, за истцом следует признать право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, с ответчика в пользу Поповой О.М. надлежит взыскать 200 рублей в счет возмещения уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194 - 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Поповой О.М. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» о признании права на назначение трудовой пенсии досрочно удовлетворить. Включить в специальный стаж работы, связанный с осуществлением Поповой О.М. лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Включить в специальный стаж работы, связанный с осуществлением Поповой О.М. лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения дополнительно с учетом льготного исчисления нахождение ее на больничных по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период в течение 5 месяцев 18 дней. Признать за Поповой О.М. право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» в пользу ФИО11 в счет возмещения уплаты государственной пошлины 200 рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ путем подачи жалобы через районный суд. Судья Самаевская Н.Б. Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Самаевской Н.Б.,
при секретаре Зукаевой Е.А.,