Дело № 2-44/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации село Карпогоры 2 февраля 2012 года Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Галкина С.А., с участием помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Зукаева М.С., при секретаре Таракановой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пинежского района Архангельской области Вышатина Е.А. в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования « N-кое» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства, регулирующего защиту прав граждан на жизнь и здоровье, У С Т А Н О В И Л: заместитель прокурора Пинежского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «N-кое» о возложении обязанности в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства, регулирующего защиту прав граждан на жизнь и здоровье, для чего обеспечить ремонт пожарного водоёма, расположенного по адресу: <адрес> возле жилого дома №*** и установить возле пожарного водоёма указатели в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. Обосновывая свои требования, прокурор сослался на Федеральные законы №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», №69-ФЗ «О пожарной безопасности», №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Свод правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения», Закон Архангельской области «О пожарной безопасности в Архангельской области» и указал, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки было установлено, что указанный выше пожарный водоём находится в неудовлетворительном состоянии, нарушена конструкционная целостность водоёма, отсутствует указатель, в связи с чем водоём непригоден для использования при тушении пожаров. Непригодность пожарного водоёма создаёт для неопределённого круга лиц угрозу их жизни и здоровья, а также угрозу уничтожения их материального имущества при возникновении пожара. В ходе судебного заседания помощник прокурора Пинежского района Зукаев М.С., поддержав исковые требования, указал, что просит возложить указанные обязанности на администрацию МО «N-кое» в месячный срок со дня вступления решения в законную силу. Представитель МО «N-кое» Немиров П.И., будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно заявлению, ответчик с иском согласен и просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Суд, принимая во внимание мнение прокурора и ходатайство ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие, полагает возможным, в соответствие с п. п. 3 ст. 167 и ст. 169 ГПК РФ, рассмотрение дела по существу в отсутствие представителя ответчика, о чём судом вынесено определение протокольной формы. Заслушав помощника прокурора Зукаева М.С., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Статьями 20,41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на жизнь, охрану здоровья. Согласно информации областного государственного учреждения «Отряд государственной противопожарной службы №**» УГПС и ГЗ Архангельской области, одной из причин несвоевременного тушения пожаров является неисправность пожарных водоёмов. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОГУ ОГПС №** УГПС и ГЗ Архангельской области была проведена проверка противопожарного водоснабжения МО «N-кое» в районе выезда пожарного подразделения, о чём составлен соответствующий акт проверки. В ходе данной проверки выявлено, что пожарный водоём, расположенный по адресу: <адрес> возле жилого дома №*** находится в неудовлетворительном состоянии, нарушена конструктивная целостность водоёма, отсутствует указатель, в связи с чем, водоём не пригоден для использования при тушении пожаров. Указанный пожарный водоём находится в реестре муниципального имущества поселения «N-кое», что подтверждается информацией главы МО «N-кое» №** от ДД.ММ.ГГГГ. Указанной информацией также подтверждается, что в водоёме было повреждено перекрытие рядом с горловиной ДД.ММ.ГГГГ, во время наезда на него автомобиля для заправки водой. Для приведения водоёма в исправное состояние требуются денежные средства в размере <...> рублей. Ремонт не проводился из-за отсутствия денег. Вместе с тем в силу ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. А отсутствие денежных средств не освобождает ответчика от исполнения законодательства о пожарной безопасности. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О пожарной безопасности», ст.8 Закона Архангельской области от 20.09.2005 №86-5-ОЗ (ред. от 24.10.2011) «О пожарной безопасности в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Решение вопросов местного значения межпоселенческого характера осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно (статья 2 настоящего Федерального закона). Пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. В пункте 2 статьи 62 настоящего Федерального закона указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Положениями ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В силу ч.1 и п.2 ч.2 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. Водные объекты, используемые для целей пожаротушения, относятся к источникам наружного противопожарного водоснабжения. Пунктом 2.11 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденных и введённых в действие Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27 июля 1984 г. N 123 установлено, что противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Согласно примечаниям к данному пункту, допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований разд. 9 "Пожарные резервуары и водоемы". Согласно п.3.1 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утверждённого Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №178 к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения. Примечанием №3 к ст.9 Свода правил установлено, что у мест расположения пожарных резервуаров и водоёмов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026. По смыслу приведенных выше положений федерального законодательства и иных нормативных правовых актов федерального значения органы местного самоуправления сельского поселения, обязаны создавать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Вместе с тем администрацией муниципального образования «N-кое» названные требования федерального законодательства не исполняются, искусственный пожарный водоём, расположенный по адресу: <адрес> возле жилого дома №*** находится в непригодном для использования состоянии. Таким образом, установленные судом нарушения со стороны ответчика требований пожарной безопасности могут явиться серьёзной причиной непринятия своевременных мер реагирования противопожарной службы по устранению и ликвидации пожаров и как следствие, создание опасности для жизни и здоровья людей, причинение экологического ущерба и иных чрезвычайных ситуаций. Отсутствие возможностей решать вопросы местного значения, принимая для этого все зависящие от администрации Карпогорского сельского поселения меры, из материалов дела не усматривается. Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед органом местного самоуправления задач не имеется, которое могло быть достигнуто своевременно с учетом грамотного подхода к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей в области соблюдения требований пожарной безопасности. Учитывая изложенное и признание иска ответчиком, суд пришёл к выводу о законности и обоснованности заявленного заместителем прокурора Пинежского района требования и наличии оснований для его удовлетворения. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : иск заместителя прокурора Пинежского района Архангельской области Вышатина Е.А. в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования « N-кое» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства, регулирующего защиту прав граждан на жизнь и здоровье, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «N-кое» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства, регулирующего защиту прав граждан на жизнь и здоровье, для чего обеспечить ремонт пожарного водоёма, расположенного по адресу: <адрес> возле жилого дома №*** и установить указатели в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 2 февраля 2012 года путем подачи жалобы через районный суд. Судья С.А.Галкин Решение не вступило в законную силу.