№ 2-60/2012 О признании незаконным бездействия главы администрации МО, выразившееся в неосуществлении мероприятий по подготовке генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования (не вступило в законную силу)



                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                 Дело № 2 - 60/2012

                              РЕШЕНИЕ

                                          Именем Российской Федерации

        село Карпогоры                                                                                   8 февраля 2012 года

        Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Самаевской Н.Б.,
        при секретаре Зукаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пинежского района Архангельской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования «V-ское» Пинежского района Архангельской области, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования ««V-ское», возложению обязанности по незамедлительному принятию решения о подготовке проекта генерального плана муниципального образования «V-ское» Пинежского района Архангельской области, а также в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «V-ское»,

                                                                          у с т а н о в и л:             

       Прокурор Пинежского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования «V-ское» Пинежского района Архангельской области, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке генерального плана и правил землепользования и застройки, а также возложении обязанности по подготовке указанных документов территориального планирования, обосновав свои требования тем, что прокуратурой Пинежского района Архангельской области в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и поручением Президента Российской Федерации проведена проверка исполнения градостроительного законодательства, в том числе на территории муниципального образования «V-ское» Пинежского района Архангельской области, в ходе которой установлено, что главой администрации МО «V-ское» в нарушение ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 2, ч. 1 ст. 9, п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 2 ст. 24, ч.5 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п. 19 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «V-ское», решение о подготовке проекта генерального плана муниципального образования «V-ское» не принято, как следствие, в V-ским сельском поселении не утверждены генеральный план и правила землепользования и застройки, что препятствует реализации цели приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и нарушает права граждан на доступное жилье и обеспечение комфортных условий проживания, создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку с 31 декабря 2012 года при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую, а при отсутствии правил землепользования и застройки поселения невозможно предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

        Кроме того, отсутствие правил землепользования и застройки в муниципальном образовании «V-ское», препятствует созданию условий для устойчивого развития территории V-ского муниципального образования сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, планировки территории муниципального образования, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, созданию условий для привлечения инвестиций, в том числе, путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

        Бездействие главы администрации муниципального образования «V-ское», выразившееся в невыполнении полномочий, установленных федеральным законодательством, влечет невозможность участия V-ского сельского поселения в федеральных и региональных программах, реализуемых в рамках приоритетных национальных проектов, направленных на улучшение жилищных условий, а также ограничивает права граждан на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

         На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

         В соответствии со ст. 11, 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре, а также пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Гладких А.С. уточнил заявленные требования, указав, что не поддерживает заявление в части признания незаконным бездействия главы администрации МО «V-ское» и просит возложить на главу администрации МО «V-ское» обязанность в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в Совет депутатов V-ского муниципального образования генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «V-ское» Пинежского района Архангельской области. По результатам проверки соблюдения администрацией муниципального образования «V-ское» градостроительного законодательства установлено, что решение о подготовке генерального плана поселения не принято, в полном объеме не разработаны проекты генерального плана поселения и правил землепользования и застройки муниципального образования «V-ское».

Заинтересованное лицо - глава администрации муниципального образования «V-ское» надлежащим образом о месте и времени судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился.

Представитель главы администрации муниципального образования «V-ское» по доверенности П.И. в судебном заседании заявление прокурора о возложении на главу администрации МО «V-ское» обязанности в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в Совет депутатов V-ского муниципального образования генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «V-ское» Пинежского района Архангельской области признал, при этом пояснил, что работа по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования проводится, генеральный план села V практически готов, в настоящее время идет согласование по его доработке. Генеральный план, а также правила землепользования и застройки территории всего муниципального образования «V-ское» Пинежского района Архангельской области в настоящее время не подготовлены, однако до 31 декабря 2012 года их подготовка будет завершена.

Признание представителем заинтересованного лица П.И. заявления прокурора о возложении на главу администрации МО «V-ское» обязанности в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в Совет депутатов V-ского муниципального образования генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «V-ское» Пинежского района Архангельской области принято судом.

          Заслушав объяснения старшего помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Гладких А.С., а также представителя заинтересованного лица по доверенности П.И., исследовав доводы, изложенные в заявлении и материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

         Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

          В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, постановлениями Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 и от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждены Федеральные целевые программы соответственно «Жилище» на 2002 - 2010 годы и «Жилище» на 2011 - 2015 годы, которые являются основным инструментом реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства.

       В рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» Программы на 2011 - 2015 годы реализуются мероприятия, направленные на поддержку региональных программ развития жилищного строительства, в том числе, на комплексное градостроительное планирование территорий в целях массового строительства жилья.

       Таким образом, разработка документов территориального планирования, правил землепользования и застройки являются необходимым условием развития жилищного строительства, что предусмотрено приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

           В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, а также осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

          Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

         В соответствии с п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, а также утверждение правил землепользования и застройки поселений.

        На основании п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.

        В силу п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.

         Пунктом 19 ч. 1 ст.7 Устава муниципального образования «V-ское» к вопросам местного значения V-ского муниципального образования отнесено утверждение генерального плана V-ского муниципального образования, а также правил землепользования и застройки.

         В соответствии с ч. 4 ст. 9, ч.3 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, которые вводятся в действие с 31 декабря 2012 года, не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, а также выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.

         Согласно п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. Федерального закона от 12.12.2011) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 31 декабря 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.

В силу ст.ст. 2, 4, пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8, п. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, подготовка и утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения.

          Согласно ст. 26 Устава муниципального образования «V-ское» администрация V-ского муниципального образования в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения V-ского муниципального образования, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления V-ского муниципального образования федеральными законами и законами Архангельской области. Возглавляет администрацию V-ского муниципального образования и руководит ею на принципах единоначалия глава V-ского муниципального образования.

Однако, в нарушение положений ст.ст. 2, 9, п.2 ст.24 Градостроительного кодекса РФ,п.20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ», Федеральных целевых программ «Жилище», утвержденных постановлениями Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 и от 17 декабря 2010 года № 1050, до настоящего времени документы территориального планирования в муниципальном образовании «V-ское» в полном объеме не подготовлены, в том числе не принято решение о подготовке проекта генерального плана поселения, не подготовлен генеральный план всего поселения, не разработаны правила землепользования и застройки.

Представитель главы администрации МО «V-ское» по доверенности П.И. в судебном заседании заявленное прокурором требование по возложению на главу администрации МО «V-ское» обязанности в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в Совет депутатов V-ского муниципального образования «V-ское» генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «V-ское» Пинежского района Архангельской области признал, указанное признание заявления принято судом.

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Соответствующие разъяснения даны в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции".

Признание заявления прокурора представителем главы администрации МО «V-ское» по доверенности П.И., в которой предусмотрено право представителя на признание иска, в соответствии со ст.39 ГПК РФ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При указанных обстоятельствах, заявление прокурора Пинежского района Архангельской области, обратившегося в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, по возложению на главу администрации муниципального образования «V-ское» обязанности в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в Совет депутатов V-ского муниципального образования генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «V-ское» Пинежского района Архангельской области подлежит удовлетворению.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,250,258 ГПК РФ,

                                                      р е ш и л:

Заявление прокурора Пинежского района Архангельской области удовлетворить.

Обязать главу администрации муниципального образования «V-ское» Пинежского района Архангельской области в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в Совет депутатов муниципального образования «V-ское» генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «V-ское» Пинежского района Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 13 февраля 2012 года путём подачи апелляционной жалобы через районный суд.

Судья                               Самаевская Н.Б.