№ 2-55/2012 О признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке генерального плана, правил землепользования и застройки муниципального образования



                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                    Дело № 2 - 55/2012

                          РЕШЕНИЕ

                                     Именем Российской Федерации

          село Карпогоры                                                                                  17 февраля 2012 года

         Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Самаевской Н.Б.,
         при секретаре Зукаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пинежского района Архангельской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования «S-кое» Пинежского района Архангельской области, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке генерального плана, правил землепользования и застройки муниципального образования «S-кое», возложении обязанности по незамедлительному принятию решения о подготовке проекта генерального плана муниципального образования «S-кое» Пинежского района Архангельской области, а также в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «S-кое»,

                                                                       у с т а н о в и л:           

         

      Прокурор Пинежского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования «S-кое» Пинежского района Архангельской области, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке генерального плана и правил землепользования и застройки, а также возложении обязанности по подготовке указанных документов территориального планирования, обосновав свои требования тем, что прокуратурой Пинежского района в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и поручением Президента Российской Федерации проведена проверка исполнения градостроительного законодательства, в том числе на территории муниципального образования «S-кое» Пинежского района Архангельской области, в ходе которой установлено, что главой администрации МО «S-кое» в нарушение ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 2, ч. 1 ст. 9, п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 2 ст. 24, ч.5 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п. 20 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «S-кое», решение о подготовке проекта генерального плана муниципального образования «S-кое» не принято, как следствие, в S-ком сельском поселении не утверждены генеральный план и правила землепользования и застройки, что препятствует реализации цели приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и нарушает права граждан на доступное жилье и обеспечение комфортных условий проживания, создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку с 31 декабря 2012 года при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую, а при отсутствии правил землепользования и застройки поселения невозможно предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

          Кроме того, отсутствие правил землепользования и застройки в муниципальном образовании «S-кое» препятствует созданию условий для устойчивого развития территории S-кого муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, планировки территории муниципального образования, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, созданию условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

         Бездействие главы администрации муниципального образования «S-кое», выразившееся в невыполнении полномочий, установленных федеральным законодательством, влечет невозможность участия Пинежского сельского поселения в федеральных и региональных программах, реализуемых в рамках приоритетных национальных проектов, направленных на улучшение жилищных условий, а также ограничивает права граждан на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

        На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 11, 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав являются присуждение к исполнению обязанностей в натуре, а также пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в связи с чем, просит признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования «S-кое», возложить на него обязанности по принятию решения о подготовке проекта генерального плана муниципального образования «S-кое», а также в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «S-кое».

         9 февраля 2012 года старший помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Гладких А.С. в судебном заседании представил суду письменное суду письменное заявление об изменении одного из заявленных требований, в котором прокурор Пинежского района Архангельской области, помимо признания главы администрации МО «S-кое» просил суд возложить на него обязанность в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в Совет депутатов муниципального образования «S-кое» генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «S-кое» Пинежского района Архангельской области.

      В судебном заседании старший помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Гладких А.С. уточнил заявленные требования, указав, что не поддерживает заявление в части признания незаконным бездействия главы администрации МО «S-кое» и просит возложить на главу администрации МО «S-кое» обязанность в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в Совет депутатов муниципального образования «S-кое» генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «S-кое» Пинежского района Архангельской области. По результатам проверки соблюдения администрацией муниципального образования «S-кое» градостроительного законодательства установлено, что решение о подготовке генерального плана поселения не принято, не разработан проект генерального плана поселения, не утверждены местные нормативы градостроительного проектирования, не разработаны правила землепользования и застройки.

Заинтересованное лицо - глава администрации муниципального образования «S-кое» надлежащим образом о месте и времени судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился.

В отзыве на заявление прокурора и.о.главы МО «S-кое» К.Ю. указала, что с заявлением в части признания бездействия главы администрации МО «S-кое» незаконным не согласна, поскольку в бюджете МО «S-кое» на 2012 год заложены денежные средства в сумме 5 000 000 рублей на проведение работ по подготовке генерального плана, при этом, администрацией МО «S-кое» запланировано проведение заказа для муниципальных нужд путем открытого аукциона в электронном виде в марте 2012 года (л.д. 20).

        Заслушав объяснения старшего помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Гладких А.С., исследовав доводы изложенные в заявлении и материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

        Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в частности, органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

       Исходя из положения пункта 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение, в том числе органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

         В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, а также осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

         Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

         Согласно п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, а также утверждение правил землепользования и застройки поселений. Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.

Частями 5, 10 ст.45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена подготовка документации по планировке территории уполномоченными органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта; подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

         В силу п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.

           В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, постановлениями Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 и от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждены Федеральные целевые программы соответственно «Жилище» на 2002 - 2010 годы и «Жилище» на 2011 - 2015 годы, которые являются основным инструментом реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства.

       В рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» Программы на 2011 - 2015 годы реализуются мероприятия, направленные на поддержку региональных программ развития жилищного строительства, в том числе, на комплексное градостроительное планирование территорий в целях массового строительства жилья.

       Таким образом, разработка документов территориального планирования, правил землепользования и застройки является необходимым условием развития жилищного строительства, что предусмотрено приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

          Между тем, в силу ч. 4 ст. 9, ч.3 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, которые вводятся в действие с 31 декабря 2012 года, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, также не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.

          Кроме того, согласно п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. Федерального закона от 12.12.2011) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с 31 декабря 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.

В соответствии со ст.ст. 2, 4, пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, подготовка и утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

         В силу частей 1 и 13 статьи 24, ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения. Решение об утверждении генерального плана или об его отклонении и направлении главе местной администрации поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает представительный орган местного самоуправления поселения, при этом, п. 19 ч. 1 ст.7 Устава муниципального образования «S-кое» относит к вопросам местного значения S-кого муниципального образования утверждение генерального плана S-кого муниципального образования, правил землепользования и застройки.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделяется администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации в соответствии с ч.2 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

         При этом, Глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (пункт 3 части 6.1 статьи 37 данного Федерального закона).

          Согласно ст.4 Устава муниципального образования «S-кое» органами местного самоуправления являются, в том числе представительный орган муниципального образования «S-кое» - Совет депутатов S-кого муниципального образования и местная администрация - (исполнительно-распорядительный орган) администрация S-кого муниципального образования.

          В соответствии со ст. 27 Устава муниципального образования «S-кое» администрация S-кого муниципального образования в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения S-кого муниципального образования, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления S-кого муниципального образования федеральными законами и законами Архангельской области. Возглавляет местную администрацию и руководит ею на принципах единоначалия глава поселения.

         В силу п.п. «4» п.1 ст.22 Устава муниципального образования «S-кое» Глава S-кого муниципального образования как глава местной администрации обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления S-кого сельского поселения федеральными законами и законами Архангельской области.

Таким образом, глава S-кого муниципального образования как глава местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) в силу положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ наделен полномочиями, в том числе по обеспечению подготовки и направлению в представительный орган поселения генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «S-кое» Пинежского района Архангельской области.

          Как следует из отзыва на заявление прокурора и.о.главы МО «S-кое» К.Ю., в бюджете МО «S-кое» на 2012 год заложены денежные средства в сумме 5 000 000 рублей на проведение работ по подготовке генерального плана, при этом, администрацией МО «S-кое» запланировано проведение заказа для муниципальных нужд путем открытого аукциона в электронном виде в марте 2012 года (л.д.20).

         Кроме того, главой администрации МО «S-кое» О.М. 16 февраля 2012 года утвержден сетевой график подготовки документов территориального планирования МО «S-кое» в 2012 году, согласно которому заключение муниципальных контрактов по подготовке проектов генерального плана, правил землепользования и застройки МО «S-кое» запланированы на 20 ноября 2012 года (л.д.31).

         В судебном заседании установлено, что в нарушение положений ст.ст. 2, 9, 24, 32 Градостроительного кодекса РФ,п.20 ст. 14, ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ», ст.ст.22 и 27 Устава муниципального образования «S-кое», до настоящего времени документы территориального планирования в муниципальном образовании «S-кое» не подготовлены, при этом, несмотря на длительность процедуры подготовки документов территориального планирования, проведение аукциона запланировано на март 2012 года, а сетевой график подготовки документов территориального планирования МО «S-кое» утвержден главой администрации МО «S-кое» только 16 февраля 2012 года, то есть после обращения прокурора Пинежского района Архангельской области с заявлением в суд.

С учетом указанного правового регулирования, а также того, что формирование системы территориального планирования, разработка правил землепользования и застройки являются необходимыми условиями для развития жилищного строительства, отсутствие документов территориального планирования, в том числе генерального плана в МО «S-кое», нарушает права и законные граждан на доступное жилье и обеспечение комфортных условий проживания в МО «S-кое», а также создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц при осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения устойчивого развития территории поселения, поскольку с 31 декабря 2012 года при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую, а при отсутствии правил землепользования и застройки поселения не допускается предоставление земельных участков для строительства, в том числе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что ограничит права граждан на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что заявление прокурора Пинежского района Архангельской области, обратившегося в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о возложении на главу администрации муниципального образования «S-кое» обязанности в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в Совет депутатов S-кого муниципального образования генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «S-кое» Пинежского района Архангельской области подлежит удовлетворению.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 250, 258 ГПК РФ,

                                             

                                                   р е ш и л:

         Заявление прокурора Пинежского района Архангельской области удовлетворить.

Обязать главу администрации муниципального образования «S-кое» Пинежского района Архангельской области в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в Совет депутатов S-кого муниципального образования генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «S-кое» Пинежского района Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 22 февраля 2012 года путём подачи апелляционной жалобы через районный суд.

Судья                               Самаевская Н.Б.

      Решение в законную силу не вступило.