№ 2-76/2012 О признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело № 2-76/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Карпогоры                              11 марта 2012 года

                                                   

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Першиной Е.А., при секретаре судебного заседания Сквозняковой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обросова В.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и возложении обязанности по её назначению,

у с т а н о в и л:

Обросов В.И. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе Архангельской области (далее - ГУ - УПФ РФ в Пинежском районе) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии, обосновав своё требование тем, что указанным решением в назначении пенсии отказано в связи с недостаточностью стажа работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку из его трудового стажа исключен период работы с 1 января 2005 года по настоящее время в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, так как пожарная часть, в которой он работает, не входит в систему Министерства по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Считает, что у него имеется необходимый стаж, в связи с чем просит признать незаконным указанное решение и обязать ГУ - УПФ РФ по Пинежскому району Архангельской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии.

В судебном заседании истец и его представитель Обросова А.А. иск поддержали, указав, что Обросов В.И. в государственной противопожарной службе работает более 25 лет. На основании Соглашений Правительства Архангельской области и МЧС России выполняет обязанности, возложенные на указанное Министерство. О том, что учреждение, в котором он работает, включено в систему МЧС России, свидетельствует и письмо МЧС России о кодах бюджетной классификации. Кроме того, поскольку он достиг возраста 50 лет и отработал в Государственной противопожарной службе более 25 лет, он имеет право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Представитель ответчика Конев Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что истцу не может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости, поскольку на основании пп. 18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", указанная пенсия назначается только мужчинам, достигшим возраста 50 лет, и проработавшим не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Истец на ДД.ММ.ГГГГ имеет специальный стаж работы 18 лет 5 месяцев 13 дней. С ДД.ММ.ГГГГ истец работает на должностях государственной противопожарной службы Архангельской области, которая не входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В связи с чем он не имеет необходимого специального стажа, следовательно, ему не может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости на основании пп. 18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Финансирование пенсий по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" для работников противопожарной службы Архангельской области должно производиться за счет средств областного бюджета, в связи с чем ГУ - УПФ РФ по Пинежскому району Архангельской области не может назначить пенсию по этому закону.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд считает, что исковые требования Обросова В.И. не подлежат удовлетворению.

        В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

        Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" определено, что федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

        Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437 (ред. от 26.05.2009) установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).

Подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Как следует из данной нормы, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.

На основании изложенного досрочная трудовая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности <....> пожарной части , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <....> пожарной части , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <....> ПЧ , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности <....> ПЧ - , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <....> ПЧ - , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <....> ПЧ - , с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - в должности <....> ПЧ - (л.д. 11-12).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственное учреждение - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» с заявлением о назначении ему пенсии досрочно (л.д. 20-22), однако, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление ПФ РФ в Пинежском районе Архангельской области» от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему было отказано в связи с недостаточностью стажа работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости (л.д.7).

        Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление пенсионного Фонда РФ в Пинежском районе от ДД.ММ.ГГГГ, Обросову В.И. в назначении трудовой пенсии по старости досрочно отказано, поскольку его специальный стаж на дату обращения составил 18 лет 5 месяцев 13 дней, учитывая, что из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии исключен период его работы с 1 января 2005 года по настоящее время (л.д. 9-10).

        Таким образом, при подсчёте стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, из специального стажа истца ответчиком были исключены периоды его работы с ДД.ММ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности <....> ПЧ - , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <....> ПЧ - , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <....> ПЧ - , с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - в должности <....> ПЧ - (л.д. 11-12).

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесены изменения в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", устанавливающие структуру государственной противопожарной службы.

       В силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

       Таким образом, по смыслу преамбулы, а также ст. ст. 5, 8, 10, 18 ФЗ "О пожарной безопасности" пенсионное обеспечение работников подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъекта РФ является расходным обязательством субъектов РФ.

        Согласно Уставу государственного учреждения «Отряд государственной противопожарной службы УГПС Архангельской области», утвержденному приказом УГПС Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ , Отряд государственной противопожарной службы , - самостоятельное оперативное подразделение Государственной противопожарной службы, входящее в структуру Управления Государственной противопожарной службы Архангельской области.

       Отряд находится в ведомственном подчинении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и входит в систему Государственной противопожарной службы МЧС России (п. 1.1 Устава). Учредителем Отряда является УГПС Архангельской области (п. 1.5 Устава) (л.д. 27-32).

      Согласно Уставу областного государственного учреждения «Отряд государственной противопожарной службы » (новая редакция), утвержденному приказом начальника управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты администрации Архангельской области от 21 февраля 2005 года № 10, данный Отряд входит в систему Государственной противопожарной службы Архангельской области. Учредителем Отряда является Архангельская область в лице управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты администрации Архангельской области. Отряд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету. В состав Отряда входят структурные подразделения: пожарная часть , расположенная в <адрес>, где работает истец, и пожарная часть , расположенная в <адрес> (л.д. 33-37).

      Областное государственное учреждение «Отряд государственной противопожарной службы » распоряжением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Государственное учреждение Архангельской области «Отряд государственной противопожарной службы » (п. 1.1 Устава (новая редакция от ДД.ММ.ГГГГ)) (л.д. 38-44). В дальнейшем Государственное учреждение Архангельской области «Отряд государственной противопожарной службы » распоряжением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -рп переименовано в Государственное казенное учреждение Архангельской области «Отряд государственной противопожарной службы » (п. 1.1 Устава (новая редакция от ДД.ММ.ГГГГ)) (л.д. 45-50).

      Из сообщения Главного управления МЧС России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Государственное казенное учреждение Архангельской области «Отряд государственной противопожарной службы » является государственным учреждением Архангельской области и не входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При таких обстоятельствах, Соглашения, регламентирующие совместные действия МЧС России и Правительства Архангельской области в сфере решения вопросов защиты населения и территории от ЧС, организации и проведения аварийно - спасательных работ при чрезвычайных ситуациях, организации тушения пожара и пр., на межмуниципальном и региональном уровне осуществления, не влияют на назначение пенсий по старости работникам государственной противопожарной службы Архангельской области.

Ссылка представителя истца на письмо МЧС России о кодах бюджетной классификации в подтверждение того, что учреждение, в котором работает истец, включено в систему МЧС России, не состоятельна, поскольку указанное письмо датировано 10 февраля 2003 года, то есть до реорганизации учреждения (л.д. 26).

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска Обросова В.И. следует отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

         В удовлетворении иска Обросова В.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе Архангельской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и признании права на назначение пенсии по старости досрочно с момента обращения отказать.

       На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 12 марта 2012 года.

        Судья                                                                                             Е.А. Першина

Решение в законную силу не вступило.