№2-115/2012 Об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда.



                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                     Дело № 2-115/2012

                                                            РЕШЕНИЕ

                                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

                                                               

с.Карпогоры                                                                                                          23 марта 2012 года

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Галкина С.А.,

при секретаре Таракановой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах Мамоновой Н.Н. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<.....> средняя общеобразовательная школа № ***» об установлении с 1 января 2012 года заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда в размере 4611 рублей без учёта районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районе Крайнего Севера, возложении обязанности произвести перерасчёт заработной платы Мамоновой Н.Н. с 1 января 2012 года,

             У С Т А Н О В И Л:

заместитель прокурора Пинежского района Архангельской области обратился в суд в интересах Мамоновой Н.Н. с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<.....> средняя общеобразовательная школа № ***» (далее МБОУ «<.....> СОШ № ***») о возложении обязанности установить с 1 января 2012 года оклад Мамоновой Н.Н. в размере не ниже минимального размера оплаты труда, то есть в сумме 4611 рублей. В обоснование заявленных требований прокурор сослался на нарушения со стороны ответчика норм трудового законодательства ( статей 129, 133,133.1,313, 315,316,317 ТК РФ), Федерального закона от 01.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере платы труда» (с изменениями от 01.06.2011 N 106-ФЗ), указав, что Мамонова Н.Н. работает в должности <.....> и её оклад составляет 1780 рублей, а с учётом названных норм трудового законодательства должен составлять 4611 рублей в месяц без учета районного коэффициента и Северной надбавки.

В порядке подготовки к рассмотрению дела прокурор уточнил заявленные требования и просил обязать ответчика установить Мамоновой Н.Н. с 1 января 2012 года заработную плату в размере не ниже чем минимальный размер оплаты труда, то есть 4611 рублей в месяц без учёта районного коэффициента и Северной надбавки.

В судебном заседании старший помощник прокурора Хайдарова Л.З. уточнённые исковые требования поддержала по указанным в заявлении основаниям.

Истец Мамонова Н.Н. исковые требования, заявленные прокурором, поддержала и, уточнив, просила также обязать ответчика произвести с 1 января 2012 года перерасчёт её заработной платы.

Представитель ответчика в лице директора МБОУ ««<.....> средняя общеобразовательная школа № ***» З.Е.., будучи надлежащим образом извещённой о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась и не сообщила суду о причинах неявки, не заявила ходатайство об отложении рассмотрения дела.

         Представитель третьего лица Управления образования администрации МО «Пинежский район» Ф.Е. (на основании доверенности) в судебное заседание не явилась. Согласно телефонограмме, переданной представителем третьего лица, Управление образования исковые требования об установлении с 1 января 2012 года заработной платы Мамоновой Н.Н. в размере не ниже 4611 рублей без учёта районного коэффициента и Северных надбавок, поддерживает. Просит рассмотреть дело в её отсутствие.

         С учётом надлежащего извещения ответчика и третьего лица, мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.ч.3,5 ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело при данной явке, о чём вынесено определение в протокольной форме.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, заслушав старшего помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Хайдарову Л.З., истца Мамонову Н.Н., исследовав доводы, изложенные в исковом заявлении, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

7 февраля 2012 года истец Мамонова Н.Н. обратилась с заявлением в прокуратуру Пинежского района Архангельской области с просьбой защитить её трудовые права в части оплаты её труда в соответствии с действующим трудовым законодательством (л.д.6).

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых ( служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Обратившись в суд зам.прокурора Пинежского района Вышатин Е.А. указывает на нарушение ответчиком трудовых прав Мамоновой Н.Н. в части неправильного исчисления размера заработной платы.

Судом установлено, что приказом о приёме на работу № *** от ДД.ММ.ГГГГ Мамонова Н.Н. принята на должность <.....> МБОУ «<.....> СОШ № ***» с оплатой по <.....> разряду ЕТС и с ней был заключен трудовой договор № ***. Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ей установлен оклад в размере 1780 рублей. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается копиями соответствующих документов (л.д.9, 10-11).

Как следует из материалов дела, за январь 2012 года заработная плата истца при выполнении нормы рабочего времени составила <.....> рублей, из которых: 1780 руб. - оклад по должности; <.....> руб. стимулирующие выплаты; <.....> руб. - районный коэффициент 40% от заработной платы; <.....> руб. - северная надбавка 80 %. Это обстоятельство подтверждается расчётным листком Мамоновой Н.Н., а также справкой о начисленной и выплаченной заработной плате истцу, предоставленной ответчиком.

Таким образом, судом установлено, что заработная плата истца Мамоновой Н.Н. без учёта районного коэффициента и Северных надбавок составляет 2 848 рублей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Между тем суд считает, что заработная плата Мамоновой Н.Н. установлена в меньшем размере, чем это предусмотрено действующим трудовым законодательством в силу следующего.

Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 года «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4611 рублей.

Частью 2 статьи 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч.2 ст.37 Конституции РФ, ст.4 Трудового кодекса РФ принудительный труд запрещен. К принудительному труду относится, в частности, выплата заработной платы не в полном размере.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса РФ).

Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. В этой же норме дается понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом ( статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, в силу главы 50 Трудового кодекса РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьёй 2 Трудового кодекса Российской Федерации гарантировано право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечено обязанностью работодателя выплачивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22 Трудового кодекса РФ), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 Трудового кодекса РФ); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130 Трудового кодекса РФ); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146 Трудового кодекса РФ).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесённые в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе, правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 настоящего Кодекса.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

МБОУ «<.....> СОШ № ***», где работает истец Мамонова Н.Н., расположено в Пинежском районе Архангельской области.

Постановлением Совета Министров СССР от 3 ноября 1983 №12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029, установлено, что Пинежский район является районом Крайнего Севера.

Исходя из п. б ч. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера» работникам работающим в районах Крайнего Севера установлена процентная надбавка в размере 80%.

В соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 года №512/П-28 на территории Архангельской области для районов Крайнего Севера районный коэффициент установлен в размере 1,4.
        В силу ст. 423 Трудового Кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

А как установлено судом выше, заработная плата истца Мамоновой Н.Н. без учёта районного коэффициента и процентных надбавок составляет 2 848 рублей, что значительно ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.

Соглашение о минимальной заработной плате в Архангельской области от 11 сентября 2008 года, которым была установлена минимальная заработная плата в размере 5329 рублей, утратило силу с 1 января 2012 года. Новое соглашение не принято.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заработная плата Мамоновой Н.Н. составляет менее предусмотренного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, в то время как по смыслу вышеназванных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера должны быть начислены на заработную плату, суд приходит к выводу, что требования заместителя прокурора Пинежского района Архангельской области Вышатина Е.А. в интересах Мамоновой Н.Н. о возложении обязанности на работодателя МБОУ «<.....> СОШ № ***» установить с 1 января 2012 года заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда без учёта районного коэффициента и процентных надбавок, а также произвести перерасчёт заработной платы истца с указанного времени, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, учитывая, что требование заявлено в защиту физического лица, с МБОУ «<.....> СОШ № ***» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ,

                                                   р е ш и л:

исковое заявление заместителя прокурора Пинежского района Архангельской области Вышатина Е.А. удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<.....> средняя общеобразовательная школа № ***» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области установить с 1 января 2012 года заработную плату Мамоновой Н.Н. в размере не ниже минимального размера оплаты труда с последующим начислением на неё районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера, а также произвести перерасчёт заработной платы Мамоновой Н.Н. с 1 января 2012 года.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «<.....> средняя общеобразовательная школа № ***» в доход бюджета муниципального образования «Пинежский муниципальный район» государственную пошлину в размере 200 рублей (Реквизиты: УФК по Архангельской области (МИФНС России № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ИНН 2903006014, КПП 290301001); Расчётный счёт: 40101810500000010003; Банк получателя: ГРКЦ ГУ БР по Архангельской области, г. Архангельск; БИК банка получателя: 041117001; Код ОКАТО: 11248808000; Код бюджетной классификации: 182 1 08 03010 01 1000 110).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 26 марта 2012 года.

Судья                      С.А.Галкин

Решение в законную силу не вступило.