Дело № 2-174/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Карпогоры 21 мая 2012 года
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Галкина С.А.,при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,
с участием помощника прокурора Пинежского района Архангельской области
З.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «<...>» и обществу с ограниченной ответственностью «Пинежские коммунальные системы» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, регулирующего защиту прав граждан на жизнь и здоровье,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пинежского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в Пинежский районный суд Архангельской области с иском к администрации МО «<...>» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, регулирующего защиту прав граждан на жизнь и здоровье, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведённой прокуратурой Пинежского района в марте 2012 года проверки технического содержания наружного противопожарного водоснабжения было установлено, что должностными лицами администрации МО «<...>» не выполняются требования законодательства, регулирующего защиту прав граждан на жизнь и здоровье, а также требования законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и др.
Так, с ДД. по ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности Пинежского района Архангельской области была проведена проверка противопожарного водоснабжения МО «<...>», о чём составлен соответствующий акт, в ходе которой выявлено, что пожарные гидранты в <адрес> находятся в неисправном состоянии (отсутствует вода в стояках, невозможно подключить колонки к стоякам), тогда как по информации ОГУ «Отряд государственной противопожарной службы № 14» УГПС и ГЗ Архангельской области одной из причин несвоевременного тушения пожаров является неисправность пожарных водоёмов.
В нарушение норм действующего законодательства должностными лицами администрации МО «<...>» не принимается должных мер по обеспечению и соблюдению требований пожарной безопасности в области пожарного водоснабжения, что влечёт и в дальнейшем может повлечь за собой возникновение пожаров, аварий, опасностей для жизни и здоровья людей, экологический ущерб и иных чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, выявленные на территории МО «<...>» нарушения законодательства могут явиться серьёзной причиной непринятия своевременных мер реагирования противопожарной службы по устранению, ликвидации пожаров, в том числе вызванных проявлением актов террористического характера, которые являются серьёзными дестабилизирующим фактором и приводят к нарастанию напряжения в обществе.
Сложившееся положение создаёт для неопределённого круга лиц угрозу для их жизни и здоровья в период нахождения в <адрес>, а также угрозу уничтожения их материального имущества.
Должностными лицами администрации МО «<...>» не созданы надлежащие условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья граждан, проживающих и находящихся в <адрес>, охрану их имущества. В результате неисполнения требований Закона могут пострадать граждане, проживающие и находящиеся в <адрес>, то есть неопределённый круг лиц, в связи с чем прокурор вынужден требовать устранение нарушений закона в судебном порядке.
В ходе судебного заседания представитель истца - помощник прокурора Пинежского района Архангельской области З.М. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, с учётом акта по обследованию пожарных гидрантов в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уточнил их и просил обязать администрацию МО «<...>» устранить нарушения законодательства, регулирующего защиту прав граждан на жизнь и здоровье, для чего выполнить следующие работы:
- произвести реконструкцию стояков пожарного гидранта №*** по адресу <адрес> для беспрепятственного подключения колонки к стояку данного пожарного гидранта;
- произвести реконструкцию стояка пожарного гидранта №*** по адресу <адрес> для беспрепятственного подключения колонки к стояку данного пожарного гидранта;
- произвести реконструкцию стояка пожарного гидранта №*** по адресу <адрес> для беспрепятственного подключения колонки к стояку данного пожарного гидранта;
- подключить к водопроводной сети пожарный гидрант №*** по адресу <адрес>;
- подключить к водопроводной сети пожарный гидрант №*** по адресу <адрес>;
- подключить к водопроводной сети пожарный гидрант №*** по адресу <адрес>;
- подключить к водопроводной сети пожарный гидрант №*** по адресу <адрес>;
- подключить к водопроводной сети пожарный гидрант №*** по адресу <адрес>;
- подключить к водопроводной сети пожарный гидрант №*** по адресу <адрес>.
Представитель ответчика МО «<...>» И.Н. с иском не согласилась, указав, что по итогам открытого конкурса на право заключения договоров безвозмездного пользования между администрацией МО «<...>» и ООО «Пинежские коммунальные системы» ДД.ММ.ГГГГ был заключён договор №*** о передаче в безвозмездное пользование имущества для предоставления услуг в сфере водоснабжения потребителей и для технического обслуживания объектов коммунального назначения. В безвозмездное пользование обществу были переданы также водопроводные сети, неотъемлемой частью которых являются гидранты. Общество взяло на себя обязанность содержать и производить их ремонт. Считает, что с учётом всех заключённых договоров обязанности, на которые ссылается прокурор, должно исполнять ООО «Пинежские коммунальные системы».
Представитель соответчика ООО «Пинежские коммунальные системы» М.И. также не согласилась с исковыми требованиями, суду пояснила, что гидранты №***, №*** и №*** находятся в исправном состоянии, о чём имеется соответствующий акт. Обществом были устранены все недостатки, указанные в предписании администрации МО «<...>», однако подземная водопроводная сеть, на которой установлены гидранты №№***, №***, №***, №***, №***, была разморожена. ООО «Пинежские коммунальные системы» не пользуется подземными коммуникациями, они обществу переданы не были. Действующих пожарных гидрантов на территории <адрес> достаточно. Кроме того, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию, а у общества отсутствует лицензия на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Заслушав пояснения представителя истца и представителей ответчиков, исследовав предоставленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 3 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одними из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности являются разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
Согласно ст. 68 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся, в том числе наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами.
В силу требований п. 8.6 Свода правил. «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности». СП 8.13130.2009, утверждённого Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178, пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда.
Судом установлено, что на основании распоряжения начальника ОНД Пинежского района Борового А.М. от ДД.ММ.ГГГГ №*** государственным инспектором Пинежского района Архангельской области по пожарному надзору М.А. в период с ДД. по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Пинежские коммунальные системы», в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности: пожарные гидранты в <адрес> (№*** по <адрес>; №*** по <адрес>; №*** по <адрес>; №*** по <адрес>; №*** по <адрес>; №*** по <адрес>; №*** по <адрес>; №*** по <адрес>; №*** по <адрес>; №*** по <адрес>; №*** по <адрес>, №*** по <адрес>) находятся в неисправном состоянии, отсутствует вода в стояках, невозможно подключить колонки к некоторым стоякам (л.д. 7-8, 11-12).
Вместе с тем согласно акту по обследованию пожарных гидрантов в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведённому комиссией в составе главы администрации МО «<...>» В.Е., начальника ОНД Пинежского района УНД ГУ МЧС России по Архангельской области Борового А.М., юрисконсульта ООО «Пинежские коммунальные системы» М.И. и начальника участка по содержанию и ремонту инженерных сетей ООО «Пинежские коммунальные системы» А.Г., пожарные гидранты №***, №*** и №*** находятся в исправном состоянии (л.д. 80).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<...>» и ООО «Пинежские коммунальные системы» был заключён договор №*** о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью МО «<...>», предметом которого являются, в том числе, водопроводные сети в <адрес>. В перечне передаваемого в безвозмездное пользование имущества пожарные гидранты не поименованы, тогда как пожарные гидранты являются имуществом, которое может передаваться не только в совокупности с иными вещами и как их часть, а также как отдельные объекты имущества (л.д. 25-29).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Пинежские коммунальные системы» Управлением по недропользованию по Архангельской области выдана лицензия на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: добыча питьевых подземных вод для питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения сельских населённых пунктов и технологического обеспечения водой производственных объектов, однако лицензия на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, у общества отсутствует (л.д. 79).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 19 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст. 11 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений Архангельской области по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно ст. 7 Устава МО «<...>» к вопросам местного значения <...> муниципального образования относится в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов <...> муниципального образования.
Ответчик МО «<...>» в обоснование несогласия с иском ссылается на договор №*** от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью.
Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Водопроводные сети были переданы ООО «Пинежские коммунальные системы» в безвозмездное пользование, а согласно п. 1.4 договора №*** от ДД.ММ.ГГГГ передача имущества в безвозмездное пользование не влечёт передачу права собственности на него. Приватизация переданного в пользование имущества может быть осуществлена только в случаях и порядке, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Доказательств того, что водопроводные сети (с установленными на них гидрантами) были приватизированы обществом с последующей регистрацией права собственности в соответствии с требованиями ст.223 ГК РФ суду не представлено.
Таким образом, учитывая, что собственником водопроводных сетей в <адрес> является МО «<...>», в силу требований ст. 210 ГК РФ оно несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Кроме того, согласно ст. 10 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности относится, в частности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Следовательно, обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес> входит в обязанности администрации МО «<...>», в связи с чем суд признаёт несостоятельной ссылку представителя администрации МО «<...>» на то, что обязанности по содержанию, текущему обслуживанию и капитальному ремонту пожарных гидрантов должно исполнять ООО «Пинежские коммунальные системы».
Поскольку исполнение первичных мер пожарной безопасности, равно как их финансовое обеспечение является обязанностью органов местного самоуправления и расходным обязательством муниципального образования, суд с учётом исследованных в ходе судебного заседания доказательств приходит к выводу, что именно администрацией МО «<...>» не созданы надлежащие условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья граждан, проживающих и находящихся в <адрес>, охрану их имущества, тогда как основания для возложения на ООО «Пинежские коммунальные системы» обязанности по содержанию, текущему обслуживанию и капитальному ремонту пожарных гидрантов отсутствуют.
Анализируя приведённые обстоятельства в их совокупности, а также учитывая право неопределённого круга лиц на жизнь и здоровье, в том числе обеспечение противопожарной безопасности, суд считает, что исковые требования прокурора Пинежского района Архангельской области о возложении на МО «<...>» обязанности произвести реконструкцию стояков пожарных гидрантов №***, №***, №*** для беспрепятственного подключения колонки к стоякам данных пожарных гидрантов и подключить к водопроводной сети пожарные гидранты №***, №***, №***, №***, №***, №***, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «<...>» и обществу с ограниченной ответственностью «Пинежские коммунальные системы» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, регулирующего защиту прав граждан на жизнь и здоровье - удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование «<...>» обязанность устранить нарушения законодательства, регулирующего защиту прав граждан на жизнь и здоровье, выполнив следующие работы:
- произвести реконструкцию стояков пожарного гидранта №*** по адресу <адрес> для беспрепятственного подключения колонки к стояку данного пожарного гидранта;
- произвести реконструкцию стояка пожарного гидранта №*** по адресу <адрес> для беспрепятственного подключения колонки к стояку данного пожарного гидранта;
- произвести реконструкцию стояка пожарного гидранта №*** по адресу <адрес> для беспрепятственного подключения колонки к стояку данного пожарного гидранта;
- подключить к водопроводной сети пожарный гидрант №*** по адресу <адрес>;
- подключить к водопроводной сети пожарный гидрант №*** по адресу <адрес>;
- подключить к водопроводной сети пожарный гидрант №*** по адресу <адрес>;
- подключить к водопроводной сети пожарный гидрант №*** по адресу <адрес>;
- подключить к водопроводной сети пожарный гидрант №*** по адресу <адрес>;
- подключить к водопроводной сети пожарный гидрант №*** по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде путём подачи жалобы или представления через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 25 мая 2012 года.
Председательствующий С.А. Галкин
Решение не вступило в законную силу.