№2-261/2012 Об установлении заработной платы.



Дело № 2-261/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 мая 2012 года                                                                                        с. Карпогоры                   

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Галкина С.А., при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровой Е.А. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<...> основная общеобразовательная школа №***» об установлении заработной платы с 1 января 2012 года в размере не ниже 4611 рублей с начислением на неё районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районе Крайнего Севера, производства перерасчёта заработной платы с 1 января по 30 апреля 2012 года,

                                                      у с т а н о в и л :

Назарова Е.А. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<...> основная общеобразовательная школа №***» (далее МБОУ «<...> ООШ №***») о возложении обязанности установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда 4611 рублей, начислении на указанную сумму районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районе Крайнего Севера и взыскании недоначисленной заработной платы за январь, февраль и март 2012 года в общей сумме <...>.

В обоснование заявленных требований истец указала, что работает на <...> ставки <...>, <...> ставки <...> <...> ставки <...> в структурном подразделении МБОУ «<...> ООШ №***» и её заработная плата ниже минимального размера оплаты труда. Считает, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна осуществляться с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, которая должна быть не менее минимального размера оплаты труда, то есть не менее 4611 рублей без учета районных коэффициентов и процентных надбавок.

ДД.ММ.ГГГГ истец направила в суд заявление, которым уточнила исковые требования и просила обязать ответчика установить ей заработную плату с 1 января 2012 года в размере не ниже 4611 рублей с начислением на неё районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районе Крайнего Севера, и произвести перерасчёт заработной платы с 1 января по 30 апреля 2012 года.

В судебное заседание истец не прибыла, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Ответчик - МБОУ «<...> ООШ №***» надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, представителя не направил. Согласно письменному отзыву, ответчик с иском не согласен со ссылкой на то, что в настоящее время отсутствует определение минимального размера оплаты труда, поэтому в заработную плату истца в соответствии со ст.129 ТК РФ включены все надбавки и доплаты, в том числе и за работу в районах Крайнего Севера.

На основании ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ судом принято решение в протокольной форме о рассмотрении дела в отсутствие сторон.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч.2 ст.37 Конституции РФ, ст.4 Трудового кодекса РФ принудительный труд запрещен. К принудительному труду относится, в частности, выплата заработной платы не в полном размере.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.

Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 года «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4611 рублей.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Соглашение о минимальной заработной плате в Архангельской области от 11 сентября 2008 года, которым была установлена минимальная заработная плата в размере 5329 рублей, утратило силу с 1 января 2012 года. Новое соглашение не принято.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса РФ).

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. В этой же норме дается понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьёй 2 Трудового кодекса Российской Федерации гарантировано право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечено обязанностью работодателя выплачивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22 Трудового кодекса РФ), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 Трудового кодекса РФ); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130 Трудового кодекса РФ); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146 Трудового кодекса РФ).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

В связи с этим при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе, правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 настоящего Кодекса.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Как следует из трудовой книжки истца, в Пинежском районе Архангельской области она работает с ГГГГ.. С ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <...> в структурное подразделение МОУ «Общеобразовательная <...> средняя школа №***». С ДД.ММ.ГГГГ общеобразовательное учреждение переименовано в муниципальное образовательное учреждение «<...> общеобразовательная средняя школа №***», а с ДД.ММ.ГГГГ в муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<...> основная общеобразовательная школа №***» (л.д. 7-9).

Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в структурное подразделение «Начальная школа-детский сад» <адрес> в качестве <...> на <...> ставки, <...> на <...> ставки. Работодатель обязался выплачивать оклад по должности с начислением 40% районного коэффициента и 80% северные надбавки (л.д.10).

Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу структурное подразделение «Начальная школа-детский сад» <адрес> в качестве <...> на <...> ставки, <...> на <...> ставки и <...> ставки по <...> с окладами соответственно <...>, <...> и <...> с начислением северной надбавки 80% и районного коэффициента 40 %. (л.д.11).

МБОУ «<...> ООШ №***», где работает истец, расположено в Пинежском районе Архангельской области.

Постановлением Совета Министров СССР от 3 ноября 1983 №12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера», утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029, Пинежский район Архангельской области отнесен к районам Крайнего Севера.

Исходя из п. б ч. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера» работникам, работающим в районах Крайнего Севера, установлена процентная надбавка в размере 80%.

В соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 года №512/П-28 на территории Архангельской области для районов Крайнего Севера районный коэффициент установлен в размере 1,4.

        В силу ст. 423 Трудового Кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

В силу ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу вышеизложенного возражения ответчика о том, что в настоящее время в трудовом законодательстве отсутствует определение минимального размера оплаты труда, что надбавки за работу в районах Крайнего Севера включаются в минимальный размер оплаты труда, являются несостоятельными.

Таким образом, заработная плата работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности) с учетом северной надбавки и районного коэффициента в Пинежском районе Архангельской области не может быть менее 10144 рублей 20 копеек.

Учитывая изложенное, требования истца об установлении с 1 января 2012 года заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, начислении на указанную сумму районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районе Крайнего Севера и производства перерасчёта заработной платы являются законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению.

Между тем расчёт размера минимальной заработной платы необходимо производить исходя из установленного размера от должностного оклада, то есть по <...>, <...> и <...> ставок по занимаемым должностям. В связи с этим, произведённый истцом расчёт заработной платы исходя из оклада 4611 рублей в месяц, является неверным.

Во-первых, минимальный размер оплаты труда и оклад по должности не одно и то же, и оклад может быть ниже минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда входят оклад по занимаемой должности и другие надбавки и доплаты, кроме районного коэффициента и северных надбавок. Во-вторых, в силу ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда в том случае, если работник отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). А поскольку истцу норма оплаты труда установлена не на полную ставку по окладу, то и расчёт заработной платы должен производиться исходя из установленной нормы. Исходя из <...> ставки, заработная плата с учётом районного коэффициента и северных надбавок должна быть не ниже <...>, а из <...> ставки не ниже <...>.

Между тем истец исполняет трудовые функции по различным должностям, которые в совокупности образуют полную ставку, поэтому её общая сумма заработной платы в месяц должна быть не менее 10144,2 рублей.

Как видно из расчётных листков истца, при полной выработке нормы рабочего времени в январе, феврале и марте 2012 года истцу с учётом районного коэффициента и северных надбавок ей была выплачена заработная плата соответственно <...>, <...> и <...>.

Следовательно, в пользу истца должна быть доначислена и выплачена заработная плата за январь и февраль месяцы 2012 года.

Поскольку в марте 2012 года заработная плата истца в совокупности составила более чем <...>, размер заработной платы перерасчёту не подлежит.

Также нет оснований для производства перерасчёта заработной платы за апрель 2012 года, поскольку в нарушение ст.56 ГПК РФ истец не предоставила доказательств, подтверждающих размер начисленной и выплаченной заработной платы в указанный месяц.

Учитывая вышеизложенное, суд пришёл к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем, в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с МБОУ «<...> ООШ №***» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление Назаровой Е.А. удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<...> основная общеобразовательная школа №***» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области установить с 1 января 2012 года Назаровой Е.А. заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполненной норме труда, установленного на территории Российской Федерации - 4 611 рублей, с начислением на неё районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера, до внесения изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» либо до прекращения трудовых отношений, а также произвести перерасчёт заработной платы Назаровой Е.А. за январь и февраль 2012 года с учётом нормы рабочего времени и выполненной нормы труда (<...>, <...> и <...> ставок от должностных окладов).

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «<...> основная общеобразовательная школа №***» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области в доход бюджета муниципального образования «Пинежский муниципальный район» государственную пошлину в размере <...> (Реквизиты: УФК по Архангельской области (МИФНС России № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ИНН 2903006014, КПП 290301001); Расчётный счёт: 40101810500000010003; Банк получателя: ГРКЦ ГУ БР по Архангельской области, г. Архангельск; БИК банка получателя: 041117001; Код ОКАТО: 11248808000; Код бюджетной классификации: 182 1 08 03010 01 1000 110).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья                       С.А.Галкин

Решение не вступило в законную силу.