Дело № 2-173/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации село Карпогоры 18 мая 2012 года при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н., с участием старшего помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Х.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску заместителя прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «<...>» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: заместитель прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в Пинежский районный суд Архангельской области с иском к администрации МО «<...>» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой района на основании статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения требований действующего законодательства, направленного на охрану лесов от пожаров в администрации МО «<...>» Пинежского района. Было установлено, что на территории МО «<...>» имеются населенные пункты <адрес>, <адрес>, которые расположены вблизи лесных массивов. В нарушение п.п.3, 31, 90, 94, 107,114, ППБ 01-03, п. 9.28 СНиП 2.04.02-84, п.5 приложение 1 СНиП 2.07.01-89, п.15 ст.69 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5 приложение 1 СНиП 2.07.01-89 противопожарные расстояния от границы застройки населенного пункта до лесных массивов возле строений имеют размер менее 15 метров по адресам: <адрес>; <адрес>. Моторист, закрепленный за имеющейся в населенном пункте мотопомпой, не прошел специальную подготовку, <адрес> МО «<...>» не обеспечена средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, к пожарным водоёмам, расположенным возле детского сада и возле школы, не устроен подъезд с площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. У пожарного водоёма, а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), у пожарного водоёма возле д.№*** по <адрес>, а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). В <адрес> МО «<...>» противопожарные расстояния от границы застройки населенного пункта до лесных массивов имеют размер менее 15 метров. В населенном пункте отсутствует переносная пожарная мотопомпа для целей пожаротушения, деревня не обеспечена средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Таким образом, администрацией поселения не принято достаточных мер в целях осуществления муниципального контроля к готовности населенных пунктов <адрес>, расположенных вблизи лесных массивов к пожароопасному сезону 2012 года, чем нарушены требования статьи 98 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 19 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.п. 8, 9, 32 ч.1 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ППБ 01-03, СНиП 2.-7.01-89. Неисполнение администрацией МО «<...>» требований законодательства, направленного на обеспечение пожарной безопасности населения, существенно ущемляет права граждан <адрес>, <адрес> на благоприятную окружающую среду и безопасность в пожароопасный сезон 2012 года. С учётом установленных нарушений, прокурор просил обязать ответчика принять надлежащие меры по предупреждению пожаров в лесах, расположенных вблизи <адрес>, <адрес>, расположенных на территории МО «<...>» и устранить установленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности выполнив следующие мероприятия: установить противопожарные расстояния от границы застройки населенного пункта до лесных массивов возле строений более 15 по адресам: <адрес>; <адрес> ; направить и обучить моториста специальным навыкам, за которым закреплена в населенном пункте мотопомпа; обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей <адрес> на случай пожара ; устроить подъезд к пожарным водоёмам, расположенным возле детского сада и возле школы, с площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. У пожарного водоема, а также по направлению движения к нему не установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); у пожарного водоема возле <адрес>, а также по направлению движения к нему установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в <адрес> МО «<...>» установить противопожарные расстояния от границы застройки населенного пункта до лесных массивов не менее 15 метров; в населенном пункте <адрес> установить переносную пожарную мотопомпу для целей пожаротушении; <адрес> обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В ходе судебного заседания старший помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Х.Л. исковые требования уточнила и просила обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить и обучить моториста специальным навыкам, за которым закреплена в населенном пункте мотопомпа. Другие заявленные требования не поддержала в виду добровольного устранения ответчиком установленных нарушений пожарной безопасности. Ответчик - администрация МО «<...>» будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил. Согласно письменному отзыву, направленному в суд главой администрации МО «<...>», он с иском не согласен и просит рассмотреть дело в его отсутствие. В своих возражениях ответчик указал, что указанные в исковом заявлении требования нарушений пожарной безопасности устранены. Между тем мотопомпа закреплена за жителем <адрес>, Ш.Е., имеющим 25-летний стаж механизатора и с ним ежеквартально проводятся тренировки. Представитель третьего лица - администрация МО «Пинежский район» Ч.М. просила рассмотреть дело в её отсутствие и в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать. С учётом мнения лиц, участвующих в деле, уточнённых прокурором требований и материалов дела, судом в соответствии с ч.ч.3,5 ст.167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика и третьего лица, о чём вынесено определение в протокольной форме. Заслушав пояснения прокурора, исследовав предоставленные доказательства, суд находит исковое требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В преамбуле к Федеральному закону от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее -Федеральный закон №69-ФЗ) закреплено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом устанавливаются требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера. В силу ст.20 Федерального закона №69-ФЗ требования пожарной безопасности (стандарта, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы) являются обязательными к исполнению. В силу ст. 3 Федерального закона № 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одними из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности являются разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В силу ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ и ст. 11 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений Архангельской области по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Согласно ст. 10 Федерального закона РФ № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. В соответствии с названным законом, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) пункт 107 которых устанавливает, что за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара. Как установлено судом моторист, закреплённый за имеющейся в населённом пункте МО «Труфаногорское» мотопомпой, не прошёл специальную подготовку. Это обстоятельство подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным начальником ОНД Пинежского района Боровым А.М. и не оспаривается ответчиком. Таким образом, требование прокурора об обязании ответчика направить и обучить моториста, закреплённого за мотопомпой, является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Возражения главы администрации МО «<...>» о том, что закреплённый за мотопомпой гражданин Ш.Е. имеет 25-летний стаж механизатора и что с ним проводятся тренировки, являются не обоснованными. Наличие у закреплённого за мотопомпой гражданина стажа механизатора не освобождает администрацию МО «<...>» от обязанности направить его на специальную подготовку. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурор просит возложить на ответчика обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности в срок до 1 июля 2012 года. Учитывая, что для устранения установленного нарушения законодательства о пожарной безопасности не требуется значительных затрат и времени, суд считает возможным установить срок для его устранения указанный прокурором. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковое заявление заместителя прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «<...>» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности - удовлетворить. Возложить на администрацию муниципального образования «<...>» обязанность в срок до 1 июля 2012 года направить и обучить моториста специальным навыкам, за которым в населенном пункте закреплена мотопомпа. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде путём подачи жалобы или представления через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 23 мая 2012 года. Председательствующий С.А. Галкин Решение не вступило в законную силу.