Дело № 2-534/2012 именем Российской Федерации 24 июля 2012 года село Карпогоры Пинежский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Бухарова А.Ю., при секретаре судебного заседания Козьмовской Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Пинежского района Архангельской области в защиту интересов Коношонок С.Л. к администрации муниципального образования «<...>», Министерству финансов Архангельской области, Министерству образования науки и культуры Архангельской области о предоставлении жилого помещения за счет средств бюджета субъекта РФ, У С Т А Н О В И Л: И.о.прокурора Пинежского района Архангельской области обратился в Пинежский районный суд Архангельской области в интересах Коношонок С.Л. к администрации МО «<...>», Министерству финансов Архангельской области, Министерству образования науки и культуры Архангельской области о предоставлении жилого помещения за счет средств бюджета субъекта РФ. В обоснование своих требований, и.о.прокурора указал, что отец Коношонок С.Л. - К.Л. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти. Мать К.Г. решением Пинежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ограничена в родительских правах. Коношонок С.Л. зарегистрирован в <адрес>. Согласно акту проверки жилого помещения закреплённого за сиротой от ДД.ММ.ГГГГ жилье в <адрес> непригодно для проживания. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Коношонок С.Л. обучался в ГОУ НПО «ПУ №***» в <адрес> и в настоящее время у него отсутствует жилое помещение пригодное для проживания, отвечающее санитарным правилам и нормам применительно к условиям местности. В связи с чем просил возложить обязанность на администрацию МО «<...>» предоставить Коношонок С.Л. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее <...> в черте МО «<...>» Пинежского района. В судебном заседании старший помощник прокурора Пинежского района Х.Л. исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Коношонок С.Л. в судебное заседание не явился, извещён по последнему известному месту жительства. Представитель ответчика МО «<...>» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, своих возражений не представил направив постановление о постановки К.И. на внеочередное получение жилья. Представитель Министерства финансов Архангельской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, указав, что предоставление жилого помещения детям-сиротам не относится к компетенции органов государственной власти Архангельской области. Представитель Министерства образования науки и культуры Архангельской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что Министерство выполняет свои расходные обязательства по предоставлению денежных средств для приобретения жилья лицам из числа сирот, а полномочия по их распределению переданы органам местного самоуправления. Представитель третьего лица управления образования муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Г.Т. исковые требования поддержала. Исследовав материалы дела, суд на основании ст. 167 ГПК РФ счёл возможным рассмотреть дело без участия истца и представителей ответчиков, и находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно его лишён. Согласно статям 39, 72 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальная защита граждан является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 13 Конвенции «О защите прав человека и основных забот» предусмотрено право каждого, чьи права и свободы нарушены, на эффективное средство правовой защиты в государственном органе. В силу статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции от 17 декабря 2009 года), дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.5 Федерального закона №159-ФЗ). На основании части 1 статьи 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Отец Коношонок С.Л. - К.Л. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти выданного Пинежским территориальным отделом Управления ЗАГС администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ запись о смерти №***. Мать К.Г. решением Пинежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ограничена в родительских правах. Таким образом Коношонок С.Л. является сиротой. Установлено, что Коношонок С.Л. зарегистрирован по адресу: <адрес>, право пользования которым закреплено за ним постановлением главы МО «Пинежский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №***. Как следует из постановления и.о.главы МО «<...>» от ДД.ММ.ГГГГ №*** К.И. и его брат Коношонок С.Л. поставлены на внеочередное получение жилого помещения дети, оставшиеся без попечения родителей. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьёй 7 Областного закона от 05 июля 2001 года №49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. Согласно статьям 45 и 46 Областного закона от 20 сентября 2005 года №84-5-ОЗ (в редакции от 21 июня 2006 года, с изменениями от 20 декабря 2006 года) «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области», органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении. В судебном заседании установлено, что Коношонок С.Л. в ДД.ММ.ГГГГ окончил обучение в ГОУ НПО «ПУ №***» в <адрес> и в настоящее время, как следует из акта проверки жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, у него отсутствует жилое помещение пригодное для проживания, отвечающее санитарным правилам и нормам применительно к условиям местности. В силу статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Пунктом 3 статьи 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Как следует из Областного закона от 16 декабря 2011 года №407-27-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год» предусмотрено выделение субвенций МО «Пинежский муниципальный район» на 2012 год на плановый период 2013 и 2014 годов. Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди за счёт средств областного бюджета должна быть возложена на администрацию МО «<...>». Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. На основании пунктов 1 и 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных, семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Сила» Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 ЖК РФ). В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми но договорам социального найма, и других факторов. Согласно решению Собрания депутатов муниципального образования «Пинежский район» от ДД.ММ.ГГГГ №*** на территории муниципального образования «Пинежский район» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в минимальном размере <...> общей площади на одного человека и учетная норма жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в размере <...> общей площади на одного человека. С учётом изложенного, Коношонок С.Л., обладающий соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения в черте муниципального образования «<...>», применительно к условиям данного населенного пункта, по договору социального найма общей площадью не менее <...>. Таким образом, исковые требования и.о.прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах Коношонок С.Л. подлежат удовлетворению. Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - администрацию муниципального образования «<...>» с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: иск исполняющего обязанности прокурора Пинежского района в защиту интересов Коношонок С.Л. удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «<...>» Пинежского района Архангельской области предоставить Коношонок С.Л. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее <...>, отвечающее санитарным требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населённого пункта, в черте муниципального образования «<...>» за счёт средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Пинежский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое будет изготовлено 30 июля 2012 года. Судья А.Ю.Бухаров Решение в законную силу не вступило.