№2-661/2012 О взыскании компенсации морального вреда за несвоевременную оплату листков нетрудоспособности.



                                                                                                                                                      

                                                                                                                                          Дело № 2-661/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

7 сентября 2012 года                                                                                              с. Карпогоры                                                                                                    

         Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Першиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Худяковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фофанова В.Г. к Федеральному казённому учреждению «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о взыскании компенсации морального вреда за несвоевременную оплату листков нетрудоспособности,

у с т а н о в и л:

Фофанов В.Г. обратился в суд с иском к Федеральному казённому учреждению «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 1» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее ФКУ ОИУ ОУХД-1) о взыскании компенсации морального вреда в размере <...> в связи с несвоевременной оплатой листков нетрудоспособности, указав в обоснование, что он является осуждённым, отбывает наказание в колонии-поселении №***, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на больничном. За период нахождения его на больничном было выдано 6 листков нетрудоспособности. Первый листок нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам администрации учреждения был отдан ДД.ММ.ГГГГ, последующие листки нетрудоспособности - в день закрытия больничного. Первые три листка нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были оплачены ему лишь ДД.ММ.ГГГГ. Последующие три листка нетрудоспособности: с ДД. по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 21 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 14 дней, и с ДД. по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 13 дней, - были оплачены немного позже. Пособия по временной нетрудоспособности были начислены без учёта районного коэффициента. Отсутствие денежных средств, связанных с несвоевременной оплатой листков нетрудоспособности обрекло его на голодание, невозможность приобретения необходимых медицинских препаратов по назначению и рекомендации врача. Лечащим врачом ему рекомендовано диетическое питание, в чём администрацией учреждения ему также было отказано.

        Осужденный Фофанов В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал по заявленным основаниям, указав, что находился в больнице на лечении, поскольку длительное время не оплачивали листки нетрудоспособности, не мог приобрести что-то из продуктов питания и медикаментов, чтобы улучшить состояние здоровья, из-за чего сильно переживал и нервничал, боялся за здоровье. Страдал от нехватки денег и физической боли из-за невозможности приема необходимых лекарств.

        Представитель ответчика ФКУ ОИУ ОУХД -1 - старший юрисконсульт ФКУ ОИУ ОУХД -1 Ч.З. иск не признал, указав, что Фофанов В.Г. во время болезни проходил лечение в ГБУЗ «<...> ЦРБ». При этом, первые листки нетрудоспособности были предоставлены для оплаты несвоевременно, так как были неправильно оформлены и возвращены в ГБУЗ «<...> ЦРБ». В учреждении есть медицинская часть, где осужденные обеспечиваются необходимыми медикаментами. Согласно приложению №*** к приказу от ДД.ММ.ГГГГ №*** «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время» заболевание, в связи с которым проходил лечение осужденный Фофанов В.Г., не входит в список заболеваний, при наличии которого положено диетическое питание.

       Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришёл к следующему.

Истец Фофанов В.Г., отбывая наказание в виде лишения свободы в ИК-24 ФКУ ОИУ ОУХД № 1, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с болезнью был нетрудоспособен, ему выданы и оплачены листки нетрудоспособности.

        Статья 10 УИК РФ устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Права и обязанности осужденных определяются этим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

        Постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 года N 727 (ред. от 16.02.2011) "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду" в целях реализации пункта 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации утверждено Положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду.

Согласно п. 2 данного Положения, осужденным выплачиваются пособия по обязательному государственному социальному страхованию, в том числе: по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

        Оформляется листок временной нетрудоспособности в порядке, определенном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации (Приказ Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005 "О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу").

Осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, получают листки нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях самостоятельно для последующего их предъявления администрации по месту работы.

Осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях иных видов, листки нетрудоспособности оформляются медицинскими частями исправительных учреждений, в которых они отбывают наказание, и передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в другие организации, где трудятся осужденные.

        Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты осужденным трудоспособности вплоть до ее восстановления либо до установления инвалидности, если иное не определено нормативными правовыми актами по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности (постановление Правительства РФ от 15.10.2001 N 727 (ред. от 16.02.2011) "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду").

        Обосновывая моральный вред, истец ссылается на ст. 21 Трудового кодекса РФ и указывает на несвоевременность оплаты листков нетрудоспособности.

Однако суд считает, что требование истца о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Истцом Фофановым В.Г. заявлено требование о компенсации морального вреда, основанное на нарушении его имущественного права - права на своевременную оплату листков нетрудоспособности.

Таким образом, компенсация морального вреда возможна лишь при наличии указания об этом в законе.

Истец Фофанов В.Г. в качестве основания для компенсации морального вреда указал ст. 151 ГК и ст. ст. 21, 237 Трудового кодекса РФ.

На основании ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 63 Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

Вместе с тем, суд считает, что данные нормы трудового законодательства не распространяются на осужденных по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права осужденных ограничены УИК РФ.

Согласно ст. ст. 104, 105, 129 УИК РФ действие трудового законодательства распространяется на осужденных лишь в части продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, а также в части оплаты труда.

Нормы ст. ст. 3, 4, 21 и 237 Трудового кодекса РФ касаются не оплаты труда, а ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства. При этом в них не содержится прямого указания о распространении их действия на осужденных.

Ни Конституцией Российской Федерации, ни Уголовно-исполнительным кодексом РФ, ни Трудовым кодексом РФ не предусмотрена компенсация морального вреда осуждённым за несвоевременную оплату листков нетрудоспособности.

Таким образом, требование Фофанова В.Г. о компенсации морального вреда за нарушение его имущественного права - за несвоевременную оплату листка нетрудоспособности - удовлетворению не подлежит, поскольку не предусмотрено законом.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении иска Фофанова В.Г. к Федеральному казённому учреждению «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о взыскании компенсации морального вреда за несвоевременную оплату листков нетрудоспособности отказать.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 12 сентября 2012 года.

Судья                                                                                            Е.А. Першина

Решение в законную силу не вступило.