№2-782/2012 О признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.



         Дело № 2-782/2012                                              

                                                                              

          РЕШЕНИЕ

                                                 именем Российской Федерации

             9 октября 2012 года                                                                                село Карпогоры                                         

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Галкина С.А.

при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шубы В.А. к Государственному учреждению « Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и возложении обязанности по её назначению с момента обращения,

                                       УСТАНОВИЛ:

Шуба В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению « Управление Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе Архангельской области (далее ГУ - УПФ РФ в Пинежском районе) об отмене решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №***, которым было отказано в назначении трудовой пенсии по старости, включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода службы в <...> №*** ГУПО МВД СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> и возложении обязанности по назначению трудовой пенсии с момента обращения в Пенсионный фонд.                             

В обоснование иска указал, что в ММ.ГГГГ. он обратился в ГУ - УПФ РФ в Пинежском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, однако решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №*** в её назначении ему было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера. Считает, что ответчиком необоснованно не включен в стаж работы в районах Крайнего Севера время службы в <...> №*** ГУПО МВД СССР - <...>, а также период службы в <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которую он проходил в районах Крайнего Севера.

В судебное заседание истец не явился, был извещён надлежащим образом. Согласно телефонограмме Шуба В.А. исковые требования поддержал и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика К.Д. (по доверенности) в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, сославшись на законность решения комиссии по назначению пенсий отказавшей Шуба В.А. в связи с отсутствием у него требуемого для назначения пенсии ранее достижения возраста стажа работы в районах Крайнего Севера. Пояснил, что периоды прохождения службы, в том числе и в <...>, не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, а пенсионный возраст истца не подлежит снижению, поскольку это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.

Суд с учётом мнения представителя ответчика и ходатайства истца в соответствии с ч.ч.3,5 ГПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, о чём вынесено определение в протокольной форме.

Изучив доводы истца, выслушав объяснения представителя ответчика и оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вступившего в силу с 01 января 2002 года, установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;

В соответствии с пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Как следует из материалов дела, Шуба В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в возрасте <...> истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста по п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

        Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ отдела Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе Архангельской области в специальный стаж работы Шуба В.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях в РФ включены периоды работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера - <...>. Установлен страховой стаж в количестве <...>. В связи с недостаточностью стажа работы в районах Крайнего Севера в назначении трудовой пенсии по указанному основанию отказано (л.д.44).

Из решения об отказе в назначении трудовой пенсии отмечено, что право на назначение пенсии возникает по достижении возраста <...> (л.д.32).

Истец Шуба В.А., заявляя о несогласии с решением пенсионного органа, просил суд включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период прохождения службы в <...> №*** ГУПО МВД СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, отнесённом к районам Крайнего Севера Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, а также военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районе Крайнего Севера.

Давая оценку решению Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ отдела Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе Архангельской области, суд находит его правильным в силу следующего.

Государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал.

Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 475).

Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Причём по ранее действующему пенсионному законодательству время военной службы засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из толкования ст. ст. 14, 88, 90 Закона РФ от 20.11.1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Указанная правовая позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2012 года N 19-О-О, согласно которому решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О и от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О).

Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ в п.19 Постановления от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" также разъяснил, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Таким образом, учитывая названные выше положения пенсионного законодательства, суд признаёт требования истца о включении в специальный трудовой стаж в районах Крайнего Севера периодов прохождения им службы в <...> №*** ГУПО МВД СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также время прохождения срочной воинской службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при определении права на пенсию с уменьшением пенсионного возраста в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях в РФ, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Поскольку у истца стаж работы в районах Крайнего Севера составляет менее <...> календарных лет, его пенсионный возраст, установленный ст.7 Федерального закона №173-ФЗ ( для мужчин 60 лет), снижению на 5 лет не подлежит.

На момент рассмотрения заявления истца о назначении трудовой пенсии ранее достижения возраста ему исполнилось <...>, был установлен период работы в районах Крайнего Севера лишь <...>, поэтому право на получение трудовой пенсии у него не наступило.

Доводы истца о наличии у него стажа работы в районах Крайнего Севера является необоснованным, в виду неправильного толкования норм материального права.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

                                             РЕШИЛ:

в удовлетворении иска Шубы В.А. к Государственному учреждению « Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №***, включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода службы в <...> №*** ГУПО МВД СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, воинской службы по призыву в <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по назначению трудовой пенсии досрочно с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 12 октября 2012 года путем подачи жалобы через районный суд.

Судья                                                        С.А.Галкин

Решение не вступило в законную силу.