Споры из нар. пенс. зак. - иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

р.п. Пильна ДД.ММ.ГГГГ

Пильнинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Захаровой Ю.И., при секретаре ФИО2, с участием:

представителя истца ФИО5 – адвоката ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:

ФИО5 к

ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес>

о праве на получение досрочной трудовой пенсии по старости

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что он работает учителем физкультуры в МОУ Столбищенская средняя общеобразовательная школа с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил действительную военную службу. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ Управление ПФ РФ по <адрес> (именуемое далее - УПФР) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако его заявление ответчик оставил без удовлетворения, указав в служебном письме, что его льготный стаж составляет на ДД.ММ.ГГГГ 23 года 5 месяцев 27 дней вместо требуемых 25 лет. Считает, что УПФР незаконно не включило в его специальный трудовой стаж период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11месяцев 13 дней), поскольку согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшего до 1993 г., в стаж учителей подлежала зачету в том числе служба в составе Вооруженных сил СССР. Учитывая, что на ДД.ММ.ГГГГ его специальный трудовой стаж с учетом периода нахождения на действительной военной службе составил 25 лет 5 месяцев, пенсия должна быть ему назначена с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента подачи заявления в УПФР по <адрес>. В связи с изложенным просит обязать УПФР включить в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период его нахождения на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за ним право на получение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, истец ФИО5, представитель ответчика УПФР по <адрес> ФИО3 и представитель третьего лица на стороне ответчика МОУ Столбищенская средняя общеобразовательная школа Л.А.А., в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу. С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотрение данного дела в отсутствии сторон.

В судебном заседании представитель истца адвокат ФИО4 поддержала исковые требования своего доверителя ФИО5 и пояснила, что истец начал свою трудовую деятельность ДД.ММ.ГГГГ в М.Андосовской восьмилетней школе в должности учителя физкультуры. ДД.ММ.ГГГГ он был освобожден от работы в связи с призывом в ряды Советской Армии. ДД.ММ.ГГГГ он демобилизовался из армии, и ДД.ММ.ГГГГ поступил на работу учителем физкультуры в Столбищенскую среднюю школу (ныне – МОУ Столбищенская средняя общеобразовательная школа), в которой работает до настоящего времени. Специальный стаж ФИО5, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, с учетом периода службы в армии, составил по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 25 лет 5 месяцев. Поскольку пенсия назначается в заявительном порядке, УПФР должно было назначить и выплачивать ФИО5 досрочную трудовую пенсию по старости со дня его обращения – с ДД.ММ.ГГГГ При этом ответчику следовало руководствоваться пенсионным законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которому служба в составе Вооруженных сил СССР подлежала зачету в стаж учителей. Просит удовлетворить исковые требования ФИО5 в полном объеме.

Из письменного отзыва УПФР по <адрес> на исковое заявление ФИО5 (л.д. 23) следует, что ответчик требования ФИО5 не признает, так как в соответствии с действующим пенсионным законодательством досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В связи с тем, что в период нахождения на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР истец не занимался педагогической деятельностью, данный период не подлежит включению в его специальный стаж, который на ДД.ММ.ГГГГ составил 23 года 5 месяцев 27 дней. В связи с отсутствием у ФИО5 25 летнего специального стажа, оснований для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости не имеется.

Представитель третьего лица на стороне ответчика – МОУ Столбищенская средняя общеобразовательная школа Л.А.А. в своем письменном заявлении в адрес суда указал, что не возражает против удовлетворения ФИО5

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд признает исковые требования ФИО5 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно записям в военном билете истца (л.д. 12-13) и его трудовой книжке (л.д.10), ФИО5 проходил действительную военную службу в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Из трудовой книжки ФИО5 (л.д. 8-10) также следует, что он работал учителем физкультуры: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в М.Андосовской восьмилетней школе и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в Столбищенской средней школе (ныне - МОУ Столбищенская средняя общеобразовательная школа). Данный педагогический стаж истца также отражен в справках, уточняющих особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающей постоянную занятость ФИО5 на льготной работе, выданных истцу работодателями (л.д.41, 42).

Как установлено судом, и не оспаривается сторонами, истец ФИО5 обратился в УПФР с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-33).

Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что решением комиссии УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав гражданами ФИО5 отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа, при этом указано, что специальный стаж заявителя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 23 года 5 месяцев 27 дней, и состоит он исключительно из периодов работы в должности учителя физкультуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в М.Андосовской восьмилетней школе и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в - Столбищенской средней школе (л.д. 15).

Из вышеизложенного следует, что в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, истцу не зачтен период прохождения им действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Однако суд считает, что указанный период службы в армии не включен ответчиком в специальный стаж истца необоснованно.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В спорный период службы ФИО5 в армии действовало утвержденное Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу пункта 4 названного Положения, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Отказывая ФИО5 в назначении досрочной пенсии ответчик исходил из того, что на момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу. В период прохождения военной службы ФИО5 педагогической деятельностью не занимался, поэтому он не подлежит включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Между тем суд не может согласиться с этим по следующим основаниям.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В силу ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия при обретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1, ч.ч. 1-2 ст. 19, ч.1 ст.39 и ч.ч.2 и 3 ст. 59 Конституции РФ.

На момент службы ФИО5 в рядах Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Суд полагает, что оценку пенсионных прав истца необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент его службы в Советской Армии, так как пенсионные права, по мнению суда, накапливаются на протяжении всей трудовой деятельности гражданина.

Принимая во внимание, что на момент обращения ФИО5 в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, с учетом дополнительно включенного судом периода службы истца в рядах Советской Армии, специальный стаж ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял более 25 лет, следовательно, у ответчика имеется право на назначение и получение досрочной трудовой пенсии по старости.

В силу требований ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Следовательно, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть назначена ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ

Удовлетворяя исковые требования ФИО5 в полном объеме, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с УПФР в пользу истца понесенные им расходы по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО5 удовлетворить в полном объеме.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда по <адрес> включить ФИО5 в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период нахождения на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Признать за ФИО5 право на получение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда по <адрес> в пользу ФИО5 расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Пильнинский районный суд <адрес>.

Судья: ______________ Ю.И. Захарова