Дело № 2-271/2011
Решение
Именем Российской Федерации
р.п. Пильна ДД.ММ.ГГГГ
Пильнинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Захаровой Ю.И., единолично, при секретаре Нефедовой М.В., с участием:
представителя истца Кузнецова В.И. – адвоката Шляндиной Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:
Кузнецова В.И. к
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Пильнинскому району Нижегородской области
о праве на получение досрочной трудовой пенсии по старости и взыскании задолженности с момента возникновения права на пенсию
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов В.И. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что он работает учителем географии и биологии в МОУ Романовская основная общеобразовательная школа с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил действительную военную службу. С учетом этого периода, его специальный трудовой стаж на ДД.ММ.ГГГГ составил 25 лет 18 дней. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ Управление ПФ РФ по Пильнинскому району Нижегородской области (именуемое далее - УПФР) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако его заявление ответчик оставил без удовлетворения, указав в служебном письме, что его льготный стаж составляет на день обращения 23 года 6 месяцев 16 дней (период работы учителем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) вместо требуемых 25 лет. Считает, что УПФР незаконно не включило в его специальный трудовой стаж период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 2 дня), поскольку согласно п. 1 Положения об исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, действовавшего до 1993 г., в стаж учителей подлежала зачету в том числе служба в составе Вооруженных сил СССР. Учитывая, что на ДД.ММ.ГГГГ его специальный трудовой стаж составил 25 лет 18 дней пенсия должна быть ему назначена с ДД.ММ.ГГГГ В связи с изложенным просит обязать УПФР включить в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период его нахождения на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за ним право на получение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с УПФР образовавшуюся задолженность по пенсии с момента возникновения права на пенсию.
В дальнейшем п.п. 2, 3 исковых требований Кузнецова В.И. были уточнены его представителем Шляндиной Л.Е., действовавшей в рамках оговоренных в доверенности полномочий. Она просит признать за Кузнецовым В.И. право на получение досрочной трудовой пенсии с момента его обращения с заявлением в УПФР – с ДД.ММ.ГГГГ (п. 2), обязать ответчика выплатить Кузнецову В.И. задолженность по досрочной трудовой пенсии по старости, образовавшуюся с ДД.ММ.ГГГГ (п.3).
Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, истец Кузнецов В.И., представители ответчика – УПФР и третьего лица на стороне ответчика – МОУ Романовская основная общеобразовательная школа в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.
В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии истца, представителей ответчика и третьего лица на стороне ответчика.
В судебном заседании представитель истца адвокат Шляндина Л.Е. поддержала уточненные исковые требования своего доверителя Кузнецова В.И. и пояснила, что истец после окончания ВУЗа в августе 1981 г. поступил на работу в колхоз на должность инженера. Оттуда он был призван в армию ДД.ММ.ГГГГ Демобилизовавшись ДД.ММ.ГГГГ, он продолжил работать в колхозе. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с нехваткой педагогических кадров в сельской местности, он был принят на работу учителем в Романовскую восьмилетнюю школу (ныне – МОУ Романовская основная общеобразовательная школа), в которой работает до настоящего времени. Специальный стаж Кузнецова В.И., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, с учетом периода службы в армии, составил по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 25 лет 18 дней. Поскольку пенсия назначается в заявительном порядке, УПФР должно было назначить и выплачивать Кузнецову В.И. досрочную трудовую пенсию по старости со дня его обращения – с ДД.ММ.ГГГГ Просит удовлетворить уточненные исковые требования Кузнецова В.И. в полном объеме. В связи с тем, что ответчик не представил суду расчет размера досрочной пенсии по старости, которая могла бы быть начислена Кузнецову В.И., определить задолженность по ней не представляется возможным, поэтому просит обязать УПФР выплатить задолженность по пенсии, образовавшуюся с ДД.ММ.ГГГГ, без указания суммы долга.
Из письменного отзыва УПФР на исковое заявление Кузнецова В.И. (л.д. 30) следует, что ответчик требования Кузнецова В.И. не признает, так как действующим законодательством предусмотрено назначение досрочной пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В связи с тем, что в период нахождения на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР истец не занимался педагогической деятельностью, данный период, по мнению ответчика, не подлежит включению в его специальный стаж. Таким образом, у УПФР нет оснований для назначения Кузнецову В.И. досрочной трудовой пенсии по старости, так как его специальный стаж составляет 23 года 6 месяцев 16 дней.
Представитель третьего лица на стороне ответчика – директор МОУ Романовская основная общеобразовательная школа Короткова М.М. в своем письменном заявлении (л.д. 16), поступившем в адрес суда, просит удовлетворить требования истца Кузнецова В.И., поскольку наличие у него необходимого специального стажа подтверждено документально, в том числе трудовой книжкой и военным билетом.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд признает исковые требования Кузнецова В.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно военному билету истца (л.д. 9) и трудовой книжки колхозника (л.д. 62-64), Кузнецов В.И. был призван на действительную военную службу ДД.ММ.ГГГГ, а демобилизован - ДД.ММ.ГГГГ
Из трудовой книжки Кузнецова В.И. (л.д. 51-54) следует, что он работает учителем географии и биологии в МОУ Романовская основная общеобразовательная школа с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Данное обстоятельство нашло свое отражение также в справке, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающей постоянную занятость Кузнецова В.И. на льготной работе, выданной истцу работодателем (л.д. 43).
Как установлено судом, и не оспаривается сторонами, истец Кузнецов В.И. обратился в УПФР с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57-58).
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что решением комиссии УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав гражданами Кузнецову В.И. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа, при этом указано, что специальный стаж заявителя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 23 года 6 месяцев 16 дней, и состоит он только из периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя географии и биологии Романовской основной общеобразовательной школы (л.д. 68-69).
Из вышеизложенного следует, что в специальный стаж, дающий право на пенсию, истцу не зачтен период прохождения им военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Однако суд считает, что указанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен ответчиком в специальный стаж истца необоснованно.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов В.И. обратился в УПФР с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.) Кузнецову В.И. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, поскольку специальный стаж Кузнецова В.И. составляет 23 года 6 месяцев 16 дней. При этом в специальный стаж не был включен период прохождения Кузнецовым В.И. срочной службы по призыву в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем в период, когда истец служил в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Отказывая Кузнецову В.И. в назначении досрочной пенсии УПРФ исходил из того, что на момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления.
Между тем суд не может согласиться с этим по следующим основаниям.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В силу ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия при обретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1, ч.ч. 1-2 ст. 19, ч.1 ст.39 и ч.ч.2 и 3 ст. 59 Конституции РФ.
На момент службы Кузнецова в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Суд полагает, что оценку пенсионных прав истца необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент его службы в Советской Армии, так как пенсионные права, по мнению суда, накапливаются на протяжении всей трудовой деятельности гражданина.
Принимая во внимание, что на момент обращения Кузнецова В.И. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, с учетом дополнительно включенного судом периода службы истца в рядах Советской Армии, специальный стаж Кузнецова составляет более 25 лет, в связи с чем у ответчика имеется право на назначение и получение досрочной трудовой пенсии по старости.
В силу требований ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Следовательно, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть назначена Кузнецову В.И. с ДД.ММ.ГГГГ
Удовлетворяя исковые требования Кузнецова В.И. в полном объеме, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с УПФР в пользу истца понесенные им расходы по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кузнецова В.И. удовлетворить в полном объеме.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда по Пильнинскому району Нижегородской области включить Кузнецову В.И. в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период нахождения на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Признать за Кузнецовым В.И. право на получение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Управление пенсионного фонда по Пильнинскому району Нижегородской области выплатить Кузнецову В.И. задолженность по досрочной трудовой пенсии по старости, образовавшуюся с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда по Пильнинскому району Нижегородской области в пользу Кузнецова В.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Пильнинский районный суд Нижегородской области.
Судья: ______________ Ю.И. Захарова