заочное решение по иску о признании незаконным бездействия по не использованию земельного участка сельхоз.назначения и обязании к обработке зем. участка.



Дело №2-332/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года

Пичаевский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Макарова А.В.,

при секретаре Сычевой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета по управлению имуществом Тамбовской области к Буслаевой Т.Н. о признании незаконным бездействия по не использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения и обязании к обработке земельного участка,

у с т а н о в и л:

Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в суд с исковым заявлением к Буслаевой Т.Н. о признании незаконным бездействия по не использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения и обязании к обработке земельного участка, указав что Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям (далее -Управление) ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Тамбовской области, Пичаевском районе, в северной части кадастрового квартала с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> га и с кадастровым номером площадью <данные изъяты> га, вид сельскохозяйственных угодий - пашня, принадлежащих Буслаевой Т.Н. на праве собственности. На момент осмотра земельные участки общей площадью <данные изъяты> га, не обработаны, заросли сорной травянистой растительностью, следы каких либо сельскохозяйственных работ отсутствуют, пашня не использована по целевому назначению для производства сельскохозяйственной продукции, о чем отражено в протоколах осмотра помещений, территорий от 12.05.2010 г. и протоколах об административном правонарушении от 12.05.2010 №952-10/09 и №967-10/зк. Одновременно с протоколами 12.05.2010 г. в адрес ответчика были вынесены предписания об устранении выявленных нарушений и приведению земельных участков в состояние, пригодное для возделывания сельскохозяйственных культур в срок до 20 июля и 20 августа 2010 года, которые пока не исполнены.

В связи с невыполнением Буслаевой Т.Н. установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной, эрозии и предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель, выразившихся в допущении зарастания сорной травянистой растительностью, находящихся у неё в собственности земельных участков площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения Тамбовской области, Пичаевском районе в северной части кадастрового квартала , 19 мая 2010 года Управлением были вынесены постановления №26/10-ЗК и №25/10-ЗК о назначении административного наказания в отношении Буслаевой Т.Н.

20.08.2010 года при проведении Управлением мероприятий по контролю за соблюдением Буслаевой Т.Н. требований земельного законодательства выявлены нарушения основных принципов земельного законодательства, а именно Буслаева Т.Н не выполнила установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению защиты земель и других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, допустила зарастание сорной травянистой растительностью (осот, ползучий порей) земельных участков сельскохозяйственного назначения - пашни, с кадастровыми номерами площадью <данные изъяты> га и площадью <данные изъяты> га, принадлежащих ей на праве собственности, о чем отражено в актах проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица индивидуального предпринимателя от 20.08.2010 г. №208/ВП и №207/ВП, протоколах об административном правонарушении от 20.08.2010 г. №537-10/зк и №552-10/зк и протоколе обследования объектов окружающей среды от 20.08.2010 г.

Ранее, во исполнение постановления администрации области от 03.09.2009 г. №1050 «Об актуализации и увеличения налогооблагаемой базы по земельному налогу и эффективному использованию земельных участков» и распоряжения администрации области от 04.09.2009 г. №305-р «О создании рабочей группы по проверке соблюдения земельного законодательства в части использования земель сельскохозяйственного назначения независимо от форм собственности» комиссия, в ходе проведения проверки использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения всех форм собственности на территории Пичаевского района, выявила неиспользованные и залежные земли сельскохозяйственного назначения в границах Пичаевского района, в том числе неиспользованные Буслаевой Т.Н. земли площадью <данные изъяты> га, о чем 24 сентября 2009г. был составлен акт проверки использования земель сельскохозяйственного назначения на территории Пичаевского района.

Выше изложенные факты свидетельствуют о том, что Буслаева Т.Н. своевременно не принимает должных мер по обработке земельных участков и устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

В настоящий момент Буслаева Т.Н. продолжает нарушать требования земельного законодательства в отношении земельных участков площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером и площадью <данные изъяты> га, с кадастровым номером относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенных в Тамбовской области, Пичаевском районе, в северной части кадастрового квартала .

Учитывая, что собственник не устраняет нарушения, имеются основания предполагать, что он и в дальнейшем продолжит нарушать обязательные требования по возделыванию земель сельскохозяйственного назначения.

На основании вышеизложенного, а также руководствуясь ст. 9 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 12, 42, 77 ЗК РФ, пп. 1 п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.8 Федерального закона от 16.06.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», п.2 ст.20 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 1, п.1 ст.6 Закона Тамбовской области от 11.10.2002 №58-3 «О природных ресурсах и природопользовании в Тамбовской области», ч.1 ст.14 Закона Тамбовской области от 05.12.2007 № 316-3 в редакции от 08.11.2010 «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области», положением о комитете по управлению имуществом Тамбовской области, истец просит признать незаконным бездействие Буслаевой Т.Н. по не использованию земельных участков площадью 705,5 га с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером и площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером , относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенных в Тамбовской области, Пичаевском районе, в северной части кадастрового квартала , принадлежащих ей на праве собственности, и невыполнения в отношении них установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель и обязать Буслаеву Т.Н. обработать земельные участки, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером и площадью <данные изъяты> га, с кадастровым номером , относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенных в Тамбовской области, Пичаевском районе, в северной части кадастрового квартала в соответствие с агротехническими нормами с применением средств механического воздействия в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу.

24.03.2011 г. и 01.04.2011 г. истец уточнил исковые требования, в связи с тем, что право собственности Буслаевой Т.Н. на земельные участки с кадастровыми номерами и прекращено, а земельный участок с кадастровым номером разделен на два, один из которых площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером , продолжает оставаться собственностью Буслаевой Т.Н., и просит обязать Буслаеву Т.Н. обработать земельный участок, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером , расположенный в Тамбовской области, Пичаевском районе, в северной части кадастрового квартала в соответствие с агротехническими нормами с применением средств механического воздействия до 01 июля 2011 года и освободить истца от уплаты госпошлины в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Власова Т.А., являющейся заместителем начальника отдела по оформлению прав на землю комитета по управлению имуществом Тамбовской области, поддержала исковые требования с учетом уточнения исковых требований от 24.03.2011 г. и 01.04.2011 г. и просил удовлетворить требования истца по основаниям указанным в исках, и не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца по доверенности и.о. начальника отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации Пичаевского района Тамбовской области Бирюкова И.М. иск комитета по управлению имуществом Тамбовской области поддержала и просит заявленное комитетом по управлению имуществом Тамбовской области требование удовлетворить и не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.

Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям по доверенности (от 27.12.2010 г. № УФС – Н - 4022/10), главный специалист – эксперт отдела правовой работы Управления - Швецова О.А., о месте и времени судебного заседания извещена, в судебное заседание не явилась. В адрес суда факсом поступило ходатайство и отзыв на исковое заявление, в котором поддерживает исковое требования комитета по управлению имуществом Тамбовской области. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ просит рассмотреть дело по иску комитета по управлению государственным имуществом Тамбовской области к Буслаевой Т.Н. о признании незаконным её бездействия по не использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения и понуждении к обработке земельного участка в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям.

Ответчик Буслаева Т.Н. в судебное заседание неоднократно вызывалась (24.03.2011 г. и 28.04.2011 г.) как судебными повестками (по адресу указанному в иске истцом, и подтвердившим адрес проживания ответчика по телефону её сын Б.А.Н., как Белгородская область г. Губкин ул. 2-ая Академическая д. 40 «А» кв. 33) так и телефонограммами, через своего сына Б.А.Н. (по тел. 8-926-21-38-196) не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о чем в деле имеются извещения и телефонограммы, однако не сообщила об уважительных причинах неявки в суд и не просила о рассмотрении дела в её отсутствие. На основании изложенного, суд полагает возможным рассмотреть данный иск в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования комитета по управлению имуществом Тамбовской области подлежат удовлетворению в объеме, указанном в уточненном исковом заявлении представителя истца Власовой Т.А. от 24 марта и 01 апреля 2011 года.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (ст.42 ЗК РФ).

В силу п.п. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями и дополнениями) оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 16.06.1998 г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения является соблюдение стандартов, норм, нормативов, правил и регламентов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных фитосанитарных и противоэрозийных мероприятий.

Пункт 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии с ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, земельный участок с кадастровым номером разделен на два со следующими кадастровыми (условными) номерами: и

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирован земельный участок, кадастровый номер , назначение: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, площадь <данные изъяты> кв.м., расположен: Тамбовская область, Пичаевский район, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала . Правообладатель земельного участка является: М.Р.В., а так же согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирован земельный участок, кадастровый номер , назначение: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, площадь <данные изъяты> кв.м., расположен: Тамбовская область, Пичаевский район, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала . Правообладатель земельного участка является: Буслаева Т.Н..

В данном случае, как видно из представленных документов, земельный участок с кадастровым номером разделенный в дальнейшем на два земельных участка со следующими кадастровыми (условными) номерами: :146 и 147, принадлежащий на праве собственности Буслаевой Т.Н. общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный: Тамбовская область, Пичаевский район, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала , относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, не использовался и продолжает не использоваться по целевому назначению для сельскохозяйственного производства, что привело к его зарастанию сорной травянистой растительностью. В соответствии с ГОСТом 16265-89 сорные растения (сорняки) благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения, создавая очаги распространения болезней и вредителей растений. Распространение сорных растений негативно сказывается на фитосанитарном состоянии земельных участков, освоение которых не возможно без применения значительного количества пестицидов, что вызывает излишнюю антропогенную нагрузку на почву, являющуюся неотъемлемой частью экологической системы. Одним из вредоносных факторов засорения является способность сорных растений выделять корнями в процессе вегетации токсичные продукты жизнедеятельности, изменяющие физико-химическую и биологическую среду почвы. При этом ухудшается плодородие почвы, так как при посеве культурные растения угнетаются под воздействием выделяемых веществ.

В соответствии с п.2 ст.20 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации. В силу ст.9 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Оспариваемый земельный участок расположен на территории субъекта Российской Федерации - Тамбовской области. Ст. 1 Закона Тамбовской области от 11.10.2002 г. №58-3 «О природных ресурсах и природопользовании в Тамбовской области» определяет объекты правового регулирования данного закона, которыми являются отношения в сфере использования, восстановления и охраны природных ресурсов области: земли, воздуха, недр, находящихся в пределах границ области. п. 1 ст. 6 вышеуказанного Закона конкретно перечисляет полномочия администрации области в сфере регулирования земельных отношений, а именно: разработка и выполнение областных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; участие в организации землеустройства и мониторинга земель; организация государственного контроля за использованием и охраной земель; и др. В соответствии с положением о комитете по управлению имуществом Тамбовской области, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 14 марта 2006 г. №226 (в редакции от 04.09.2009 г.) одной из задач комитета по управлению имуществом Тамбовской области, который является органом исполнительной власти области, является обеспечение реализации планов и программ Тамбовской области, связанных с регулированием имущественных отношений, в том числе земельными участками, проведением земельной реформы и рационального использования земель. Согласно п.4.1.7 вышеуказанного положения комитет имеет право выступать в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах как от имени Комитета, так и от имени Тамбовской области в защиту ее имущественных интересов, в том числе по поручению администрации области. На основании ч.1 ст. 14 Закона Тамбовской области от 05.12.2007 г. № 316-3 в редакции от 08.11.2010 «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области», который предоставляет комитету по управлению имуществом Тамбовской области право на обращение в суд с заявлением о понуждении собственника, землепользователя, землевладельца или арендатора к использованию по целевому назначению земельного участка в случае, если участок не используется или используется не в соответствии с его целевым назначением, если использование участка приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, их деградации либо значительному ухудшению экологической обстановки, если участок частично не используется в соответствии с теми целями, для которых он предназначен.

Доводы представителя истца подтверждаются следующими документами, находящимися в материалах дела: копией определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования 19/10-ЗК от 12.05.2010 г.; копией протокола об административном правонарушении от 12.05.2010 №967-10/ зк Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям; копией протокола осмотра помещений, территорий от 12.05.2010 г. Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям; копией предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства; копией постановления о назначении административного наказания № 25/10-зк от 19 05.2010; копией Постановление администрации Тамбовской области от 03.09.2009 №1050 «Об актуализации и увеличения налогооблагаемой базы по земельному налогу и эффективному пользованию земельных участков»; копией распоряжения администрации Тамбовской области от 04.09.2009 № 305-р «О создании рабочей группы по проверке соблюдения земельного законодательства в части создания рабочей группы по проверке соблюдения земельного законодательства в части использования земель сельскохозяйственного назначения от форм собственности»; копией акта проверки использования земель сельскохозяйственного назначения на территории Пичаевского района от 24.09.2009 г.; копией приложения к акту проверки от 24.09.2009 г. «Информация о неиспользуемой пашни и залежи земель сельскохозяйственного назначения в границах бывших сельскохозяйственных предприятий по всем формам собственности Пичаевского района по состоянию на 01.09.2009 г.»; копией выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя, физического лица от ДД.ММ.ГГГГ; копией выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ; копией выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ .

Каких-либо доказательств, опровергающих заявленные исковые требования Комитета по управлению имуществом <адрес> к Буслаевой Т.Н. о понуждении к обработке неиспользуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения, принадлежащего ей на праве собственности, на момент рассмотрения данного иска, в материалах дела не имеется, а так же отзыва на исковое заявление истца, Буслаева Т.Н. суду не представила.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований и возражений.

Истец – Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, как государственный орган на основании п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Согласно положения ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, определяется на основании ст.333.19 НК РФ, согласно которой при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц установлена госпошлина в размере 200 рублей. В связи с этим с Буслаевой Т.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей в местный бюджет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск комитета по управлению имуществом Тамбовской области удовлетворить.

Обязать Буслаеву Т.Н. обработать земельный участок, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером , расположенный в Тамбовской области, Пичаевском районе, в северной части кадастрового квартала в соответствие с агротехническими нормами с применением средств механического воздействия до 01 июля 2011 года.

Взыскать с Буслаевой Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, проживающая: <адрес> государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей в местный бюджет.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Пичаевский районный суд Тамбовской области в течение 10 дней.

Ответчик вправе подать заявление о пересмотре заочного решения в Пичаевский районный суд Тамбовской области в течение 7 дней с момента получения копии решения суда.

Судья: А.В. Макаров