Дело №2-3583/10
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
10 декабря 2010 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Соловьяновой Г.А.
при секретаре Овдиенко О.Ю.
с участием
представителей истца Кольцовой В.Ю.
администрации г.Пятигорска Рыбиной Е.В.
МУ «Управление имущественных
отношений администрации г.Пятигорска Агафоновой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении г.Пятигорска гражданское дело по иску Антонова О.Н. к администрации г. Пятигорска о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Антонов О.Н. является собственником жилого строения без права регистрации проживания, расположенного по адресу: г. Пятигорск, <адрес> на основании декларации об объекте недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется регистрационная запись № №
Постановлением администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ года № № утверждена в соответствии с определенными границами существующих смежных землепользователей общую площадь земельного массива <адрес> в количестве <данные изъяты>, и закреплено членами садоводческого товарищества садовые участки.
Постановлением главы города Пятигорска №№ от ДД.ММ.ГГГГ Антонову О.Н. предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок №№ под садоводство в <адрес> города Пятигорска площадью <данные изъяты> кв.м..
Между МУ «Управлением имущественных отношений администрации г. Пятигорска» в лице начальника Дмитрикова Г.М., действующего на основании Положения об Управлении, зарегистрированного в администрации г. Пятигорска Свидетельство о государственной регистрации, регистрационный №№ от ДД.ММ.ГГГГ, именуемый в дальнейшем «Арендодатель» и Антоновым О.Н. заключен договор аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, <адрес>, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Антонов О.Н. обратился в суд с иском к администрации г.Пятигорска о возложении обязанности на администрацию г.Пятигорска по предоставлению земельного участка №№ площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес> в собственность путем заключения договора купли-продажи данного земельного участка, т.к. данный вопрос в добровольном порядке разрешить не представляется возможным.
В судебном заседании представитель истца Кольцова В.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования подтвердила. Суду показала, что Антонов О.Н. является членом <данные изъяты> и собственником жилого строения без права регистрации проживания, расположенного по адресу: г. Пятигорск, <адрес> на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ чем выдано свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется регистрационная запись № № Постановлением главы города Пятигорска №№ от ДД.ММ.ГГГГ Антонову О.Н. предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок №№ под садоводство в <адрес> города Пятигорска площадью <данные изъяты> кв.м., в соответствии с чем между МУ «Управлением имущественных отношений администрации г. Пятигорска» и Антоновым О.Н. заключен договор аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка №№ площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по указанному адресу, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На заявление Антонова О.Н. в адрес администрации города о предоставлении в собственность данного земельного участка получил отказ, со ссылкой на то, что указанный земельный участок находится в границах природоохранной зоны и в соответствии с решением Думы г. Пятигорска от 19.10.2005года № 160-52 ГД, ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность. Просит суд возложить обязанность на администрацию г. Пятигорска Ставропольского края заключить с Антоновым О.Н. договор купли-продажи указанного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый № №, расположенный по адресу: г. Пятигорск, <адрес>
В судебном заседании представитель администрации г.Пятигорска Рыбина Е.В., действующая по доверенности, заявленные требования не признала. Суду показала, что согласно п.4 ст.94 ЗК РФ и решения Думы г.Пятигорска, в соответствии с п. 6 которого признаны частично изъятыми из оборота (ограниченными в обороте) и не предоставляемыми в частную собственность физических и юридических лиц земельные участки, включенные в состав отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Спорный земельный участок находится в границах зоны особо охраняемых природных территорий, ограничен в обороте и не может быть объектом сделок, в связи с чем просит в иске отказать.
В судебном заседании представитель МУ «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска Агафонова М.С., действующая по доверенности,, заявленные требования не признала. Суду показал, что согласно п.4 ст.94 ЗК РФ и решения Думы г.Пятигорска, в соответствии с п. 6 которого признаны частично изъятыми из оборота (ограниченными в обороте) и не предоставляемыми в частную собственность физических и юридических лиц земельные участки, включенные в состав отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Спорный земельный участок находится в границах зоны особо охраняемых природных территорий, ограничен в обороте и не может быть объектом сделок, в связи с чем просит в иске отказать.
В судебное заседание не явились истец Антонов О.Н., председатель <данные изъяты> которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. От них поступили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствии. Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание от истца не представлено. Заявлений с просьбой о переносе дела не поступало. Суд с согласия представителя администрации рассматривает дело в отсутствии вышеуказанных лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, инвентарного дела №2, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением администрации г. Пятигорска от 20 декабря 1996 года № 1862 утверждена в соответствии с определенными границами существующих смежных землепользователей общую площадь земельного массива <адрес> в количестве <данные изъяты> га, и закреплено членами садоводческого товарищества садовые участки (л.д.14).
Постановлением главы города Пятигорска №3143 от 15 декабря 2002 года Антонову О.Н. предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок №№ под <адрес> города Пятигорска площадью <данные изъяты> кв.м..
Между МУ «Управлением имущественных отношений администрации г. Пятигорска» в лице начальника Дмитрикова Г.М., действующего на основании Положения об Управлении, зарегистрированного в администрации г. Пятигорска Свидетельство о государственной регистрации, регистрационный №№ от ДД.ММ.ГГГГ, именуемый в дальнейшем «Арендодатель» и Антоновым О.Н. заключен договор аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, <адрес>, сроком с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что Антонов О.Н. является собственником жилого строения без права регистрации проживания, расположенного по адресу: г. Пятигорск, <адрес> на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется регистрационная запись № №
Антонов О.Н. является членом <данные изъяты> с 2002 года и пользуется земельным участком № № площадью <данные изъяты>. м., расположенного в г.Пятигорске, <адрес>
В ст. 9 и ст. 36 Конституции РФ, ст. 15 ЗК РФ закреплено право частной собственности на землю.
Ст. 27 ЗК РФ устанавливаются определенные требования к оборотоспо-собности и, соответственно, обороту земельных участков. При этом, в соответствии с данной статьей, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
Под оборотоспособностью земельного участка согласно ст. 129 ГК РФ, установившей общее понятие оборотоспособности гражданских прав, следует понимать возможность участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота и не ограничен в обороте. Соответственно, ограничением оборотоспособности является законодательно установленное ограничение при отчуждении или переходе земельного участка в порядке указанного выше универсального правопреемства.
При этом земельные участки, изъятые из оборота, в соответствии с указанной статьей ГК РФ должны быть прямо указаны в законе, а земельные участки, ограниченные в обороте (ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. В соответствии с ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Таким образом, ограничение, изъятие из оборота, а также допущение к обороту земельных участков должны быть урегулированы земельным законодательством (ЗК РФ) и иными Федеральными законами.
Отказывая Антонову О.Н. в предоставлении в собственность земельного участка в <данные изъяты> администрация г. Пятигорска сослалась на то, что данный испрашиваемый земельный участок находится в границах зоны особо охраняемых природных территорий и в соответствии с решением Думы г. Пятигорска от 19.10.2005 года № 160-52 ГД «Об утверждении границ отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, расположенных в границах муниципального образования город-курорт Пятигорск» ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность (л.д. 12).
Однако с данным выводом суд согласиться не может по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 года № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» курорт Пятигорск является курортом федерального значения. Земли в пределах курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
Постановлением СМ РСФСР от 09.07.1985 года № 300 определены участки границ трех зон (зона строгого режима, зона ограничений, зона наблюдения).
Однако ни в вышеуказанном Постановлении Правительства РФ от 17.01.2006 года № 14, ни в Постановлении СМ РСФСР ни 09.07.1985 года не регулируются земельные отношения, вопросы ограничения оборота земельных участков и передачи их в частную собственность.
В разделе восьмом ФЗ № 33 от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» (с последующими изменениями и дополнениями ФЗ от 3.12.2001 года № 196-ФЗ, от 29.12.2004 года № 199-ФЗ, от 09.05.2005 года № 45-ФЗ) установлены общие положения лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в виде округа горно-санитарной охраны или округа санитарной охраны. Порядок организации таких округов и особенности их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В ФЗ № 26-ФЗ от 23.02.1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, от 09.05.2005 года № 45-ФЗ, от 18.12.2006 года № 232- ФЗ, от 29.12.2006 года № 258-ФЗ) даются общие понятия курорта, а также округов санитарной (горно-санитарной) охраны как особо охраняемой природной территории с установлением в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, а также определены полномочия Правительства РФ на установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение (ст. 4). В ст. 6 названного закона определены полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, которые не содержат функций по определению зон, ограниченных в обороте (ст. 6).
В силу ст. 16 данного федерального закона в состав округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящие к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется : в первой зоне -пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
Изложенные нормы закона также не регулируют земельные отношения, а регулируют отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов, как в пределах особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.
Постановлением Правительства РФ № 1425 от 07.12.1996 года (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.12.2002 года № 909, от 19.07.2006 года № 449) утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, разработанное Правительством во исполнение указанных ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях».
Данное положение также не регулирует земельные отношения, а лишь определяет порядок организации Правительством РФ округов и особенности режима хозяйствования и природопользования в пределах их территорий. При этом, согласно п. 12 Положения, лишь на территории первой зоны, которая устанавливается для месторождения минеральных вод (скважин, источников месторождения грязи) запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Однако ответчик не представил доказательств в подтверждение того, что спорный земельный участок расположен на территории первой санитарной зоны (зоны строгого режима) курорта.
Кроме того, в п. 18 указанного Положения установлено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
В обоснование отказа в удовлетворении заявления истца о предоставлении спорного земельного участка в собственность путем выкупа, администрация г. Пятигорска сослалась лишь на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах особо охраняемых природных территорий и в подтверждение этому сослалась не на Постановление Правительства, как то требуется вышеназванным Федеральным законом, а на решение Думы города № 160-52 ГД, которым утверждены материалы проекта по установлению границ земель особо охраняемых территорий и объектов с особым правовым режимом их использования в границах муниципального образования г. Пятигорск, что нельзя признать законным и обоснованным.
При этом, испрашиваемый земельный участок относится к категории земель поселений, порядок использования которой определяется в соответствии с зонированием их территорий (ст. 83 ЗК РФ), что подтверждено выпиской из государственного земельного кадастра № № от ДД.ММ.ГГГГ
Доказательств, свидетельствующих о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с переводом спорного земельного участка из категории земель поселений в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов в порядке, предусмотренном ст. ст. 14, 15 ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», включения его в государственный кадастр в качестве особо охраняемой природной территории, исключенной или ограниченной в установленном законом порядке в обороте, ответчиком не представлено.
Ст. 8 ЗК РФ предусматривает порядок отнесения земель к категориям, установленным в ст. 7 ЗК РФ, перевода их из одной категории в другую. При этом в ст. 8 ЗК РФ установлено, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В п. 10 ст. 85 ЗК РФ установлено, что в черте городских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное и иное особо ценное значение. Такие земельные участки используются в соответствии с требованиями, установленными в ст. ст. 94-100 ЗК РФ, а земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятниковистории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
В ст. 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий.
В силу положений ст. 14 ФЗ «О государственном земельном кадастре» в ЕГР земель должны содержаться сведения, в том числе, о категории земель и разрешенном использовании земельного участка. Если это категория земель особо охраняемых территорий и объектов, как это установлено в ст. 7 ЗК РФ, эти сведения должны быть указаны в кадастре, чего нет в кадастровом плане спорного земельного участка, в котором категория земли установлена как земли поселений, но не земли особо охраняемых территорий, как того требует закон.
Ст. ст. 11, 28, 29 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в собственность юридических лиц за плату.
Анализ приведенных ответчиком в обоснование отказа в удовлетворении заявления истца о передаче в собственность спорного земельного участка норм закона, а также положения ст. 3 ЗК РФ свидетельствует о том, специальное законодательство применяется лишь к отношениям по использованию и охраны природных ресурсов, охране особо охраняемых природных территорий, к земельным же отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются лишь в случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Однако ЗК РФ спорные отношения, возникшие по данному делу, урегулированы.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению включают в себя, в том числе, земли поселений и земли особо-охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий.
В силу ст.ст. 94-96 ЗК РФ к землям особо-охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное ценное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования и оборота, для которых установлен особый правовой режим. Однако земли города курорта Пятигорск из оборота не изъяты и особый правовой режим для них в установленном законом порядке не установлен, в связи, с чем суд приходит к выводу, что отказ Антонову О.Н. в приобретении земельногоучастка за плату в собственность противоречит положениям ст. 27 ЗК РФ, в связи, с чем ссылка ответчика на то, что действующее законодательство не предусматривает порядок предоставления в частную собственность земель в составе особо охраняемых природных территорий, является несостоятельной, в связи с чем суд пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
Руководствуясь ст.56, 194-198 ГПК РФ, ст. 129 ГК РФ, ст.ст. 7, 8, 11, 15, 27, 28, 29, 85, 94-96 ЗК РФ,
Р Е Ш И Л:
Администрации г. Пятигорска передать в собственность Антонову О.Н. земельный участок №№, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г.Пятигорск <адрес> с кадастровым номером № заключения договора купли-продажи.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.
Судья: Г.А. Соловьянова