2-3591/2010



Дело № 2-3591/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2010 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Лопушанской Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Касабян И.К.,

с участием

заявителя Мосяго Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по заявлению Мосяго Л.А. о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица Мосяго Н.В.,

у с т а н о в и л:

В обоснование заявленных требований заявитель сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг Мосяго Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который был застрахованным лицом и за него уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Шестимесячный срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего пропущен по уважительной причине, поскольку Управление Пенсионного фонда несвоевременно известило ее о наличии пенсионных накоплений на индивидуальном лицевом счете умершего Мосяго Н.В. и праве на их получение.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица ГУ-УПФ РФ по г. Пятигорску, от которого поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Представлен письменный отзыв на заявление Мосяго Л.А., который приобщен к материалам дела.

С учетом мнения заявителя суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица ГУ-УПФ РФ по г. Пятигорску.

В судебном заседании Мосяго Л.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что являлась супругой умершего в августе 2008 г. в г. Пятигорске Мосяго Н.В. О наличии средств пенсионных накоплений на индивидуальном лицевом счете умершего и праве на их получение она узнала лишь в октябре 2010 г. из письма УПФ по г.Пятигорску, т.е. по истечении предусмотренного законом срока. В связи с изложенным причины пропуска срока просила признать уважительными.

В подтверждение заявленных требований заявителем представлены письменные доказательства, а именно:

- свидетельство о смерти Мосяго Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (II-ДН № от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которого он умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования № на имя Мосяго Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р.;

- свидетельство о заключении брака Мосяго Н.В. и ФИО3, с присвоением последней фамилии Мосяго Л.А. (серия II-ИО № выдано ДД.ММ.ГГГГ);

- паспорт гр-на РФ на имя Мосяго Л.А. № выдан ДД.ММ.ГГГГ УВД г.Пятигорска, с отметкой ЗАГС г. Пятигорска о регистрации брака с Мосяго Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р.;

- извещение ГУ-УПФ РФ по г. Пятигорску о праве на получение средств пенсионных накоплений умершего Мосяго Н.В. (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).

В письменном отзыве на заявление Мосяго Л.А. заинтересованное лицо ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску указало, что Мосяго Н.В., умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлся застрахованным лицом, за него уплачивались страховые взносы, на лицевом счете Мосяго Н.В. (СНИЛС №) имеются средства пенсионных накоплений, подлежащие выплате правопреемникам. С заявлением о распределении средств пенсионных накоплений конкретным лицам Мосяго Н.В. не обращался. Сведения о его смерти поступили в Управление ДД.ММ.ГГГГ Лицевой счет Мосяго Н.В. закрыт ДД.ММ.ГГГГ, однако Управление известило правопреемников умершего застрахованного лица о наличии средств пенсионных накоплений лишь ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не возражает против удовлетворения заявленных требований, т.к. заявитель является правопреемником умершего застрахованного лица.

В подтверждение указанных доводов представлен реестр сведений о смерти лиц, находящихся в системе государственного пенсионного страхования, поступивший ДД.ММ.ГГГГ из органа ЗАГС по г. Пятигорску в Управление, которым подтвержден факт смерти Мосяго Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., - ДД.ММ.ГГГГ Представлены данные по застрахованному лицу Мосяго Н.В., согласно которым лицевой счет Мосяго Н.В. закрыт ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав заявителя, исследовав и оценив с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности представленные доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующих причин.

С учетом ранее приведенных доказательств суд считает установленными юридически значимые факты, свидетельствующие о том, что Мосяго Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, а также то, что он являлся застрахованным лицом в системе государственного пенсионного страхования и на день смерти на его лицевом счете имелись средства пенсионных накоплений.

В соответствии с п. 12 ст. 9 и п. 12 ст. 16 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в случае наступления смерти застрахованного лица до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (далее - пенсионные накопления), выплачиваются либо лицам, указанным в заявлении данного застрахованного лица, либо родственникам застрахованного лица, к числу которых относятся в первую очередь его дети, супруг и родители.

Из отзыва Управления следует, что Мосяго Н.В. не обращался с заявлением, которым на случай своей смерти определял своих правопреемников.

С учетом указанных требований закона и представленных заявителем доказательств суд считает установленным, что Мосяго Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась супругой застрахованного лица Мосяго Н.В., а потому его правопреемником, имеющим право на получение средств пенсионных накоплений Мосяго Н.В., учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, поскольку смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п. 3 ст. 38 ФЗ № 111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», ст.2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 года № 741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом РФ накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета», выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений осуществляются при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Пропустившим установленный федеральным законом срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен судом по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок.

Суд считает установленным, что в предусмотренный законом срок заявитель не обратился с заявлением о выплате пенсионных накоплений застрахованного лица Мосяго Н.В.

В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании ст. 5 Закона об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии средства пенсионных накоплений являются федеральной собственностью.

На момент смерти застрахованного лица в силу ФЗ № 111-ФЗ у Пенсионного фонда РФ возникает обязанность выплатить правопреемникам (родственникам) средства пенсионных накоплений, что свидетельствует об отсутствии спора о праве, а потому вопрос о восстановлении срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица подлежит рассмотрению в порядке особого производства.

При этом восстановление срока для обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, зависит от усмотрения суда, которое обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, повлекших пропуск названного срока.

Суд считает, что такие обстоятельства в данном случае имели место.

Так, предусмотренные ст. 9 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" права правопреемников умершего застрахованного лица на получение средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются его родственникам в установленном порядке.

Упомянутый порядок таких выплат согласно ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ от 24.07.2002 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" должен закрепляться соответствующим постановлением Правительства РФ.

Правила выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утверждены Постановлением Правительством РФ № 741 3.11.2007 г.

В соответствии с п. 8 данных Правил территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица получив документ, содержащий сведения о его смерти, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.

Исходя из принципа разумности и с учетом предусмотренных законом сроков на обращение правопреемника застрахованного лица в УПФ за получением средств пенсионных накоплений, безусловно следует, что последний должен извещать правопреемников о наличии указанного права до истечения шестимесячного срока с момента получения сведений о смерти застрахованного лица.

Однако, как согласно доводам заявителя, так и согласно письменному отзыву ГУ УПФ по г. Пятигорску Управление известило об этом правопреемника застрахованного лица Мосяго Н.В. по истечении 6 месяцев после его смерти, а точнее ДД.ММ.ГГГГ,т.е. спустя более двух лет.

При этом ГУ УПФ по г. Пятигорску своевременно располагало сведениями о смерти Мосяго Н.В., в подтверждение чего Управлением представлены надлежащие письменные доказательства: а именно - реестр смерти лиц, находящихся в системе государственного пенсионного страхования.

С учетом изложенного суд считает, что срок на обращение за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица Мосяго Н.В., подлежит восстановлению, т.к. пропущен заявителем по уважительной причине, а именно, в связи с ненадлежащим неисполнением ГУ УПФ по г.Пятигорску обязанности по своевременному извещению правопреемников застрахованного лица о праве на получение средств пенсионных накоплений.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление Мосяго Л.А..

Восстановить Мосяго Л.А. срок на обращение в ГУ УПФ по г. Пятигорску за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета № застрахованного лица Мосяго Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 дней.

Судья Лопушанская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200