решение по гражданскому делу № 2-3513/10



дело № 2-3513/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2010 года город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пакова Н.Н.,

при секретаре Чернобай Е.С.,

с участием:

представителя истца Голубничего В.В.,

представителя

ответчика ФСГРКК по СК Лысогор А.В.,

представителя 3 лица

администрации г.Пятигорска Рыбиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Товмасян Т.М. к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по СК об устранений препятствий государственной регистрации договора аренды земельного участка,-

установил:

Товмасян Т.М. обратилась в Пятигорский городской суд с исковым заявлением к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по СК об устранений препятствий государственной регистрации договора аренды земельного участка, в котором просит обязать Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по СК зарегистрировать за ней право аренды земельного участка №195, расположенного по адресу: г. Пятигорск, район «Сельхозтехника», ул. ………., кадастровый номер 26:……………….. и выдать свидетельство о государственной регистрации договора аренды земельного участка № 73/09Д от 06.07.2009г.

В судебном заседании представитель истца, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности Голубничий В.В. поддержал в полном объеме заявленные исковые требования и пояснил, что Постановлением главы города Пятигорска № 1582 от 16.06.2003г., Товмасян Т.М. был предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 800 кв.м. по адресу: г. Пятигорск, р-н «Сельхозтехники», участок № 195 (адрес в настоящее время - г. Пятигорск, ул. ………………) под строительство индивидуального жилого дома. Постановлением руководителя администрации города Пятигорска №5538 от 16.11.2006 срок аренды земельного участка был продлён на 10 лет - до 16.11.2016 года. Этим же постановлением ей было выдано разрешение на строительство жилого дома сроком на 10 лет и она приступила к строительству жилого дома. В июле 2009 года она обратилась в администрацию г. Пятигорска с заявлением о заключении договора аренды земельного участка на основании вышеуказанных постановлений, поскольку наличие права аренды на землю является необходимым условием для сдачи жилого дома в эксплуатацию и последующей государственной регистрации права собственности на жилой дом. 06 июля 2009 года МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» заключило с ней договор аренды земельного участка № 73/09Д сроком на 10 лет (с 16.11.2006 по 16.11.2016).В соответствии со ст. 609 ГК РФ, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. 28.09.2010 г. она обратилась в Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации договора аренды на вышеуказанный земельный участок. Однако, уведомлением от 12.10.2010 Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю сообщил ей о приостановлении государственной регистрации права сославшись на то, что «…не представлены документы, подтверждающие соблюдение процедуры аукциона по продаже земельного участка». Данные действия считает неправомерными по следующим основаниям: арендные отношения на вышеуказанный земельный участок фактически сложились в 2003 году, когда ей и был предоставлен данный земельный участок, и никто из сторон договора не возражал против этого. Земельный участок предоставлялся в соответствии с действовавшим тот момент законодательством РФ.

В соответствии со ст. 30 Земельного Кодекса РФ, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного Кодекса РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. Нормы права о предоставлении земельных участков под ИЖС на аукционах были введены Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ, действующей с 1 октября 2005 года, т.е. после предоставления ей данного земельного участка в аренду. Кроме того, на данном земельном участке стоит ее жилой дом, построенный в соответствии с действующим законодательством РФ.

Просит суд обязать Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по СК зарегистрировать за ней право аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Пятигорск, район «Сельхозтехника», ул. ………….., кадастровый номер 26:…………….. и выдать свидетельство о государственной регистрации договора аренды земельного участка № 73/09Д от 06.07.2009г.

Представитель Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК, действующая на основании доверенности Лысогор А.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что при проведении правовой экспертизы документов, представленных Товмасян Т.М., установлено, что за государственной регистрацией договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: г. Пятигорск, район Сельхозтехники, ул. Инженерная, 2в, участок №195. Согласно представленным документам земельный участок предоставлен под строительство индивидуального жилого дома. Однако документов, свидетельствующих о соблюдении порядка предоставления земельного участка, не представлено. В соответствии с ч.3 ст. 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В этом случае, в соответствии с п.2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах в соответствии со ст. 38 ЗК РФ. Согласно подпункта 3 п.4 ст. 30 ЗК РФ передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемый для такой передачи земельных участков в случае если имеется только одна заявка. В случае предоставления земельного участка для строительства в случаях, когда предварительное согласование не проводится, т.е. для целей, указанных в п. 11 ст. 30 ЗК РФ, на государственную регистрацию для проверки законности сделки должны быть представлены документы, подтверждающие проведение торгов, протокол о результатах торгов. Если торги не проводились- копия заблаговременного сообщения в средствах массовой информации о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков и сведения о поступлении только одной заявки на приобретение земельного участка. В течении срока, установленного для государственной регистрации, данные документы представлены не были. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. Между тем, на государственную регистрацию сдан указанный договор аренды 06.07.2009г., а документы подтверждающие соблюдение процедуры заключения договора определенной в указанной выше норме на государственную регистрацию не представлено, постановлением главы г. Пятигорска от 16.06.2003г. о предоставлении земельного участка в аренде истцу, она данное право не реализовала в 2003г., а обратилась на регистрацию в 2009г. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель администрации г. Пятигорска, действующий на основании доверенности Рыбина Е.В., в судебном заседании доводы заявления просила рассмотреть в соответствии с законом.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает, что требования заявителя обоснованными на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно ст. 254 ГПК РФ в суде может быть оспорено решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если нарушены их права и свободы гражданина.

Конституция Российской Федерации провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7).

В соответствии с ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.1993г. (в ред. от 14.12.1995 № 197-ФЗ) каждый гражданин имеет право обратиться в суд, если нарушены его права и свободы, а также созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.

В силу ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течении трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Товмасян Т.М. 28.09.2010 года обратилась в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по СК для регистрации договора аренды земельного участка, 12.10.2010 года истец получил отказ в государственной регистрации прав.

Таким образом, срок на обжалование бездействия Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК заявителем не пропущен.

Земельный кодекс РФ в силу ст.1 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» вступил в законную силу с 30.10.2001 года со дня его официального опубликования.

Федеральным Законом № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 21.10.1994г. предусмотрено, что глава 17 ГК РФ вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

Согласно требований ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно требованию ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с требованиями ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу требований п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Согласно требований ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

В силу ст. 20 названного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 данного закона основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Согласно п. 2 обязательным приложением к представляемым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи документам является кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества. Таким образом, бездействие администрации, препятствующее в оформлении договора аренды земельного участка с Товмасян Т.М. является неправомерным.

Согласно ст. 22 ЗК РФ граждане имеют право на приобретение права аренды на земельный участок.

Земельный участок под объектом незавершенного строительства отнесен к землям поселений, которые в силу ст.ст. 83,85 ЗК РФ предназначены и используются для застройки и развития городских и сельских поселений.

Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях ЗК РФ.

Из выше изложенного следует, что Товмасян Т.М. имеет исключительное право на приобретение права аренды земельного участка.

Таким образом, отказ в регистрации договора аренды земельного участка является незаконным, а нарушенное право соответственно подлежит восстановлению путем понуждения соответствующего органа к регистрации.

В соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 60 Земельного Кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из указанного следует, что Товмасян Т.М. имеет исключительное право на заключение договора аренды земельного участка.

Поскольку Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ Товмасян Т.М. разрешено использовать земельный участок на праве аренды, и это право может быть ограничено лишь федеральным законом, то очевидно, что бездействие администрации по вопросу заключения договора аренды на земельный участок площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. …………………… кадастровый номер 26:…………….. является незаконным, а нарушенное право соответственно подлежит восстановлению.

Анализ указанных доказательств и их оценка каждого в отдельности и в совокупности дает основания суду считать, что заявленные требования Товмасян Т.М. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Товмасян Т.М. к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по СК об устранений препятствий государственной регистрации договора аренды земельного участка- удовлетворить.

Обязать Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по СК зарегистрировать за Товмасян Т.М. право аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. ………., кадастровый номер 26:……………. и выдать свидетельство о государственной регистрации договора аренды земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течении 10 дней, со дня принятия его судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Пятигорский городской суд.

Судья Н.Н.Паков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200