Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2010 года Пятигорский городской суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи - Бегиашвили Ф.Н.,
при секретаре - Овчинниковой А.С.,
с участием:
представителя истца Алхазовой Е.А. - Спивак Ю.А., (действующей по доверенности),
представителя администрации города Пятигорска и Управления архитектуры и градостроительства города Пятигорску - Рыбиной Е.В., (действующей по доверенностям),
рассмотрев открытом судебном заседании, в помещении суда, в городе Пятигорске, гражданское дело по иску Алхазовой Е.А. к Алхазову Н.И. и администрации города Пятигорска о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с исковыми требованиями к администрации города Пятигорска и Алхазову Н.И о признании права собственности на нежилое строение литер «Н», общей площадью - 400,7 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>.
Свои требования истец мотивирует тем, что Алхазов Н.И. является собственником земельного участка, площадью - 18153,72 квадратных метров, под производственной базой, с кадастровым номером <данные изъяты>, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в УФРС РФ по СК ДД.ММ.ГГГГ. На указанном земельном участке она самовольно, без согласования с органами местного самоуправления, своими силами и средствами возвела строение литер «Н» - склад, площадью - 400,7 квадратных метров.ДД.ММ.ГГГГ между нею и Алхазовым Н.И. было заключено письменное соглашение о передаче ей в собственность указанного строения.По окончании строительства указанный объект был поставлен на кадастровый учет объектов недвижимости, получен технический паспорт.Указанное строение соответствует противопожарным, санитарным, техническим и иным нормам.Она обратилась в администрацию города Пятигорска с заявлением о введении строения в эксплуатацию, однако, ДД.ММ.ГГГГ, получил отказ.В ином порядке, кроме судебного признать право собственности на указанное строение, не представляется возможным. Просит суд признать за ней право собственности на нежилое строение - склад, литер «Н», общей площадью - 400,7 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Алхазовой Е.А. - Спивак Ю.А., действующая по доверенности, просила суд признать за истцом право собственности на самовольно возведенное нежилое строение - склад, литер «Н», по адресу: <адрес>, на земельном участке, площадью - 18153,72 квадратных метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации города Пятигорска и Управления архитектуры и градостроительства города Пятигорску - Рыбина Е.В., действующая по доверенностям, в судебном заседании пояснила, что самовольно возведенная постройка соответствует строительным, противопожарным нормам, а также нормам СНиП и, не создают угрозу жизни и здоровья граждан, однако возражает против удовлетворения иска, так как истец при возведении постройки нарушил установленный порядок застройки и оформления постройки, а именно, в нарушение ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, не получил разрешение на строительство. Просит суд рассмотреть заявленные истцом требования и вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Ответчик Алхазов Н.И.,надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и о причинах уважительности своей неявки суд в известность не поставил.
Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в соответствии с требованиями ст. 167 ч. 3 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, материалы гражданского и инвентарного дел, суд, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к следующему.
Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По иску, заявленному лицом, не имеющими на период возведения самовольной постройки права на земельный участок либо на расположенные на нем строения, правовое значение имеют обстоятельства, связанные с получением согласия собственника земельного участка на возведение постройки на данном участке. Эти лица должны представить суду доказательства, свидетельствующие о том, что они участвовали в строительстве по соглашению с собственником земельного участка о создании собственности на возводимую постройку и именно в этих целях вкладывали свой труд и (или) средства.
Основанием для возведения истцом нежилого строения, литер «Н», - склад, площадью - 400,7 квадратных метров явилось соглашение от ДД.ММ.ГГГГ между нею и Алхазовым Н.И. о возведении строения (л. д. 11-12).
На момент рассмотрения заявленных требований указанное соглашение, в установленном законом порядке не оспорено сторонами и не отменено.
На основании ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Конституцией РФ гарантируется право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (ст.ст. 8 и 35).
Вместе с тем, исходя из общеправового принципа справедливости, защита права собственности и иных вещных прав, а также прав и обязанностей сторон в договоре, должна осуществлять на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, сторон в договоре, третьих лиц. При этом возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом.
ГК РФ (п. 1 ст. 1) не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты, граждане вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению.
Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ч. 1 ст. 260 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Статья 263 допускает договор, в силу которого право на строение возникает у иных лиц без изменения прав на земельный участок. В то же время из ст. 263 следует, что право на строение, возведение не собственником, а иным лицом не для собственника, хотя бы и на участке собственника, не приобретается собственником участка. Если такое строение возводилось другим лицом вопреки воле собственника, то собственник вправе приобрести его не иначе как в порядке п. 3 ст. 222 ГК при условии компенсации расходов на постройку. Если соглашение с собственником имелось, то судьба строения определяется этим соглашением.
На основании ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые были связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента его совершения.
В соответствии со ст.ст.153, 154 ГК РФ сделки - это волевые действия, направленные на установление, изменение или прекращения прав и обязанностей, т.е. на достижение определенного правового результата.
Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли сторон.
Действительной может быть признана лишь сделка, в которой волеизъявление лица соответствует его действительной воле.
Как усматривается из объяснений истца и представленных в суд письменных доказательств, истцом выражена воля на возведение нежилого строения и приобретения его в собственность на земельном участке, принадлежащем Алхазову Н.И. на праве собственности, а ответчиком по делу Алхазовым Н.И. выражена воля на приобретение истцом права собственности на возведенное им строение и дача согласия истцу на возведение указанного строения на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письменного заявления Алхазова Н.И. усматривается, что он, по существу, признает требования истца.
Произвести государственную регистрацию права собственности через соответствующие регистрационные органы, истец не мог и не может в связи с тем, что строение не принято в эксплуатацию соответствующими органами (л. д. 8).
Указанные условия сторонами выполнены, и заключенное между ними соглашение не содержит ничего противозаконного.
На момент рассмотрения дела по существу, ответчик, в условиях состязательности процесса, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, не представил суду бесспорных доказательств в опровержение заявленных истцом требований, а также не предъявил иск о расторжении, заключенного в простой письменной форме соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Тот факт, что истец, в ином порядке кроме судебного, не может восстановить нарушенное право собственности, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и по существу признан ответчиком.
Таким образом, сделка, совершенная между истцом и ответчиком соответствует требованиям закона.
Техником ГУП «Крайтехинвентаризация», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выполнен технический паспорт нежилого строения литер «Н», расположенного по адресу: <адрес>, из которого следует, что площадь указанного строения составляет - 400,7 квадратных метров (л. д. 17-25).
В соответствии со ст. 62 Градостроительного кодекса РФ - разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства (ч. 1. ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ).
Как бесспорно установлено в судебном заседании, и это обстоятельство не отрицается сторонами по делу, истец не имеет соответствующего разрешения на строительство объектов капитального строительства.
Отсутствие надлежаще утвержденной проектной документации и разрешения на строительство само по себе не может служить безусловным основанием к отказу в иске о признании права собственности на самовольно возведенное строение.
На основании ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является строение, сооружение или другое недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, или без получения на это специального разрешения.
Часть 3 ст. 222 ГК РФ (в редакции ФЗ РФ № 93-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), допускает возможность признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке, за лицом, осуществившим постройку, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, что позволяет исключить необоснованный снос капитального строения, отвечающего санитарным и техническим нормам и не создающего угрозу жизни и здоровья других лиц.
Судом, бесспорно, установлено, и эти обстоятельства подтверждаются материалами данного гражданского дела, земельный участок, из земель населенных пунктов, под производственной базой, площадью - 18153,72 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежит ответчику Алхазову Н.И. на праве собственности, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в УФРС РФ по СК ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 9).
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (ч. 2 ст. 264 ГК РФ).
Возведенное строение, литер «Н», расположенное по адресу: <адрес>, по мнению суда, нельзя признать действием, посягающим на угрозу жизни и здоровья других лиц и не отвечающим противопожарным и техническим нормам.
Согласно технического обследования, произведенного ООО «Пятигорское конструкторское бюро», имеющего лицензию на соответствующий вид деятельности,основные конструктивные элементы строения литер «Н», расположенного по адресу: <адрес> - фундаменты, стены, перекрытия находятся в хорошем состоянии, усиление конструкций не требуется, жизни, и безопасности людей не угрожают и соответствуют требованиям СНиП «Строительство в сейсмических районах» и СНиП 2.11.01-85* «Складские помещения» (л. д. 13-16).
Согласно сведений, содержащихся в техническом паспорте нежилого строения литер «Н», расположенного по адресу: <адрес>, выполненного техником ГУП «Крайтехинвентаризация», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанное строение электрифицировано.
Согласно акта проверки работоспособности пожарной сигнализации от ДД.ММ.ГГГГ, технические средства сигнализации, в нежилом помещении, литер «Н», по адресу: <адрес>, являются работоспособными (л. д. 10).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Ввиду того, что истцом не получено соответствующего разрешения, он не имеет возможности в надлежащем порядке зарегистрировать право собственности на объект недвижимости в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Возведенная истцом постройка соответствует градостроительным, строительным нормам и правилам, при возведении указанного строения не нарушены законные права других лиц, не создаётся угрозы жизни и здоровью граждан.
В соответствии со ст. ст. 40 и 41 Земельного кодекса РФ собственники, землепользователи и арендаторы земельных участков имеют право возводить на них объекты недвижимости, включая строительство жилых и нежилых зданий, сооружений.
Учитывая, что проведённые истцом строительные работы не угрожает жизни и здоровью людей, суд находит данные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации, основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним является вступившее в законную силу решение суда.
В силу ст. 218 ч. 1 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Ст. 219 ГК РФ предусматривает право собственности на здания, сооружения и другое, вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В условиях состязательности гражданского процесса, когда в соответствии со ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суду не представлено доказательств опровергающих законность и обоснованность заявленных истцом требований.
Анализ указанных доказательств и их оценка в отдельности каждого и в их совокупности, свидетельствует о том, что указанное строение, не создают угрозу жизни и здоровья граждан, соответствует противопожарным нормам, целевому назначению земельного участка, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
С учетом исследованных в судебном заседании материалов гражданского дела, суд принимает во внимание обстоятельства, имеющие юридическое значение: соблюдение целевого назначения земельного участка и разрешенного использования нежилого помещения, соблюдение прав и законных интересов других лиц, отсутствие данных о нарушении истцом строительных, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании изложенного суд считает, что заявленные Алхазовой Е.А. требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 338 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать за Алхазовой Е.А. право собственности на самовольно возведенное нежилое строение литер «Н» - склад, площадью - 400,7 квадратных метров, расположенное по адресу: <адрес>, на земельном участке, площадью - 1387,00 квадратных метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности на нежилое строение литер «Н» - склад, площадью - 400,7 квадратных метров, расположенное по адресу: <адрес>, за Алхазовой Е.А.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы.
Судья Ф. Н. Бегиашвили