Дело № 2-3709/10РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ20 декабря 2010 года город ПятигорскПятигорский городской суд Ставропольского края в составепредседательствующего судьи Лихомана В.П., при секретаре Лазгиян А.С.,
с участием
заявительницы Земляковой Е.В.,
представителя заинтересованного лица -
Управления Федеральной службы регистрации,
кадастра и картографии по Ставропольскому краю Лысогор А.В.,
участвующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело № 2-3709/10 по заявлению Земляковой Е.В. о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю обязанности по проведению государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
В заявлении и судебном заседании Землякова Е.В., в обоснование заявленных требований суду сообщила, что согласно протоколу заседания ГЖК от ДД.ММ.ГГГГ и постановлению главы Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлен в аренду земельный участок под строительство индивидуального жилого дома.
В 2009 году она завершила строительство жилого дома общей площадью <данные изъяты> и обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, с целью проведения государственной регистрации права на указанный жилой дом, предоставив все необходимые для этого документы. Однако, ей было отказано в связи с тем, что не исполнено требование, указанное в постановлении главы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ и не заключен договор аренды на данный земельный участок, к тому же, право аренды указанным постановлением было предоставлено только на три года.
В связи с этим она обратилась в администрацию г. Пятигорска, где получила постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ и площади земельного участка под завешенным строительством индивидуальным жилым домом <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м и предоставлении его в аренду Земляковой Е.В.».
ДД.ММ.ГГГГ между ней и МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» был заключен договор № аренды земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым №, в границах, указанных в кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком на 11 месяцев.
В ноябре 2010 года она вновь обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с целью проведения государственной регистрации права на жилой дом.
10 декабря 2010 года она получила уведомление об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором было отказано в проведении государственной регистрации по следующим основаниям.
Как указано в отказе, в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок был предоставлен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Но в договоре указано, что земельный участок предоставлен не для индивидуального жилищного строительства, а под завершенным строительством индивидуальным жилым домом.
Как следует из постановления главы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, ей в аренду сроком на три года был предоставлен под строительство индивидуального жилого дома земельный участок. Этим же постановлением на нее возлагалась обязанность по заключению договора аренды. Надлежащим образом оформленный и зарегистрированный договор аренды не представлен, следовательно у нее отсутствует предусмотренный законодательством правоустанавливающий документ на земельный участок.
В соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства земельный участок предоставляется гражданину без предварительного согласования места его размещения. В этом случае, в соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах.
Согласно пп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Документов, подтверждающих, что указанный порядок предоставления земельного участка соблюден, предоставлено не было.
Из представленного кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок, на котором расположен данный жилой дом, полностью входит во вторую зону округа санитарной охраны города Пятигорска.
Положением «Об округах санитарной горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1996 года № 1425, на территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе строительство жилых домов.
Указанные обстоятельства явились препятствием в проведении государственной регистрации и основанием для последующего отказа в регистрации в порядке п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
По ее запросу в МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» от ДД.ММ.ГГГГ, было разъяснено, что торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка № в жилом массиве <адрес>, в настоящее время - <адрес> (кадастровый номер №) для индивидуального жилищного строительства не проводилось. Предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство по ранее действующему порядку до принятия нового ЖК РФ осуществлялось на основании решений городской жилищной комиссии.
Согласно п.п. 13 и 25.5 «Правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ставропольском крае», утвержденных решением крайисполкома от 21 ноября 1990 года № 325, предоставление земельных участков производилось при условии прохождения гражданами этой комиссии и постановки в общегородскую очередь, с последующим снятием их с общегородской очереди при предоставлении земельного участка.
Вступивший в силу с 30 октября 2001 года ЗК РФ на момент издания постановления о предоставлении в аренду земельного участка не раскрывал в полном объеме порядка и правил предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. В связи с чем, при рассмотрении данных вопросов администрация г. Пятигорска руководствовалась вышеуказанными правилами и в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ.
Землякова Е.В. в судебном заседании просила суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - Пятигорский отдел произвести государственную регистрацию права собственности на жилой дом <адрес>.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Лысогор А.В. возражала против заявленных Земляковой Е.В. требования, по основаниям, изложенным в уведомлении об отказе в государственной регистрации права, просила суд разрешить спор в соответствии с законом.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - администрации г. Пятигорска, извещенный о времени и месте судебного разбирательства не явился.
От представителя заинтересованного лица - администрации г. Пятигорска Рыбиной Е.В. поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 и ч. 2 ст. 257 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица.
Выслушав объяснения заявительницы и заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела и содержащиеся в них письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно представленным в суд надлежащим письменным доказательствам, Земляковой Е.В. на основании протокола заседания ГЖК от ДД.ММ.ГГГГ и постановления главы Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в аренду из земель поселений земельный участок сроком на 3 года, площадью <данные изъяты> кв.м в жилом массиве <адрес>, под строительство индивидуального жилого дома.
В 2009 году Землякова Е.В. завершила строительство жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м и обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с целью проведения государственной регистрации права собственности указанного жилого дома, представив предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, однако регистрация была приостановлена в связи с тем, что не исполнено требование, указанное в постановлении главы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ и не заключен договор аренды на данный земельный участок, к тому же право аренды указанным постановлением было предоставлено только на три года.
Постановлением руководителя администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены границы и площадь земельного участка под завешенным строительством индивидуальным жилым домом <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м и данный земельный участок предоставлен Земляковой Е.В. в аренду.
ДД.ММ.ГГГГ года между Земляковой Е.В. и МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» заключен договор № аренды земельного участка, согласно которому ей предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, в границах, указанных в кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком на 11 месяцев - по ДД.ММ.ГГГГ.
В ноябре 2010 года Землякова Е.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с целью проведения государственной регистрации жилого дома.
10 декабря 2010 года она получила сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно содержанию указанного сообщения, в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок был предоставлен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Но в договоре указано, что земельный участок предоставлен не для индивидуального жилищного строительства, а под завершенным строительством индивидуальным жилым домом.
Как следует из постановления главы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, Земляковой Е.В. в аренду сроком на три года был предоставлен под строительство индивидуального жилого дома земельный участок. Этим же постановлением на нее возлагалась обязанность по заключению договора аренды. Надлежащим образом оформленный и зарегистрированный договор аренды не представлен, следовательно, у нее отсутствует предусмотренный законодательством правоустанавливающий документ на земельный участок.
В соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства земельный участок предоставляется гражданину без предварительного согласования места его размещения. В этом случае, в соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах.
Согласно пп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Документов, подтверждающих, что указанный порядок предоставления земельного участка соблюден, предоставлено не было.
Из представленного кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок, на котором расположен данный жилой дом, полностью входит во вторую зону округа санитарной охраны города Пятигорска.
Положением «Об округах санитарной горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1996 года № 1425, на территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе строительство жилых домов.
Указанные обстоятельства явились препятствием в проведении государственной регистрации и основанием для последующего отказа в регистрации в порядке п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Суд находит отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в государственной регистрации права собственности за Земляковой Е.В. на жилой дом необоснованным по следующим основаниям.
Правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором заявительницей произведено строительство, и предоставление которого для государственной регистрации права необходимо в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между Земляковой Е.В. и МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска».
В соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства земельный участок предоставляется гражданину без предварительного согласования места его размещения. В этом случае, в соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах.
Согласно пп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Как указано в сообщении об отказе в государственной регистрации прав, документов, подтверждающих, что указанный порядок предоставления земельного участка соблюден, предоставлено не было.
Однако, суда считает указанный довод несостоятельным, поскольку предусмотренный п. 4 ст. 30 ЗК РФ порядок предоставления земельного участка должен был быть соблюден органом местного самоуправления, так как организация торгов входит в его компетенцию и заявительница, из-за неисполнения возложенных ЗК РФ на орган местного самоуправления обязанностей, не может быть лишена права, гарантированного ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации в силу ст. 219 ГК РФ.
Из представленного кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок, на котором расположен данный жилой дом, входит во вторую зону округа санитарной охраны города Пятигорска.
По мнения регистратора, Положением «Об округах санитарной горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1996 года № 1425, на территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе строительство жилых домов.
Однако, как следует из п. 13 Положения «Об округах санитарной горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1996 года № 1425, строительство жилых домов на территории второй зоны запрещается лишь в случае отсутствия централизованных систем водоснабжения и канализации.
Как следует из представленных заявительницей документов, возведенный ею жилой дом обеспечен централизованной системой водоснабжения и канализации, кроме того, земельный участок, на котором произведено строительство, предоставлен заявительнице в аренду из земель населенных пунктов.
С учетом положений ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и ст. 6 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 48661 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», при которых на государственные органы, учреждения, решения которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых решений, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю не представлены достаточные документальные доказательства того, что Земляковой Е.В. не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации права собственности на возведенный жилой дом.
При изложенных обстоятельствах, установленных судом, отсутствовали основания к отказу Земляковой Е.В. в государственной регистрации за ней право собственности на жилой дом по <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 167, 194-199, 254 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Возложить на Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю обязанность по государственной регистрации за Земляковой Е.В. права собственности на жилой дом №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, через Пятигорский городской суд путем подачи кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья В.П. Лихоман