решение по делу № 2-431_2011



Дело № 2-431/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 февраля 2011 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шевляковой И.Б.

при секретаре судебного заседания Карташовой С.П.,

с участием

истца Пешеходько М.В.,

представителя ответчика Администрации г. Пятигорска Рыбиной Е.В.,

представителя МУ «Управления имущественных отношений

Администрации г. Пятигорска» Агафоновой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Пешеходько М.В. к Администрации города Пятигорска о возложении обязанности по передаче земельного участка в собственность за плату,

У С Т А Н О В И Л :

Пешеходько М.В. является членом Садоводческого некоммерческого товарищества «Ромашка» редакции газеты «Кавказская здравница» (массив №) г. Пятигорска.

Пешеходько М.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Пятигорска о возложении обязанности по передаче в собственность за плату земельного участка №, общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: г. Пятигорск, СНТ «Ромашка» редакции газеты «Кавказская здравница» (массив №).

В судебном заседании Пешеходько М.В. требования поддержала и в обоснование иска пояснила, что она является членом СНТ «Ромашка» редакции газеты «Кавказская здравница» (массив №). Решением Исполнительного комитета Пятигорского городского совета народных депутатов от 10.04.1964 года садоводческому товариществу был выделен земельный участок под коллективное садоводство площадью 17 000 кв.м Согласно решению Исполнительного комитета Пятигорского городского совета народных депутатов от 11.09.1986 года № 1125 СНТ «Ромашка» редакции газеты «Кавказская здравница» отведен земельный участок, площадью 4,83 га. Постановлением руководителя Администрации г. Пятигорска от 22.09.2008 года № 5085 утверждены границы и площадь земельного участка в соответствии с материалами инвентаризации без указания вида права. В ее пользовании находится земельный участок №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, которым она пользуется с момента принятия в члены садоводческого товарищества. При обращении в Администрацию г. Пятигорска по вопросу приобретения за плату данного земельного участка ей было отказано по тем основаниям, что земельный участок находится в границах зоны особо охраняемых природных территорий и в соответствии с решением Думы г. Пятигорска от 19.10.2005 года № 160-52 ГД ограничен в обороте. Однако она несет расходы по содержанию земельного участка, пользуется земельным участком, который отнесен к категории земель поселений и ограничений в обороте или изъятия из оборота, касающихся природоохранной зоны в правоустанавливающих документах не зарегистрировано. Данный земельный участок не имеет природоохранного значения, на нем отсутствуют целебные или иные источники, не имеется каких либо исторических и культурных объектов, указанный земельный участок не имеет особого рекреационного и научного значения. Поскольку изъятие из оборота земельных участков, относящихся к категории земель поселений возможно лишь в установленном законом порядке на основании федерального законодательного акта, каковой отсутствует, просит возложить обязанность на Администрацию г. Пятигорска по передаче ей в собственность за плату земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м путем заключения договора купли-продажи.

Представитель ответчика Администрации г. Пятигорска Рыбина Е.В. исковые требования не признала, считает иск подлежит отклонению по тем основаниям, что в соответствии с действующим законодательством оборот земель, находящихся в границах зоны особо охраняемых природных территорий, ограничен, спорный земельный участок расположен в границах зоны особо охраняемых природных территорий, в соответствии с решением Думы г. Пятигорска от 19.10.2005 года № 160-52 ГД ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность, а все выделенные указанным решением зоны, расположены в границах санитарно-охранной зоны г. Пятигорска, являющейся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 года № 14 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 особо охраняемой природной территорией - курортом, в связи с чем эти участки подпадают под действие п. 1 ст. 94, п.п. 1.п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Представитель МУ «Управления имущественных отношений Администрации г. Пятигорска» Агафонова М.С. исковые требования не признала, считает иск подлежит отклонению по тем основаниям, что в соответствии с действующим законодательством оборот земель, находящихся в границах зоны особо охраняемых природных территорий, ограничен, спорный земельный участок расположен в границах зоны особо охраняемых природных территорий, в соответствии с решением Думы г. Пятигорска от 19.10.2005 года № 160-52 ГД ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность, а все выделенные указанным решением зоны, расположены в границах санитарно-охранной зоны г. Пятигорска, являющейся в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 14 от 17.01.2006 года и Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 особо охраняемой природной территорией - курортом, в связи с чем эти участки подпадают под действие п. 1 ст. 94, п.п. 1.п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Представитель третьего лица СНТ «Ромашка», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, не уведомив о наличии уважительных причин своей неявки. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского и инвентарного дела, суд считает требования Пешеходько М.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 9, 36 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности граждан, которые владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральными законами.

Суд установил, что решением Исполнительного комитета Пятигорского городского совета народных депутатов от 10.04.1964 года редакции газеты «Кавказская здравница» выделен земельный участок площадью 17 000 кв.м (массив №) под коллективные сады. Редакцией газеты «Кавказская здравница» было организовано садоводческое товарищество «Ромашка». Согласно постановлению руководителя Администрации г. Пятигорска от 22.09.2008 года № 5085 за членами СНТ «Ромашка» редакции газеты «Кавказская здравница» (массив №) закреплены земельные участки без указания вида права.

Судом также установлено, что Пешеходько М.В. является членом СНТ «Ромашка» редакции газеты «Кавказская здравница». Данное обстоятельство подтверждается копией членской книжки садовода, справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. ст. 129, 130 Гражданского кодекса РФ земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле.

Согласно ст. 9 Земельного кодекса РФ к полномочиям РФ в области земельных отношений относятся установление ограничений прав землевладельцев, а также ограничений оборотоспособности земельных участков.

В силу ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ. Земельные участки могут быть изъяты из оборота или ограничены в обороте. При этом земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами сделок, а земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Положениями п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ устанавливается изъятие из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности, приведенными в указанной норме, объектами. Ответчиком не представлены доказательства того, что указанный земельный участок занят объектами, находящимися в федеральной собственности.

На основании п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ к отношениям по охране особо охраняемых природных территорий применяется специальное законодательство, которое применяется к земельным отношениям, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

В соответствии со ст. ст. 94, 95, 96 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное ценное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления изъяты полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 года № 462 утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах и его администрации, регулирующее границы природопользования и не регулирующее вопросы ограничения оборота земельных участков.

Федеральный закон от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» устанавливает общее понятие курорта, округов санитарной (горно-санитарной) охраны с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, полномочия Правительства РФ на установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение.

Положениями Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определено, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ (ст. 4). Утвержденные до вступления в силу указанного Федерального закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считать округами горно-санитарной охраны (ст. 22).

Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся к землям особо охраняемых природных территорий, на которых могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, и которые подлежат включению в государственной кадастр, включающий в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении, границах, режиме особой охраны этих территорий, о природопользователях. Особо охраняемые природные территории - это участки земли, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное и оздоровительное значение, и изъятые решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны. Положения ст. 32 указанного закона устанавливают в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрет деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов, а также предусматривают порядок образования Правительством РФ округов санитарной или горно-санитарной охраны и особенностей режима их функционирования.

Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1425 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства от 20.12.2002 года № 909) во исполнение Федеральных законов от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» утверждено «Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей», которое также не регулирует земельные отношения, а лишь определяет порядок организации Правительством РФ округов и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территорий. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, в составе округа выделяется до 3-х зон. При этом согласно п. 12 Положения лишь на территории первой зоны, которая устанавливается для месторождений минеральных вод (скважин, источников, месторождений грязи) запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

В соответствии с п. 18 Положения предусмотрено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения РФ.

Таким образом, на территории Ставропольского края расположен курорт федерального значения Кавказские Минеральные Воды. Границы округа горно-санитарной защиты КМВ являются действующими и находятся на землях курортов, однако право частной собственности на землю на территории округа горно-санитарной защиты законом не запрещено.

В условиях состязательности гражданского процесса ответчик не представил доказательств в подтверждение того, что земли курорта - Кавказские Минеральные Воды и города-курорта Пятигорска, в частности, включены в государственный кадастр как особо охраняемые природные территории, исключены или ограничены в установленном законом порядке в обороте, и что испрашиваемый истцом земельный участок расположен на территории первой санитарной зоны, что повлекло бы запрет на передачу Пешеходько М.В. в собственность указанного земельного участка.

С учетом указанных обстоятельств, суд считает опровергнутыми доводы представителя ответчика об отсутствии у Пешеходько М.В. права на приобретение в собственность земельного участка в связи с ограничением и изъятием земельного участка из оборота.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению включают в себя, в том числе земли поселений и земли особо-охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, документах государственного земельного кадастра, документах регистрации прав на недвижимое имущество, иных документах, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, их охраны и использования устанавливается Правительством РФ на основе федеральных законов.

В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ, в отношении земель находящихся в муниципальной собственности, органами местного самоуправления. При этом порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. На день разрешения данного спора такие федеральные законы не приняты. То есть ответчик в подтверждение своих возражений на заявленные требования не представил доказательств того, что земли города-курорта Пятигорска включены в государственный земельный кадастр как земли особо охраняемых территорий.

На основании ст. ст. 83, 85 Земельного кодекса РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений, и отделенные их чертой от земель других категорий.

Судом установлено, что спорный земельный участок относится к землям поселений, основное целевое назначение участка - земли населенных пунктов, разрешенное использование для садоводства, обременение прав с ограничением оборота или изъятия из оборота не зарегистрировано.

В силу ст. 12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей лишь на территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности.

Суд приходит к выводу, что ответчиком не представлены доказательства того, что земли города-курорта Пятигорска изъяты из оборота и для них в установленном законом порядке установлен особый правовой режим, и не опровергнуты доводы истца о том, что земли города-курорта Пятигорска в установленном законом порядке не отнесены к особо охраняемым землям.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки, границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке.

Постановлением руководителя Администрации г. Пятигорска от 22.09.2008 года № 5085 утверждены границы и площадь земельного участка СНТ «Ромашка» редакции газеты «Кавказская здравница» (массив №) г. Пятигорска.

Статьей 28 Земельного кодекса РФ прямо предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено предоставление их в собственность.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности отказа Администрации г. Пятигорска в предоставлении Пешеходько М.В. в собственность указанного земельного участка и обоснованности доводов истца о праве на приобретение земельного участка в собственность.

На основании изложенного, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о возложении обязанности на Администрацию г. Пятигорска по предоставлению в собственность за плату земельного участка №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в СНТ «Ромашка» редакции газеты «Кавказская здравница» (массив №) в г. Пятигорске.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Пешеходько М.В. удовлетворить.

Обязать Администрацию города Пятигорска предоставить Пешеходько М.В. в собственность за плату земельный участок №, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ставропольский край, город Пятигорск, Садоводческое некоммерческое товарищество «Ромашка» редакции газеты «Кавказская здравница» (массив №).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Пятигорский городской суд.

Судья И.Б. Шевлякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200