№ 2-375/2011



Дело № 2-375/11 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2011 года Пятигорский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи - Жуковой Л.М.,

при секретаре - Карибовой Г.А.,

с участием:

представителя истца - Линцевич М.В.

Рогозиной С.Б. (по доверенности),

представителя - Григоряна А.С.

администрации г. Пятигорска (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Пятигорского городского суда, гражданское дело по иску Рогозиной С.Б. к администрации г. Пятигорска о возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность,

У С Т А Н О В И Л:

Рогозина С.Б. обратилась в Пятигорский городской суд с требованиями к администрации г. Пятигорска о возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность.

Свои требования мотивирует тем, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. Площадь и границы земельного участка, расположенного под принадлежащим ей жилым домом утверждены постановлением администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с этим постановлением утвержденная площадь составляет <данные изъяты>. При обращении в администрацию г. Пятигорска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты>., кадастровый
№, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> ей было отказано по тем основаниям, что указанный земельный участок расположен в зоне ограничений, т.е. «Второй зоне округа санитарной охраны г. Пятигорска», в связи с этим указанный участок отнесен к изъятым из оборота участкам, а соответственно не может быть предоставлен в частную собственность. В соответствии с нормами действующего Земельного кодекса РФ и Конституцией РФ, она имеет право получить бесплатно в собственность указанный земельный участок. В добровольном порядке разрешить данный вопрос не представляется возможным, что подтверждено ответом руководителя администрации
г. Пятигорска. В силу закона она имеет право приобрести земельный участок в собственность, поэтому она вынуждена обратиться в суд за восстановлением нарушенного права.

В судебном заседании представитель истца - Линцевич М.В., действуя по доверенности, поддержала заявленные требования, просит удовлетворить их в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Пояснила суду, что на спорном земельном участке нет объектов указанных в ст. 27 ЗК РФ, и препятствующих приобретению земельного участка в собственность. Считает, что администрация г. Пятигорска отнеслась к ее доверительнице предвзято, отказ администрации считает незаконным, что повлекло возникновение гражданско-правового спора. В соответствии с ФЗ РФ № 268 - ФЗ от 23.11.2007 года «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки», ее доверительница, также может приобрести бесплатно свой земельный участок в собственность.

В судебном заседании представитель администрации г. Пятигорска - Григорян А.С., действуя по доверенности, в удовлетворении заявленных и уточненных требований просит отказать за необоснованностью. Пояснил, что земли города-курорта Пятигорск ограничены в обороте, поскольку находятся в пределах особо охраняемых природных территорий, а следовательно не могут быть переданы в собственность гражданам, в том числе и за плату.

Выслушав объяснения сторон по иску, исследовав представленные в условиях состязательности процесса, письменные доказательства, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-17).

Площадь и границы земельного участка, расположенного под принадлежащим ей жилым домом утверждены постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с этим постановлением утвержденная площадь составляет <данные изъяты> (л.д. 12-13).

В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ РФ от 25.10.2001 года за № 137 «О введении в действие ЗК РФ», полномочиями по распоряжению земельными участками до разграничения прав на землю, наделены органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ для приобретения в собственность земельного участка, гражданин должен подать заявление в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, по которому решение принимается в двухнедельный срок.

Таким органом, на момент рассмотрения иска, является администрация
г. Пятигорска - ответчик по делу.

В обоснование заявленных требований, истец сослалась на действующий ЗК РФ, из содержания которого усматривается, что земельные участки могут быть предоставлены физическим лицам в собственность в соответствии с действующим ЗК РФ.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом, в том числе и право на пользование земельным участком.

Ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов.

При этом право выбора способа реализации своих охраняемых Конституцией РФ прав, принадлежит исключительно гражданину, а не органу местного самоуправления, на который закон возлагает обязанность оформить передачу земельного участка в собственность, либо в аренду по заявлению гражданина.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных федеральными законами, при этом, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.

Изъятие и ограничение в обороте земельных участков может быть установлено только федеральными законами, поскольку в соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота, установлен п. 4 ст. 27 ЗК РФ.

В перечень земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и ограниченных в обороте, согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ, входят земли в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанных в п. 4 ст. 27 ЗК РФ.

Согласно п. 2, 4 ст. 95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности, при этом в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий, могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, а используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правого режима.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27.03.1992 года № 30
определившего статус района Кавказских Минеральных Вод, как особо
охраняемого эколого-курортного региона РФ, имевшего Федеральное значение в границах округа санитарной зашиты курорта, постановлением Правительства РФ № 462 от 06.07.1992 года утверждено «Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах».

Положение регулирует вопросы охраны и рационального использования природных лечебных факторов, экономического и социального развития КМВ, принципы образования и деятельности Администрации КМВ, ее компетенцию, а также границы особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод, который располагается, в том числе, в Ставропольском крае, городах Георгиевск, Пятигорск, Минеральные Воды, Железноводск, Кисловодск и Ессентуки.

При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что данным Положением определяются границы природопользования, однако не регулируются земельные отношения, вопросы ограничений оборота земельных участков и передачи их в частную собственность.

Согласно ФЗ № 33 от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся к землям особо охраняемых природных территорий, на которых могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности и которые подлежат включению в Государственный кадастр, содержащий сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении, границах, режиме особой охраны этих территорий, о природопользователях.

В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны.

Порядок организации округов горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В соответствии со ст. 96 ЗК РФ на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, границы и режим округов охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

Федеральный закон № 26-ФЗ от 23.02.1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» устанавливает общее понятие курорта, округов санитарной (горно-санитарной) охраны с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания.

В силу положений ст. 16 указанного Федерального закона в составе округа выделяется до 3-х зон и лишь на территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности.

В судебном заседании установлено, что земельный участок, на котором находится принадлежащий истцу жилой дом, входит во «Вторую зону округа санитарной охраны г. Пятигорска», что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 06.07.2010 года (л.д. 8-10).

При этом суд принимает во внимание, что согласно ст. 2 ФЗ № 26 законодательство о природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов, как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.

Ответчиком не представлены бесспорные доказательства того, что на территории земельного участка используемого истцом, находятся источники минеральной воды, грязи либо иные природные лечебные, рекреационные ресурсы, и передача истцу земельного участка в собственность приведет к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Кроме того, в соответствии со ст. 3 ЗК РФ специальное законодательство применяется лишь к отношениям по использованию и охране природных ресурсов, охране особо охраняемых природных территорий, при этом к земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, в том случае если, эти отношения не урегулированы земельным законодательством, однако ЗК РФ спорные правоотношения урегулированы.

На территории Ставропольского края расположен курорт федерального значения Кавказские Минеральные Воды.

Границы округа горно-санитарной защиты КМВ являются действующими и находятся на землях курортов. Существование частной собственности на землю на территории округа горно-санитарной защиты допускается.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению включают в себя, в том числе земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий.

Перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан земельных участков содержится в п. 4 ст. 28 ЗК РФ и отказ возможен лишь в отношении земельных участков, изъятых из оборота. При этом не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Земельный участок, которым пользуется истец, предназначен для личного пользования физического лица, это обстоятельство не было опровергнуто в условиях состязательности процесса, представителем администрации г. Пятигорска.

Суд не может согласиться с доводами ответчика в той части, что муниципальные земли города-курорта Пятигорск ограничены в обороте, не могут быть переданы в собственность, поскольку находятся в пределах особо охраняемых природных территорий, т.к. ответчиком не представлено суду достаточных и допустимых доказательств в опровержение заявленных истцом требований, а также доказательства, подтверждающие его доводы.

Приватизация гражданами земельных участков это передача (перерегистрация или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков.

Основанием для приватизации земельных участков является решение органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятое в рамках их компетенции (ст. 29 ЗК РФ).

ЗК РФ предусматривает исключительно для граждан альтернативу в порядке оформления прав на земельный участок, которым они обладают.

В соответствии с этой альтернативой, гражданин вправе: либо сохранить существующий порядок пользования земельным участком, либо приобрести данный земельный участок бесплатно в собственность, что порождает не только право владения, распоряжения и пользования объектом недвижимости (жилым домом), но и порождает целый комплекс обязанностей, которые гражданин должен нести в силу закона: оплата налогов, расходы по содержанию земельного участка и т.д.

Как усматривается из материалов гражданского дела истец начала использовать спорный земельный участок задолго до вступления в силу Земельного кодекса РФ, поэтому она имеет право на получение земельного участка в собственность.

В соответствии с ЗК РФ (ст.ст. 25, 26) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и удостоверяются в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

К числу таких оснований ст. 8 ГК РФ отнесены договоры и иные сделки, акты государственных органов, органов местного самоуправления и судебные решения.

Фактически, в действующем законодательстве, идет речь о любых документах, удостоверяющих право граждан на земельные участки, которые подлежат приватизации (п. 4 ст. 3 вводного закона «О порядке введения в действие ЗК РФ»).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Содержание указанной нормы закона следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон в отстаивании и защите своих прав.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ).

При изложенных обстоятельствах, по мнению суда, истец доказала те обстоятельства, на которые она ссылалась как на обоснование своих требований, а ответчиком, в условиях состязательности процесса, доводы истца по существу не опровергнуты.

Оценивая, представленные в условиях состязательности процесса, письменные доказательства, суд находит заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 3, 4 ФЗ РФ от 25.10.2001 года «О введении в действие ЗК РФ», 3, 20, 27, 29, 52, 61 ЗК РФ, ст.ст. 8, 12, 215, 216, 552 ГК РФ, ст. ст. 12, 55, 56, 194-199, 338 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Признать за Рогозиной С.Б. право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>., кадастровый №:№ расположенный по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, через Пятигорский городской суд, путем подачи кассационной жалобы, в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

СУДЬЯ ЖУКОВА Л.М.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200