№ ___________
РЕ Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 27 » января 2010 г. г.Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего Духиной В.Г.
При секретаре Ледневой В.А.
с участием
истца Луценко Н.Б.
представителя истца Рыбенцовой Е.В. по доверенности
представителя ответчика Беглеровой Н.Н. по доверенности
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пятигорске гражданское дело по иску
Луценко Н.Б. к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ по г.Пятигорску о праве на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Луценко Н.Б. обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г.Пятигорску для назначения пенсии согласно п.п.19 п.1ст.27 Федерального Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
ГУ Управлением пенсионного фонда РФ по г.Пятигорску решением от ДД.ММ.ГГГГ протокол № ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за осуществление не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей на том основании, что отсутствует требуемый законом стаж педагогической работы, поскольку отдельные периоды ее деятельности по мнению Управления пенсионного фонда не могут быть включены в педагогический стаж, который по утверждению ответчика составляет <данные изъяты>
При подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в педагогический стаж не включены периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера -преподавателя детско-юношеской спортивной школы № Сектора школ и дошкольных учреждений отдела учебных заведений Северо-Кавказской железной дороги Министерства путей сообщения, так как структурные подразделения не предусмотрены «Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденным постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, а также «Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей», в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера -преподавателя детско-юношеской спортивной школы №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения) в должности тренера-преподавателя детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №, т.к. заявитель на ДД.ММ.ГГГГ не выработала выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением СМ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и (или) пунктами 1-14 раздела «наименование учреждений » и п.1 данного постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях и учреждениях, предусмотренных в п.2 раздела «наименование должностей» и в пункте 15 раздела «наименование учреждений» Списка, утвержденного п.1постановления №.
Луценко Н.Б. обратилась в суд за защитой нарушенных прав, уточнив в ходе судебного рассмотрения заявленные требования, и просит :
- признать незаконным отказ ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность,
- признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пеней по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, периоды работы :
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 3 месяца 15 дней) в должности тренер-преподаватель в Специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва Пятигорского Гороно г. Пятигорска, который вообще не был рассмотрен ответчиком при принятии решения,.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 4 месяца 15 дней) в должности тренер- преподаватель Детско-юношеской спортивной школы № Сектора школ и дошкольных учреждений отдела учебных заведений Северо-Кавказской железной дороги Министерства путей сообщения
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 4 года 7 месяцев 30 дней), в должности тренер- преподаватель детско-юношеской спортивной школы №,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ( 4 года 7 месяцев 6 дней), (дата обращения) в должности тренер-преподаватель муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № г.Пятигорска.
- обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Пятигорску назначить ей трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, с момента обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании Луценко Н.Б. и представитель истицы поддержали заявленные требования, настаивали на их удовлетворении с учетом произведенных уточнений и просили разрешить спор о праве Луценко Н.Б. на получение досрочной трудовой пенсии, обязав Управление пенсионного фонда РФ по г.Пятигорску назначить ей досрочную трудовую пенсию на основании п.п.19 п.1ст.27 Федерального Закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с даты представления ее к назначению пенсии ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный педагогический стаж, дающий право на получение досрочной пенсии, указанные ею спорные периоды.
В обоснование заявленных требований ФИО5 с учетом позиции истицы считает отказ УПФ незаконным и противоречащим ст.39 Конституции РФ, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, по следующим основаниям..
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 3 месяца 15 дней) в должности тренер-преподаватель в Специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва Пятигорского Гороно г. Пятигорска ответчиком вообще не был рассмотрен и не брался во внимание, поэтому в решении ГУ не указан как включенный или не включенный в педагогический стаж. Данный стаж подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ МОУ ДОД ДЮСШОР-1, согласно которой в это время истица работала на полную тарифную ставку, полный рабочий день. Указанная СДЮШ№1 с ДД.ММ.ГГГГ согласно Устава от ДД.ММ.ГГГГ переименована в СДЮШОР № городского отдела образования. На ДД.ММ.ГГГГ СДЮШ№1 пятигорского гороно имела статус юридического лица, штамп, печать, обособленное имущество, право принимать и увольнять работников. С ДД.ММ.ГГГГ на основании Устава от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о госрегистрации № РНП от ДД.ММ.ГГГГ СДЮШОР № городского отдела образования переименована в МОУ дополнительного образования специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва № и является юридическим лицом.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 4 месяца 15 дней) в должности тренер- преподаватель Детско-юношеской спортивной школы № Сектора школ и дошкольных учреждений отдела учебных заведений Северо-Кавказской железной дороги Министерства путей сообщения, подтвержденный справками МУ ДОД ДЮСШ№2 № и № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым в этот период она пользовалась отпуском по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данная школа являлась структурным подразделением Сектора школ и дошкольных учреждений отдела учебных заведений СКЖД Министерства путей сообщения, а ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции РСФСР данной ДЮСШ№2 был присвоен регистрационный номер, она включена в реестр предприятий и поставлена на налоговый учет. Данный период исключен ответчиком из стажа по той причине, что школа являлась структурным подразделением, т.е. не имела статуса или признаков юридического лица,, а подразделения не предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, Списком утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.99г. №1067, а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей», в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781.
Однако, в указанные спорные периоды работы истицы тренером -преподавателем, а также в период введения в действие Списка 1991г. Закон РФ от 10.07.92г. №3226-1 «Об образовании» еще не действовал и пенсионные права работников в зависимость от статуса учреждения не ставились. Кроме того, при решении вопросов включения в специальный педагогический стаж периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ) принимается во внимание, что ранее действовавший Закон РФ от 29.11.90г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) общеобразовательных школ и других учреждений для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности педагогических работников.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. » № 463 « Об утверждения Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных вышеуказанными Списком.
Конституционный Суд Российской федерации постановлением от 29.01.2004г. №2-П установил, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Просит учесть, что истица зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно с указанной даты выписка из индивидуального лицевого счета истцы содержит сведения за все периоды работы, а с ДД.ММ.ГГГГ сведения об уплате работодателем страховых взносов, а т.к. работа истицы связана с педагогической деятельностью, в них указываются дополнительные сведения, указывающие на специфику выполняемой работы и выполняемую норму рабочего времени.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет):, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781), периоды работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее <данные изъяты>
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
На ДД.ММ.ГГГГ Луценко Н.Б. с учетом периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в должности тренер-преподаватель в Специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва Пятигорского Гороно г. Пятигорска и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в должности тренер- преподаватель Детско-юношеской спортивной школы № Сектора школ и дошкольных учреждений отдела учебных заведений Северо-Кавказской железной дороги Министерства путей сообщения имеет стаж в должности тренера-преподавателя 17лет 4 месяца 15 дней, а с учетом вычета отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности тренера-преподавателя Минераловодской детско-юношеской спортивной школы №, с 01.09. 2005г. по настоящее время работает тренером-преподавателем детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва № г.Пятигорска, на основании чего, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачислению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, специальный (педагогический) трудовой стаж Луценко Н.Б., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения) составляет: <данные изъяты> а без учета отпуска по уходу за ребенком -<данные изъяты>
Представитель ответчика, действующая по доверенности ФИО6, возражала против заявленного иска, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела, не отрицая в то же время, что действительно ошибочно период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 3 месяца 15 дней) в должности тренер-преподаватель в Специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва Пятигорского Гороно г. Пятигорска не был рассмотрен при рассмотрении заявления Луценко Н.Б. и соответственно в решении не нашел своего отражения.
Просит учесть, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, должен исчисляться в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27,28 ФЗ»О трудовых пенсиях РФ» от 11.07.02г. №516. Согласно п.4 указанного постановления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего времени дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ. В соответствии с п.5 этого же постановления в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В силу предоставленных полномочий, Правительством Российской Федерации Постановлением от 29.10.2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей от 29.10.2002 N 781 (педагоги) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, от 29.10.2002 N 781 (педагоги).
Указанные Список и Правила конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. № 173-ФЗ понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Постановлением от 29.01.2004г. № 2-П Конституционный Суд РФ установил, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Таким образом, в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении выслуги лет применялись нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа: до 01.11.1999г. - Список профессий и должностей работников образование педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совет Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, в редакции постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953 (далее Список с 06.09.1991г. №463); после 01.11.1999г. - Список должностей, работа в которых засчитывается выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Список от 22.09.1999г. № 1067) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительств РФ от 22.09.1999г. № 1067, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001г. № 79.
Исходя из этого, по мнению ответчика период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специализированной детско-юношеской спортивной школе включить в стаж на соответствующих видах работ нельзя, так как наименование учреждения не предусмотрено «Списком профессий и должностей работников народного образования педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» ; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя детско - юношеской спортивной школы № Сектора школ и дошкольных учреждении отдела учебных заведений Северо-Кавказской железной дороги Министерств путей сообщения также не подлежит включению в стаж, поскольку структурные подразделения не предусмотрены «Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».
В связи с тем, что предыдущие периоды включить в стаж на соответствующих видах работ нельзя, то следовательно не подлежат включению и периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя детско- юношеской спортивной школы № и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя детско - юношеской спортивной школы олимпийского резерва №, так как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истицы не выработана выслуга, дающая право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельность в школах и других учреждениях для детей с продолжительностью не менее <данные изъяты> месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками.
С учетом изложенного стаж на соответствующих видах работ у Луценко Н.Б. составляет <данные изъяты>, а значит в назначении пенсии ей было отказано обоснованно из-за отсутствия требуемого для назначения пенсии стажа.
Заслушав истца, представителей истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, обозрев представленные ответчиком материалы пенсионного дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, каждое в отдельности и в совокупности, суд считает требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходит из конституционного принципа, закрепленного в ст.35 Конституции РФ, а именно : в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Следовательно, новые нормы пенсионного законодательства должны применяться в том объеме, в каком они не отменяют ранее предоставленных прав и льгот в пенсионном обеспечении, не ухудшают положения пенсионеров, позволяют применять правила действия закона во времени и об обратной силе, руководствуясь положениями ст.4 ГК РФ.
Ст.18 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу ст.10 ГПК РФ суд применяет правовые положения, имеющие наибольшую юридическую силу.
В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, следовательно, положения норм о правах педагогических работников на назначение досрочной трудовой пенсии, не могут применяться иначе, как в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, а применительно к данному случаю -это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав педагогических работников.
Ст.37 Конституции РФ гарантирует защиту конституционных прав педагогов в сфере труда, запрет на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров (ч.5ст.43 Конституции РФ).
Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.26), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, также закрепляет равенство всех перед законом, равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование.
Согласно ч.1ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, законодатель наделяется правом определения порядка их исчисления, но при этом в силу ст.15 ч.1 Конституции РФ исходит из того, что конституционные нормы и принципы имеют высшую юридическую силу и толкование подзаконных нормативных актов не могут им противоречить.
В силу данного положения суд считает необходимым учесть также положения Конституционного и Верховного Суда РФ, определивших, что пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Постановлением от 3.06.2004г. №11-П Конституционный Суд РФ признал несоответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (ч.1 и 2), 39 (ч.1и2) и 55 (ч.2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 п.1 ст. 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях РФ», устанавливающие для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости, ранее достижения пенсионного возраста осуществления этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления им этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством.
Стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии исчисляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» от 11.07.02г. №516. Согласно п.4 названного постановления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются период работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего времени дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Суд принимает во внимание доводы истицы о том, что она зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно с указанной даты выписка из ее индивидуального лицевого счета содержит сведения за все периоды работы, а с ДД.ММ.ГГГГ- и сведения об уплате работодателем страховых взносов. Поскольку ее работа связана с педагогической деятельностью, в сведениях отражаются дополнительные сведения, указывающие на специфику выполняемой работы и выполняемую норму рабочего времени.
В части спорных периодов работы истицы в должности тренером-педагогом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в соответствии со ст.58 Закона о государственных пенсиях было установлено, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения назначаются по Перечню учреждений, организаций и должностей, прилагаемому к данному постановлению, в т.ч. учителям и другим работникам просвещения-при стаже по специальности не менее 25 лет. При этом работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дает право на пенсию независимо от ведомственной принадлежности учреждений и организаций (прим.2). Утвержденным данным постановлением Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются также работа по специальности и во внешкольных детских учреждениях(п.2). Поскольку законодатель не разграничивал внешкольные детские учреждения по их названиям, специализации и т.д., следовательно такое право предоставлялось при выполнении педагогической работы во всех внешкольных детских учреждениях, независимо от названия и статуса. Соответственно преподавательская работа истицы тренером-педагогом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специализированной детско-юношеской спортивной школе, которая относится к числу внешкольных детских учреждений, засчитывается в педагогический стаж.
Такой подход государства к работникам сферы образования был подтвержден и при утверждении Постановлением СМ РСФСР от 6.09.91г. №463 Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором указаны должность тренер-преподаватель и в числе учреждений названы внешкольные учреждения, в т.ч. детско-юношеские спортивные школы. Согласно п. 2 указанного постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях ) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений ( организаций).
Постановлением Правительства РФ от 22.09.99г. №1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил начисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» установлено, что в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 6.09.91г. №463, а периоды после указанной даты- в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными п.1 данного Постановления. В указанном списке, утвержденном Постановлением Совете Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, в качестве учреждения также указаны детско-юношеские спортивные школы( всех наименований в числе внешкольных учреждений, а в качестве должности в указанный перечень входит и должность «тренера-преподавателя».
Таким образом, перечисленными нормативными актами указанная должность и указанное учреждение входят в перечень профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. В указанных нормативных актах нет ссылок на то, что образовательные учреждения и организации должны иметь статус юридического лица, который введен лишь с принятием Закона «Об образовании».
Статьей 55 Закона РФ «Об образовании» гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, придание обратной силы закону, ухудшающему положения граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1,2,18,54,55 и 57 Конституции РФ.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе и права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей.
Введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливающий основания и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, закрепил п.п. 19 п. 1 ст. 27, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, конкретизирующие применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение, исходя из объективных критериев оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (ст.ст. 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). Так как закон обратной силы не имеет, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в прямо предусмотренных законом случаях, а таких особых случаев законом не предусмотрено, действующее на спорные периоды работы истицы пенсионное законодательство предусматривало включение этих должностей и наименование учреждений в стаж работы, дающий право на назначение пенсии, следовательно, Управление пенсионного фонда должно было руководствоваться именно тем законодательством, а не ограничивающими данное право нормами, которые ухудшили положение истицы.
Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ истице в назначении пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специализированной детско-юношеской спортивной школе по той причине, что наименование учреждения «специализированная» не предусмотрено «Списком профессий и должностей работников народного образования педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», а также за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера -преподавателя детско-юношеской спортивной школы № Сектора школ и дошкольных учреждений отдела учебных заведений Северо-Кавказской железной дороги Министерства путей сообщения со ссылкой на то, что структурные подразделения не предусмотрены «Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденным постановлением СМ РСФСР от 6.09.1991г. № 464, а также «Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.09.99г. №1067, «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей», в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781 является необоснованным.
Анализ представленных доказательств (трудовая книжка, страховое свидетельство, справки о месте работы и трудовом стаже, лицензия госучреждения, распоряжение министерства имущественных отношений, устав ГОУ ДОД ДЮСШ №, свидетельство о внесении в реестр организаций, приказ о введении в действие Положения о ДЮСШ, положение о ДСШ и др.) свидетельствует, что истица, работая на должностях тренера-педагога, осуществляла педагогическую деятельность в сфере образования для детей (детско-юношеские спортивные школы), а потому ее стаж в этой должности и в этих учреждениях подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию, независимо от правового статуса учреждения или организации, наименования (специализированная и т.д.), а также от того, в чьей собственности или ведомстве (СКЖД) находится учебное учреждение, с которыми она состояла в трудовых отношениях.
Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Таким образом, работа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в должности тренер-преподаватель в Специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва Пятигорского Гороно г. Пятигорска и с <данные изъяты>. по <данные изъяты> (<данные изъяты>) в должности тренер- преподаватель Детско-юношеской спортивной школы № Сектора школ и дошкольных учреждений отдела учебных заведений Северо-Кавказской железной дороги Министерства путей сообщения относится к работе педагога в сфере образования, не противоречит Закону РФ «Об образовании», согласно которому в РФ могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения - государственные, муниципальные и негосударственные -частные, учреждения общественных организаций и др (ст.11.).
В связи с тем, что указанные периоды подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ, то следовательно подлежат включению и периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя детско- юношеской спортивной школы № и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя детско - юношеской спортивной школы олимпийского резерва №, так как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истицы выработана выслуга, дающая право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельность в школах и других учреждениях для детей с продолжительностью не менее <данные изъяты> с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками. Других оснований для исключения данных периодов работы ( с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя детско- юношеской спортивной школы № и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя детско - юношеской спортивной школы олимпийского резерва №) ответчиком не указано.
Учитывая, что иные периоды педагогической деятельности истицы,
дающие право на пенсию в порядке п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ, ответчиком не
оспариваются, подтверждены надлежащими доказательствами, исследованными судом, и в общей сложности стаж истицы на соответствующих видах работ составляют свыше 25 лет, это дает право для назначения истице досрочно трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по основаниям п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В условиях состязательности гражданского процесса, когда в соответствии со ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказывать те
обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих
требований и возражений по ним, однако, доказательств, подтверждающих доводы ответчика и опровергающих доводы истца, суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Иск Луценко Н.Б. к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ по г.Пятигорску о праве на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, признании незаконным отказа удовлетворить.
Признать за Луценко Н.Б. право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.
Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Пятигорску включить в стаж педагогической деятельности Луценко Н.Б., дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, работу :
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренер-преподаватель в Специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва Пятигорского Гороно г. Пятигорска,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренер- преподаватель Детско-юношеской спортивной школы № Сектора школ и дошкольных учреждений отдела учебных заведений Северо-Кавказской железной дороги Министерства путей сообщения
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности тренер- преподаватель детско-юношеской спортивной школы №,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренер-преподаватель муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № г.Пятигорска.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Пятигорску назначить Луценко Н.Б. трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, с момента обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в 10 дневный срок.
Судья В.Г.Духина