2-619/2011



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2011 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Говоровой Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Ключниковой О.В.,

с участием

представителя истца Хачумовой Л.А.,

представителя ответчика ФГУП «Северо-Кавказское

аэрогеодезическое предприятие» Соболева Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Зурелиди А.Ф. к Управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК, ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» о признании фактического пользования жилой площадью на основании договора социального найма, и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

У С Т А Н О В И Л:

Зурелиди А.Ф. обратился в суд с иском к ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие», Федеральному агентству по управлению государственным имуществом по СК о признании фактического пользования жилой площадью на основании договора социального найма жилым помещением, расположенного по адресу: <адрес>-а, <адрес> признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Истец Зурелиди А.Ф., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца с участием его представителя Хачумовой Л.А.

В судебном заседании представитель истца Зурелиди А.Ф. - Хачумова Л.А., действующая на основании доверенности, иск поддержала и пояснила, что Зурелиди А.Ф. состоял в трудовых отношениях с ФГУП «Северо-кавказское аэрогеодезическое предприятие» с ДД.ММ.ГГГГ, затем после небольшого перерыва, вновь заключил трудовой договор с ДД.ММ.ГГГГ, где и работает по настоящее время (приказ о приеме на работу №-к от ДД.ММ.ГГГГ). В период работы отцу Зурелиди А.Ф. как нуждающемуся в жилье в ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена <адрес> общежитии № по адресу: <адрес>, в которой истец проживал как член семьи нанимателя. Вселение в жилые помещения осуществлялось на основании распоряжения руководителя предприятия, а поскольку здание имело статус общежития, договоры найма в письменной форме не заключались, тогда как предоставлялись изолированные жилые помещения для проживания одной семьи, бессрочно, что свидетельствует о фактическом заключении договора социального найма, соответствующего положениям ст. 674 ГК РФ. В последствии, с целью подтверждения прав работника Зурелиди А.Ф., который оставался проживать в данном жилой помещении, и в связи с его регистрацией в данном жилом помещении, в ДД.ММ.ГГГГ Зурелиди А.Ф. был выдан ордер и с ним был заключен типовой договор найма данного жилого помещения в общежитии, хотя фактически он пользовался с ДД.ММ.ГГГГ сначала как член семьи, а затем самостоятельно как наниматель. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является федеральной собственностью и передан в хозяйственное ведение ответчику ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие», которое заключает договоры на поставку коммунальных услуг с поставляющими организациями, а истец, производит оплату за пользование жилым помещением по фактическим затратам на его обслуживание и за пользование коммунальными услугами по установленным тарифам. В связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ, здание утрачивает статус общежития, и в соответствии с Поручением Правительства РФ № АЖ-П31-57-96 от ДД.ММ.ГГГГ подлежало передаче в муниципальную собственность. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП«Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» неоднократно обращалось в администрацию <адрес> по вопросу принятия в муниципальную собственность здания утратившего статус общежития, однако на момент разрешения иска процесс передачи здания в муниципальную собственность не завершен. Следовательно Зурелиди А.Ф. проживает и пользуется данным жилым помещением фактически на условиях договора социального найма. Поскольку ответчики уклоняются от заключения договора передачи истцу в собственность в порядке приватизации жилого помещения, которым он пользуется на условиях договора социального найма, истец просит признать фактическое пользование жилым помещением, общей площадью 15,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>-а, <адрес> пользованием на условиях договора социального найма, и признать за истцом право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации по тем основаниям, что отсутствуют препятствия для приобретения права собственности на указанное жилое помещение, которое проинвентаризировано, соответствует всем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

В судебном заседании представитель ответчика ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» - Соболев Ю.П., действующий на основании доверенности, иск признал и пояснил, что отцу истца Зурелиди А.Ф. в связи с работой в Северо-Кавказском аэрогеодезическом предприятии было предоставлено жилое помещение комната № в общежитии по <адрес>, куда был вселен и истец в качестве члена семьи нанимателя. Вселение осуществлялось на основании распоряжения руководителя предприятия. Сначала, письменного договора найма не заключалось, однако фактически пользование жилыми помещениями осуществлялось на условиях договора найма жилого помещения в общежитии. Не смотря на то, что в силу закона в связи с принятием Жилищного Кодекса РФ здание утратило статус общежития и подлежало передаче в муниципальную собственность, процесс передачи до настоящего времени не завершен, и здание, являясь государственной собственностью, находится во владении предприятия на праве хозяйственного ведения. В связи с заявлениями проживающих лиц о приватизации занимаемых комнат в общежитии, ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» обратилось в Территориальное управление Росимущества по СК за разрешением приватизации указанного объекта недвижимости, однако такого решения до сих пор не принято. ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» обратилось в 2007 году в Думу <адрес> с просьбой о передаче в муниципальную собственность данного общежития, решением Думы <адрес> начальнику МУП «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» даны указания о подготовке предложений о возможности принятия общежития в муниципальную собственность, однако до настоящего времени решение о принятии здания общежития в муниципальную собственность не принято. Поскольку отсутствует распоряжение собственника недвижимого имущества, полномочия которого осуществляет ТУ Росимущества по <адрес>, о передаче жилого помещения в собственность нанимателя в порядке приватизации, предприятие не имеет возможности заключения таких договоров с нанимателями. В последствии, с целью подтверждения прав работника Зурелиди А.Ф., который оставался проживать в данном жилой помещении, и в связи с его регистрацией в данном жилом помещении, в 2008 году Зурелиди А.Ф. был выдан ордер и с ним был заключен типовой договор найма данного жилого помещения в общежитии, хотя фактически он пользовался с 1999 года сначала как член семьи, а затем самостоятельно как наниматель. Жилым помещением истец пользуется на условиях договора социального найма, производит оплату за пользование жилым помещение по фактическим затратам по его техническому обслуживанию, а оплата за коммунальные услуги осуществляется по установленным тарифам для жилых помещений по договорам социального найма. Оплата производится в кассу предприятия с учетом числа проживающих лиц, а также показаний общего счетчика на газ, электроэнергию и воду. Денежные средства поступают на счет предприятия, направлены на возмещение затрат, понесенных предприятием на содержание здания, а оплата за предоставляемые коммунальные услуги, перечисляется организациям, которые поставляют услуги согласно заключенным с предприятием договорам.

Представитель ответчика Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не известив суд об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил. Суд определил в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, признав причину неявки неуважительной.

Представитель третьего лица администрации <адрес> Рыбина Е.В., действующая на основании доверенности, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, не известив суд об уважительности причин неявки, заявления о рассмотрении дела в её отсутствие в суд не представила. Суд, с учетом мнения сторон полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица администрации <адрес>.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению полностью по следующим основаниям.

В силу ст. 8, 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно выписки из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О разграничении государственной собственности в РФ», Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Об организации учета федерального имущества» значится внесенным в список федерального имущества общежитие № по адресу <адрес>-а, общей площадью 1083,5 кв.м.

Согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации права собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения юридического лица ФГУП « Сев.-Кав.АГП» на жилые помещения по адресу <адрес>

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативнымы актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из положений ст. 130, п.1 ст. 673 ГК РФ, ст. 15 ЖК РФ к объектам недвижимости относятся жилые помещения, то есть изолированные помещения, пригодные для постоянного проживания граждан, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п. 2 ст. 19 ЖК РФ жилые помещения, по назначению составляющие жилищный фонд социального использования, предоставляются гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.

В силу ст. 15,16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся квартира, часть квартиры, комната, при этом квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, состоящее из комнаты одной или нескольких и помещений спомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, а комната - это часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Согласно технического паспорта помещения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, поэтажного плана, выписки из реестра объекта капитального строительства Федерального агенства кадастра объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, объектом недвижимого имущества является <адрес> литере <адрес> по адресу <адрес>, общей площадью 15.7 кв.м, состоящая из двух жилых комнат №, площадью 7.3 кв.м, № площадью 8.4 кв.м, имеются места общего пользования помещения №.

Приведенные письменные доказательства подтверждают доводы истца и его представителя о том, что истец занимает жилое помещение квартиру, отвечающую требованиям ст. 15.16 ЖК РФ, прдъявляемым к жилым помещениям как объектам недвижимого имущества, которые могут быть предметом договора найма жилого помещения и могут быть переданы гражданам в собственность в порядке приватизации жилого помещения.

Из положений ст. 18 Закона РФ « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда РСФСР» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при передаче государственных предприятий в иную форму собственности, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий должен быть передан в полное хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий, иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию.

Из положений ст. 7 Вводного закона № 189-ФЗ следует, что нормы о договоре социального найма применяются к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах государственных предприятий, и использовавшихся в качестве общежитий, и которые преданы в ведение органов местного самоуправления.

Суд установил, что на день разрешения иска здание и жилые помещения по адресу <адрес> не переданы в ведение органа местного самоуправления.

В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность установлен ч. 11 ст. 154 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральные закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в частности в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничений полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Из Перечня имущества, подлежащего отнесению к федеральной собственности, приведенного в абз. 2, 3, 4 ч. 11 ст. 154 указанного ФЗ следует, что к указанному имуществу объект жилищно-коммунальной сферы общежитие не относится.

Согласно Распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р федеральные государственные учреждения, имеющие на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы обязаны завершить до ДД.ММ.ГГГГ передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

Объекты, указанные в приложении № к Постановлению Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Из приведенного следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами самоуправления соответствующих документов.

Следовательно, подлежат удовлетворению исковые требования истца Зурелиди А.Ф. о признании фактического пользования жилым помещением, общей площадью 15,7 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> на условиях договора социального найма, поскольку в условиях состязательности гражданского судопроизводства ответчиками доводы истца не опровергнуты.В связи с чем, указанное жилое помещение подлежит передаче бесплатно в собственность в соответствии с РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма.

Суд установил, что истец Зурелиди А.Ф. исполняет обязанности по договору социального найма жилого помещения, так как использует жилое помещение по назначению для проживания, несет все расходы по содержанию жилого помещения, производит оплату за наём жилого помещения и предоставляемые коммунальные услуги.

Проанализировав и оценив представленные сторонами доказательства, суд считает установленным факт отсутствия задолженности истца по оплате за наем жилого помещения и предоставляемые коммунальные услуги в соответствии с тарифами, установленными для найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде, утвержденных решениями Думы <адрес>.

Суд установил, что истец не участвовал в приватизации жилых помещений, что подтверждается справкой начальника жилищного отдела ОАО « Управление жилым фондом» от ДД.ММ.ГГГГ.

Суду не представлены доказательства наличия обстоятельств, являющихся основаниями для отказа истцу в передаче жилого помещения в собственность бесплатно в порядке приватизации. Приведенное подтверждает доводы истца о его праве на приобретение в собственность бесплатно указанного жилого помещения в порядке приватизации.

В силу положений Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 218 ГК РФ приватизация жилого помещения является одним из оснований приобретения права собственности на жилое помещение.

С учетом приведенных обстоятельств, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования о признании за истцом право собственности на жилое помещение.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Зурелиди А.Ф. к Управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК, ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» о признании пользования жилой площадью на основании договора социального найма и права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Зурелиди А.Ф. право пользования на условиях договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу № <адрес> <адрес>.

Признать за Зурелиди А.Ф. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение квартиру, расположенную по адресу <адрес>-а, <адрес>, общей площадь 15, 7 кв.м.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 дней.

Судья Говорова Н.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200