2-525/2011



Дело №2-525/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«16» февраля 2011г. г.Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Калининой О.Г.,

при секретаре Чеботаревой Е.Г.,

с участием:

истца: Вершкова В.В.,

представителя ответчика: Григоряна А.С.

администрации г.Пятигорска: (по доверенности),

представителя третьего лица Узденова Р.А.

с/т «Мичуринец-2»: (выписка из протокола общего собрания)

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Вершков В.В. к администрации г.Пятигорска о возложении обязанностей по предоставлению земельного участка в собственность за плату,

У С Т А Н О В И Л:

Вершков В.В. является членом садоводческого товарищества <адрес>.

Земельный участок <адрес> кв.м., был предоставлен Вершков В.В. из земель поселений в аренду сроком на <данные изъяты> лет под садоводство в садоводческом товариществе города Пятигорска.

При обращении в администрацию г.Пятигорска с заявлением о предоставлении в собственность указанного садового участка №, площадью <данные изъяты> кв.м. Вершков В.В. было отказано в связи с тем, что указанный земельный участок расположен в границах зоны особо охраняемых природных территорий и в соответствии с решением Думы г.Пятигорска от 19 октября 2005 года №160-52 ГД, указанный земельный участок не может быть предоставлен в частную собственность.

Вершков В.В. обратился в суд с иском о возложении на ответчика обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка и передаче его в собственность, поскольку отказ в выкупе земельного участка является незаконным, а ссылка на решение Думы г.Пятигорска от 19.10.05г. №160-52ГД, в соответствии с которыми земельный участок не может быть ограничен в обороте в связи с отнесением его к землям особо охраняемых природных территорий, необоснованной.

В судебном заседании истец Вершков В.В. заявленные требования поддержал, уточнил и в их обоснование пояснил, что он является членом садоводческого товарищества <адрес>. В 1991 году ему был предоставлен земельный участок <адрес> кв.м. из земель поселений в аренду сроком на <данные изъяты> лет под садоводство в садоводческом товариществе города, на основании которого заключен долгосрочный договор аренды земельного участка. При его обращении в администрацию г.Пятигорска с заявлением о предоставлении в собственность земли садового участка № на условиях выкупа в соответствии с договором купли-продажи, ему было фактически отказано по тем основаниям, что он расположен в границах зоны особо охраняемых природных территорий и в соответствии с решением Думы г. Пятигорска от 19 октября 2005 года № 160-52 ГД данный земельный участок не может быть предоставлен в частную собственность.

В силу ст.ст. 94, 95, 96 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное ценное значение, в т.ч. земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно ст.7 ЗК РФ, земли особо охраняемых территорий - это категория земель в Российской Федерации. В п.2 ст.8 ЗК РФ, указано, что категория земель указывается в документах государственного земельного кадастра и в документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, ответчиком не представлено данных о том, что 9-й массив включен в государственный земельный кадастр как земли особо охраняемых территорий, земли садового товарищества относятся к территории земель населенных пунктов, порядок использования которых определяется в соответствии с зонированием их территорий согласно ст.83 ЗК РФ, что подтверждено выпиской из Государственного кадастра пятигорского филиала ФГУ ЗКП по СК Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Поэтому ссылка ответчика при отказе ему в передаче в собственность садового земельного участка на решение Думы г. Пятигорска является необоснованной, т.к. согласно п.п.2,5 ст.27 ЗК РФ земли г.Пятигорска в установленном законом порядке не отнесены к особо охраняемым землям и даже ограниченные в обороте земельные участки могут предоставляться в частную собственность за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Доказательств отнесения данного конкретного участка к таким исключительным случаям администрация города не представила.

Поэтому он считает доводы ответчика со ссылкой на решение Думы города необоснованными, поскольку пользование земельным участком из категории земель поселений предполагает возможность передачи его в собственность, независимо от целевого использования расположенного на нем объекта недвижимости. Кроме того, ответчик не представил доказательств отнесения данного участка к зоне природоохранного значения, не представил данных об изъятии его на этом основании из оборота и хозяйственного использования или ограничении в обороте. Отказ администрации по указанным причинам повлек возникновение гражданско-правового спора.

В силу ст.9 и 12 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению выбирают способ защиты гражданских прав. Из существа ст.59 ЗК РФ вытекает, что споры о праве и признание права на земельный участок осуществляются в судебном порядке и решение суда является юридическим основанием, при наличии которого соответствующие органы государственной регистрации обязаны произвести государственную регистрацию права на землю в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а органы местного самоуправления обязаны совершить определенные действия по заключению договора купли-продажи, направив заинтересованному лицу проект договора купли-продажи с указанием в нем существенных условий сделки- цены, предмета и т.д.

Представитель ответчика, действующий по доверенности, Григорян А.С., иск не признал, не отрицал, что земельный участок находится на территории земель поселений, закрепленных за г.Пятигорском, считает действия сотрудников администрации, разъяснивших истцу основания невозможности предоставления в собственность земельного участка и отказавших в передаче спорного земельного участка в частную собственность по указанным причинам, обоснованными. Ссылаясь на Решение думы г.Пятигорска от 19.10.05г. №160-52 ГД, просил в иске отказать, т.к. данный участок невозможно передать в собственность, несмотря даже на принадлежность расположенного на нем недвижимого имущества, поскольку указанный участок находится в границах зоны особо охраняемых природных территорий.

Согласно данным кадастрового паспорта категория спорного земельного участка действительно указана как земли поселений, однако, в соответствии с п.10 ст.85 Земельного кодекса РФ в пределах черты земель поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Согласно п.5 ст.27 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничиваются в обороте, а абз.2 п.2 ст.27 ЗК РФ, предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность.

В соответствии с п.1 ст.94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим, поэтому Думой г. Пятигорска 19.10.2005 г. принято Решение за № 160-52-ГД «Об утверждении границ отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, расположенных в границах муниципального образования город-курорт Пятигорск». Решением Думы г. Пятигорска утверждены карты границ земель: особо охраняемых территорий и особо ценных земель, природоохранное назначение, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, историко-культурного назначения, рекреационного назначения, территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и особо ценное значение. Земельные участки, расположенные в границах таких зон, в т.ч. и спорный земельный участок истца, ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность физическим и юридическим лицам.

Все выделенные решением Думы г.Пятигорска зоны расположены в границах санитарно-охранной зоны г.Пятигорска, являющихся в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года №300 особо охраняемой природной территорией-курортом, в связи, с чем все указанные земельные участки подпадают под действие п. 1 ст. 94 и п/п 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ в силу указания об этом в самом законе, а значит не могут быть переданы в частную собственность физических лиц.

Представитель с/т <адрес>, Узденов Р.А., не возражал против удовлетворения заявленных требований члена садоводческого товарищества, т.к. отвод земельного участка товариществу и его членам был произведен еще в 1991 году, утверждены границы и площадь в соответствии с материалами инвентаризации с/т <адрес> и его членов из земель населенных пунктов без указания вида права. В кадастровом плане на земельный участок ограничений, на которые ссылается ответчик, не указано. На территории с/т <адрес>» имеются земельные участки, переданные другим членам товарищества в собственность по договору купли-продажи, поэтому возражения ответчика являются необоснованными.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что истец Вершков В.В. является членом садоводческого товарищества <адрес> и это подтверждается списком с/т <адрес> приложения № к Постановлению администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, где он значится в качестве владельца земли садового участка №, площадью <данные изъяты> кв.м., членской книжкой садовода, заключением о принадлежности садового участка № от ДД.ММ.ГГГГ

Земельный участок <адрес> кв.м., был предоставлен Вершков В.В. из земель поселений в аренду сроком на <адрес> лет под садоводство в садоводческом товариществе города Пятигорска.

Однако, при обращении истца в администрацию г.Пятигорска с заявлением о передаче в собственность занимаемого садового участка ему в этом фактически было отказано в связи с отнесением его к категории земель особо охраняемой природной территории.

Статья 45 Конституции РФ, гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Право собственности является конституционным и подлежит защите. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом.

С учетом положений п.7 «Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю», утвержденных постановлением Правительства РФ от 7.08.02г. №576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности на землю», решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается: Министерством имущественных отношений РФ (его территориальными органами)- в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, уполномоченными органом государственной власти субъекта РФ- в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов РФ, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления- в иных случаях. В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ РФ от 25.10.01г. №137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» полномочиями по распоряжению земельными участками до разграничения прав на землю наделены органы местного самоуправления.

В силу ст.9 и 12 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению выбирают способы защиты гражданских прав, в том числе путем признания права, понуждения другой стороны к выполнению каких-либо действий. Право выбора способа реализации способа реализации своего конституционного права принадлежит исключительно гражданину, а не органу местного самоуправления, на который закон возлагает обязанность оформить передачу земельного участка в собственность, либо в аренду по заявлению гражданина.

Согласно ст.59 ЗК РФ, споры о праве и признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. К видам прав, возникающих у заинтересованных лиц в результате предоставления земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, относятся: право постоянного (бессрочного) пользования, право аренды либо право собственности на земельный участок, передаваемый бесплатно либо посредством заключения договора купли-продажи земельного участка.

В РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц является возмездным, бесплатно передача в собственность может осуществляться в случаях, предусмотренных законом. Статья 8 ГК предусматривает, что основанием возникновения права собственности на землю у граждан могут быть: акты органов государственной власти и местного самоуправления, договоры, свидетельства о праве на наследство, решения суда.

Истец заявил о передаче в собственность участка, находящегося в его земельном пользовании. Так как судебное решение, установившее право на землю или обязавшее стороны заключить договор, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а стороны - заключить и оформить сделку купли-продажи, истец имеет юридическую заинтересованность в разрешении спора, право выбора истца приобрести в собственность земельный садовый участок путем выкупа по договору купли-продажи или в порядке бесплатной приватизации и сделанный выбор истца осуществления защиты избранным им способом (путем выкупа на основании договора купли-продажи) не противоречит закону.

Истец является землепользователем садового участка № и заинтересован в приобретении его в собственность. Отказ компетентного органа может быть основан лишь в случаях, предусмотренных законом о невозможности предоставления бесплатно или продажи земельного участка в собственность в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.

Суд считает возможным согласиться с доводами истца об отсутствии в данном случае у ответчика оснований для отказа в предоставлении земельного садового участка в собственность, тем более, что со слов председателя товарищества в указанном товариществе массива 9 имеется зарегистрированное право собственности членов НТ на землю, что подтверждает доводы истца об избирательной позиции ответчика в рассмотрении обращения истца в администрацию города с заявлением о предоставлении ему земли садового участка в собственность.

В силу ст.15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Требования истца направлены на защиту его конституционных прав, так как в соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю.

Пункт 4 ст.28 ЗК РФ, являясь логическим продолжением исключения из общего правила, установленного в п.2 ст.27 ЗК РФ о невозможности предоставления в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, закрепил конституционную норму (ст.36 Конституции РФ) о праве граждан на получение земли в частную собственность в виде принципа невозможности отказа в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в публичной собственности.

Земельные участки могут предоставляться из публичной собственности в собственность граждан: путем продажи на торгах, путем продажи по нормативной цене, путем бесплатного предоставления. При этом, предоставление земельных участков в собственность бесплатно может осуществляться только в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, а для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства земельные участки должны предоставляться без проведения торгов по нормативной цене в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 ЗК РФ, прямо указаны случаи, когда земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность, а именно: изъятия земельных участков из оборота, установленный в федеральном законе запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд, т.е установление на определенный срок ограничений по использованию таких земельных участков. В силу ч.4 ст.27 ЗК РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в собственность. Пункт 5 ст.27 ЗК РФ, содержит перечень ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Ответчик в условиях состязательности процесса не представил суду данных о том, что спорный земельный участок относится к одному из участков, предусмотренных в п.п. 1-12 абз. 2 п.5ст.27 ЗК РФ, в связи с чем не опроверг доводы истца о том, что спорный участок, расположенный на земле города-курорта Пятигорск в установленном порядке не отнесен к особо охраняемым землям, а потому может быть в установленном порядке без каких-либо ограничений передан в собственность землепользователя. Суд считает данные доводы обоснованными и исходит при этом из следующего.

Гражданское законодательство (ст.129 ГК РФ) предусматривает, что объекты гражданских прав могут: находиться в свободном обороте, быть ограниченно оборотоспособными, быть изъяты из гражданского оборота. ГК РФ исходит из презумпции полной оборотоспособности объектов гражданских прав (в т.ч. имущества), если они не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Для такого вывода дает основание и ст.27 ЗК РФ, которая предусматривает случаи изъятия земельных участков из оборота лишь для участков, находящихся в федеральной собственности, а ограничение оборотоспосбности- для участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Таким образом, соответственно ст.129 ГК РФ, к ограниченно оборотным объектам относятся объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению и виды указанных объектов определяются в порядке, установленном законом. Так как ЗК РФ несколько по иному определяет ограниченно оборотоспособные земельные участки, предусматривая, что содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК и федеральными законами, то к земельным участкам, ограниченным в обороте, ЗК относит такие земельные участки, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

Следовательно, земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте, также являются полностью оборотоспособными и могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность в порядке, определенном земельным законодательством.

ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте (п.5 ст.27). К ним, в частности, относятся земельные участки в пределах особо охраняемых территорий; в пределах лесного фонда, за исключением случаев, указанных в законе; земельные участки в составе водного фонда; участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников: объектами археологического наследия; участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, оборонной промышленности и т.д.Действующее законодательство определяет круг субъектов, которым могут принадлежать земельные участки определенного целевого назначения (ст. 3 Закона о фермерском хозяйстве), но ЗК РФ не указывает виды земельных участков, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, а также виды земельных участков, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению.

Согласно п.п.8 п.1 ст.1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Земельное законодательство предусматривает следующие категории земель, выделяемых по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда: земли водного фонда; земли запаса (ст.7 ЗК РФ).

В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого установлены Положением, утвержденным вышеуказанным постановлением Правительства РФ №1425 от 07.12.1996 года, т.е. устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Следовательно, разрешенное использование земельного участка определяется с учетом зонирования территорий, проводимого в соответствии с требованиями законодательства. Так как до настоящего времени комплексных и специальных федеральных законов, определяющих порядок проведения зонирования территорий для земель всех категорий не принято, а пунктом 8 указанного Положения (в редакции ст. 8 постановления Правительства РФ от 20.12.2002 года № 909) установлено, что разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями, имеющими лицензии, по заданиям заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения РФ и с органом исполнительной власти субъекта РФ, поскольку земли в пределах территории курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны, то проекты округов должны разрабатываться в указанном порядке.

Доказательства соблюдения такого порядка ответчиком не представлены.

Порядок создания (образования) особо охраняемых природных территорий установлен Федеральным законом от 14.03.95г. «Об особо охраняемых природных территориях». Исходя из требований закона, наряду с процедурой создания особо охраняемых природных территорий должно быть изменено и целевое назначение земель.

Постановлением Правительства РФ № 462 от 6.07.1992 г., в соответствии с данным Указом Президента, утверждено «Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края и его Администрации», которым в. частности регулируются вопросы охраны и рационального использования природных лечебных факторов, экономического и социального развития КМВ, принципы образования и деятельности Администрации КМВ, ее компетенция, а также границы особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод, который располагается на территориях Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской ССР, в том числе в Ставропольском крае - городах Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Кисловодск и Ессентуки.

Данным Положением установлены границы природопользования, перечень работ, проведение которых без согласования в установленном порядке запрещаются (разведочные работы, добыча полезных ископаемых, строительство новых, расширение и реконструкция действующих предприятий и т.д.), режим ведения сельского хозяйства, а также то, что охрана природных лечебных ресурсов и окружающей природной среды курортов осуществляется в соответствии с природоохранным законодательством РФ и другими нормативными актами РФ и администрации КМВ. В п. 6 Положения указано, что в границах округа санитарной охраны курортов вне территорий населенных пунктов устанавливается режим заказника.

Таким образом, указанным Положением не регулируются земельные отношения, вопросы ограничений оборота земельных участков и передачи их в частную собственность.

23.02.1995 года принят Федеральный Закон № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с последующими изменениями от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, от 09.05.2005 года № 45-ФЗ), в котором понятия природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительной местности и курортах определены как особо охраняемые природные объекты и территории. В ст. 2 этого Закона установлено, что законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительной местности и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ. Установлено, что курортом федерального значения является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо-охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти. В ст. 4 данного закона определено, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение устанавливается Правительством РФ.

В ст. 16 данного Закона указано, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в составе которой выделяется до трех зон, причем запрет на проживание и все виды хозяйственной деятельности введены только в первой зоне.

Из изложенного следует, что указанный нормативный документ регулирует вопросы охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов и не затрагивает вопросы землепользования, ограничения оборота земли особо охраняемой территории.

14.03.1995 года Государственной Думой принят Федеральный Закон № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в последующем измененный Федеральными законами от 30.12.2001 года № 196-ФЗ, 22.08.2004 года № 122-ФЗ, 29.12-2004 года № 199-ФЗ), согласно которому было определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства на ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования и, для которых установлен режим особой охраны.

В ст. 2 Закона установлены категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. В целях защиты этих территорий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения и определяться таковыми должны Правительством РФ. В ст. 4 установлено, что сведения о статусе особо охраняемых территориях, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий и т.д. должны включаться в государственный кадастр этих территорий.

В ст. 31 раздела 8 «Лечебно - оздоровительные местности и курорты» определено, что лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Отнесение территория (акваторий) к таковым осуществляется ФЗ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Ст. 32 Закона определено, что в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными целями. В целях сохранения природных факторов на их территориях организуются округа санитарной или горно-санитарной защиты. Порядок такой организации определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1425 во исполнение ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которое определило порядок организации округов и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территорий.

Ст. ст. 3, 4 было определено, что округа санитарной охраны устанавливаются для климатических местностей и курортов федерального значения, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам. А округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если в лечебно оздоровительных местностях и на курортах федерального значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и т.д.). Территория и режим округов санитарной и горно-спасательной охраны должны учитываться при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов планировки и развития территорий.

Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями, имеющими лицензии, по заданиям заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения РФ и с органом исполнительной власти субъекта РФ (п.8).

В п.10 установлено, что на территориях обоих округов установлен режим хозяйственного ведения, запрещающий всякие работы загрязняющие почву, воду, воздух, санитарное и экологическое состояние территорий.

В п.11 предусмотрено, что округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Внешний контур округов является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курорта региона.

Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны утверждаются Правительством РФ (ст. 18).

Изложенное свидетельствует о том, что указанный нормативный акт также не регулирует земельные отношения, а лишь определяет порядок организации и режим хозяйствования, проживания и природопользования в пределах указанных территорий (округов).

Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 года № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» курорт Пятигорск признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорска в Ставропольском крае».

В соответствии со ст.15 раздела указанного постановления Правительства «Положение о курорте федерального значения Пятигорск» земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

В связи с этим, в соответствии с п. 8 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, разработка проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта - город Пятигорск должна производиться лицензированными организациями, по заданию заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения РФ и с органом исполнительной власти субъекта РФ.

Вопросы регулирования земельных отношений, ограничений оборота земельных участков и передачи их в частную собственность данное Положение также не регулирует.

Земли г. Пятигорска, в т.ч. и спорный земельный участок в пределах г.Пятигорска, относятся к землям поселений и на настоящее время целевое назначение земель города не изменено в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.12.04г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию (ст.8, ст.15 ФЗ) в установленном порядке органом государственной власти субъекта РФ также не производился.

В соответствии с п.2 ст.8 ЗК РФ категория земель указывается в документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 6 ФЗ «О государственном земельном кадастре» предусмотрено, что сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. Именно в государственном Едином реестре земель содержатся основные сведения о земельном участке, в т.ч. и о категории земель, разрешенном использовании и зарегистрированных в установленном порядке ограничениях (обременениях).

Ответчик не отрицает того обстоятельства, что спорный земельный участок относится к категории земель поселения (ст. 7 ЗК РФ). Но ответчиком не представлены данные из Единого государственного реестра земель о зарегистрированных в установленном порядке ограничениях (обременениях) в отношении данного участка, равно и как доказательств того, что спорный земельный участок находится на территории такого округа, где ограничено или запрещено проживание, осуществление любой хозяйственной деятельности и запрещена передача земли в собственность граждан. Наоборот, из данных кадастрового плана земельного участка, Закона Ставропольского края «Об установлении границы муниципального образования города-курорта Пятигорска Ставропольского края» следует, что спорный земельный участок относится к землям поселений (назначение- для садоводства), другая категория земли в кадастровом плане спорного земельного участка не указана, в т.ч. земля особо охраняемых территорий.

Согласно кадастровому паспорту занимаемый истцом земельный участок № значится в категории земель- земли населенных пунктов, предназначен для садоводства. В кадастровом паспорте не имеется данных в графе земли особо охраняемых территорий, равно как и в других категориях -земли лесного и водного фонда, земли запаса и др., об ограничении оборота земельного участка.

Суд, кроме того, также учитывает, что согласно ст.15 Закона о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).

Целевое использование конкретного земельного участка с учетом выделенных в установленном порядке зон устанавливается при его предоставлении из публичной собственности соответствующими органами власти садоводческому товариществу. Однако, ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено бесспорных данных соблюдения указанных требований, соблюдения требований закона при зонировании и выделении земель данного товарищества уже с ограниченным порядком их использования с учетом отнесения земель садоводческого товарищества ( в целом или отдельной части в определенных границах) к какой-либо конкретной зоне, ограничивающей права пользования земельным участком, а соответственно и ограничивающей закрепленное конституцией равенство граждан на получение земли в собственность.

Таким образом, в условиях состязательности процесса суду не представлено доказательств тому, что спорный земельный участок относится к землям, изъятым из оборота согласно п.4ст.27 ЗК РФ, или к землям, ограниченным в обороте, которые не предоставляются в частную собственность. Содержание ограничений устанавливается Земельным кодексом (п.5ст.27 ЗК РФ) и иными федеральными законами.

Свой отказ в передаче в собственность занимаемого истцом земельного участка ответчик мотивировал ссылкой на решение Думы г. Пятигорска от 19 октября 2005 года № 160-52 ГД и расположением спорного участка в границах зоны особо охраняемых территорий.

Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В условиях состязательности гражданского процесса, ответчик, на которого возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность данного им отказа, не представил доказательств того, что испрашиваемый истцом земельный участок изъят из оборота, либо имеется в отношении него установленный федеральным законом запрет на приватизацию, либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо расположен в границах зоны особо охраняемых природных территорий.

Пунктом 6 ст.36 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно ст.28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статьями 9 и 36 Конституции РФ предусмотрено, что земля может находиться в частной собственности граждан.

С учетом изложенных требований закона и исходя из смысла ст.2 ЗК РФ, согласно которой нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, актах органов местного самоуправления, изданных на основании и во исполнение земельного законодательства, иных правовых актов РФ, должны соответствовать ЗК РФ, а акты, принимаемые местными органами власти, не должны противоречить федеральному законодательству и ЗК РФ, суд считает необоснованным и не соответствующим федеральному законодательству отказ ответчика в передаче земли в собственность по тому основанию, что спорный участок расположен на территории курортного региона КМВ и ограничен в обороте, что указанный участок согласно принятому решению Думы города Пятигорска от 19.10.05г. №160-52 ГД находится в границах зоны природоохранного значения, поскольку положения этого Решения, на которые ссылается ответчик, приняты с нарушением норм земельного законодательства, Закона «О землеустройстве» ФЗ № 78, Инструкции по межеванию земель от 08.04.1996 года и Закона «О кадастре» Ф3№28.

Абз.2 п.1 ст.2 ЗК РФ, устанавливает правило, согласно которому нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному Кодексу, тем самым установив приоритет ЗК по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов РФ, содержащим нормы земельного права.

Ст.3 ЗК РФ, установлено, что земельные отношения - это отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, т.е. земельные отношения, которые имеют две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране недр, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследии, специальные федеральные закона.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Таким образом, п.2 ст.3 ЗК РФ, определяет соотношение указанных видов законодательства, устанавливает приоритет земельного законодательства в вопросах регулирования земельных отношений в указанных сферах, из чего следует вывод, что спорные правоотношения по использованию земель в пределах особо-охраняемых территорий и объектов регулируются ЗК РФ.

П.3 ст.3 ЗК РФ, устанавливает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным лесным, природоохранным, иным специальным законодательством. Земельное законодательство, исходя из целей своего предмета регулирования, определенных в п. 1 ст. 3 ЗК РФ, может устанавливать лишь ограничения оборота земельных участков, в то время как их оборот осуществляется в соответствии с ГК РФ.

Так п.1 ст. 129 ГК РФ объекты, изъятые из оборота, в том числе земельные участки, должны быть прямо указаны в законе, а земельные участки, ограниченные в обороте (ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. В соответствии с указанной нормой закона земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсов.

П. 2 ст. 27 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами: государственные природные заповедники и национальные парки; здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска пограничной службы РФ, другие войска, воинские формирования и органы; здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды; объекты организаций федеральной службы безопасности и т.д. (ч.4 ст.27 ЗК РФ).

В соответственно со ст.129 ГК РФ к ограниченно оборотным объектам относятся также объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Виды указанных объектов определяются в порядке, установленном законом.

ЗК РФ несколько по иному определяет ограниченно оборотоспособные земельные участки, предусматривая, что содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК и федеральными законами. К земельным участкам, ограниченным в обороте ЗК относит такие земельные участки, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

ЗК содержит исчерпывающий перечень земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте (п.5 ст.27). К ним, в частности, относятся земельные участки в пределах особо охраняемых территорий; в пределах лесного фонда, за исключением случаев, указанных в законе; земельные участки в составе водного фонда; участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурных заповедников: объектами археологического наследия; участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, оборонной промышленности и т.д.

Земельный Кодекс не указывает виды земельных участков, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, а также виды земельных участков, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Однако действующее законодательство определяет круг субъектов, которым могут принадлежать земельные участки определенного целевого назначения (ст. 3 Закона о фермерском хозяйстве).

Земельное законодательство предусматривает следующие категории земель, выделяемых по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда: земли водного фонда; земли запаса (ст. 7 ЗК РФ). Согласно п. 2 указанной статьи правовой режим земель определяется их принадлежностью к той или иной категории и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого установлены Положением, утвержденным вышеуказанным постановлением Правительства РФ № 1425 от 07.12.1996 года.

Пунктом 8 указанного Положения (в редакции ст. 8 постановления Правительства РФ от 20.12.2002 года № 909) установлено, что разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями, имеющими лицензии, по заданиям заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения РФ и с органом исполнительной власти субъекта РФ.

Поскольку земли в пределах территории курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны, проекты округов должны разрабатываться в указанном порядке, доказательства соблюдения которого ответчиком не представлены.

Исходя из изложенного следует вывод, что фактически Решением Думы г.Пятигорска осуществлен перевод испрашиваемой истцом земли из состава земель поселений в земли особо-охраняемых территорий, что не основано на действующем законодательстве.

Так, ст. 8 ЗК РФ предусмотрено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Федерации - органами исполнительной власти субъектов. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии с ч. I ст. 15 Закона РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» № 172-ФЗ от 21.12.2004 года установлено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения или земельных участков в составе таких земель. В иных случаях, помимо предусмотренных ч. 1 ст. 15 указанного закона, такой перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 5 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

В силу ч. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, иных документах в случаях, установленных федеральными законами.

Как видно из материалов дела земли города - курорта Пятигорск не включены в государственный земельный кадастр как земли особо-охраняемых территорий. Доказательств этому ответчиком не представлено, а потому ссылку администрации г. Пятигорска в обоснование отказа передачи спорного земельного участка истцу в собственность за плату на решение Думы города Пятигорска от 19.10.2005 года № 160-52 ГД «Об утверждении границ отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, расположенных в границах муниципального образования город-курорт Пятигорск», опубликованное в газете «Пятигорская правда» 22.10.2005 года, т.е. уже после принятия и опубликования 30.12.2004 года Федерального закона № 172- ФЗ от 21.12.2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», вступившего в силу с 05.01.2005 года и внесения изменений в ст. 8 ЗК РФ, нельзя признать обоснованной. Данным Решением фактически изменено назначение земельных участков, в том числе и спорного земельного участка, осуществлен перевод земель из одной категории в другую в нарушение изложенных выше требований закона.

Суд не может согласиться с доводами ответчика и исходя из положений ст.96 ЗК РФ, предусматривающей, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов откосятся к особо охраняемым природным территориям, которые в соответствии с п. 2 ст. 94 ЗК РФ входят в состав земель особо охраняемых территорий. В п. 3 данной нормы установлено, что изъятие земельных участков из оборота допускается лишь в первой зоне санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях, а именно ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (запрещение размещения объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха и т.д.).

Доказательств тому, что спорный земельный участок расположен в первой зоне санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а значит, изъят из оборота, ответчиком в условиях состязательности процесса не представлено и в материалах дела не имеется, в связи с чем суд считает недоказанным обоснованность отказа истцу в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в пользовании на праве пожизненно наследуемого владения, по тем основаниям, что спорная земля относится к землям особо охраняемых природных территорий.

Кроме того, в соответствии со ст. ст. 2 - 4 ФЗ № 26 от 23.02.1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся к землям особо охраняемых природных территорий, на территориях которых могут создаваться охранные зоны" или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, они подлежат включению в государственный кадастр, который должен включать в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях.

В соответствии с ФЗ № 78-ФЗ от 18.06.2001 года «О землеустройстве» территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков относятся к объектам землеустройства, которое в силу ст. 3 Закона должно проводится в обязательном порядке при изъятии земельных участков, определении границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства. При проведении территориального землеустройства проводится межевание, которое включает в себя определение границ объекта на местности и их согласование, закрепление на местности границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ, изготовление карты (плана) объекта землеустройства (ст.17).

В соответствии с постановлением Правительства РФ К» 514 от 11.07.2002 года «Об утверждении положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 года, а также Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Роскомземкадастром 18.04.2003 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади, в том числе земель особо охраняемых территорий и объектов.

Поскольку указанное территориальное землеустройство в установленном законом порядке не проведено, не определены границы в пределах территории курорта Пятигорск отдельных территориальных зон в пределах черты городских поселений, их площадь, местоположение на местности, Решение Думы г. Пятигорска Ставропольского края об утверждении границ отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, расположенных в границах муниципального образования города-курорта не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора и может рассматриваться как утверждение проекта по установлению границ земель особо охраняемых территорий и объектов с особым правовым режимом их использования в границах данного муниципального образования.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению включают в себя, в том числе земли поселений и земли особо-охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий.

В силу ст. 94, 95, 96 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное ценное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Однако земли города - курорта Пятигорск из оборота не изъяты и особый правовой режим для них в установленном законом порядке не установлен.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, их охраны и использования устанавливается Правительством РФ на основе федеральных законов и поскольку г.Пятигорск является курортом федерального, а не регионального или местного значения, то соответственно и решение вопроса отнесения земель к землям особо охраняемых территорий в пределах г.Пятигорска, их охраны и использования не должны приниматься Думой г. Пятигорска

Ст. 8 ЗК РФ предусматривает порядок отнесения земель к категориям, установленным в ст. 7 ЗК РФ, перевода их из одной категории в другую. При этом в ст. 8 ЗК РФ установлено, что перевод земель поселений в земли иных категорий независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

В п.10 ст.85 ЗК РФ установлено, что в черте городских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное и иное особо ценное значение.

В соответствии со ст. 7 ФЗ № 28-ФЗ от 02.01.2000 года «О государственном земельном кадастре» земельные участки подлежат обязательному кадастровому учету на всей территории РФ, но суду не представлено доказательств выполнения ответчиком данного требования закона.

В условиях состязательности процесса в обоснование своих довод ответчиком не представлено также бесспорных доказательств того, что в соответствии с п. 8 Положения «Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», произведена разработка проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта -город Пятигорск и соответствующие данные внесены в кадастр, прошли регистрацию в установленном законом порядке, определены границы.

Таким образом у суда нет доказательств тому, что спорный земельный участок внесен в государственный земельный кадастр с указанием местоположения, границ, целевого назначения и правового положения земли как земельного участка, относящегося к землям особо охраняемых территорий федерального значения, оборот которого ограничен, в связи с чем, отказ заявителю в приватизации земельного участка находящегося на территории земель поселений, не включенный в п. 5 ст. 27 ЗК РФ, незаконен. Из доводов сторон и представленных суду данных можно сделать вывод лишь о том, что на настоящее время границы города-курорта Пятигорск, определены как земли поселений на основании ст. 83 ЗК РФ и эти данные внесены в государственный кадастр, сам же город Пятигорск не имеет разграничения земельных участков по горно-санитарным зонам, равно как не имеет разграничения земель относящихся к зонам историко-культурного назначения, водоохранным и др.

Истец в соответствии со ст.ст. 9, 12 ГК РФ, согласно которым граждане и юридические лица по своему усмотрению выбирают способы защиты гражданских прав, избрал свой способ защиты путем признания права. Согласно ст.59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. К видам прав, возникающих у заинтересованных лиц в результате предоставления земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, относятся: право собственности (бесплатно либо посредством заключения договора), право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненно наследуемого владения, право аренды.

При изложенных основаниях суд находит исковые требования Вершков В.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку по мнению суда истец доказал те обстоятельства, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, а ответчиком в условиях состязательности процесса, доводы его по существу не опровергнуты.

В силу ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают не только из договоров, но и из сделок, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также из иных действий граждан и юридических лиц. Возникновение права собственности на земельные участки в порядке приватизации путем выкупа связано с заключением гражданско-правового договора, поэтому данное решение является основанием, обязывающим стороны к соблюдению процедуры оформления правоотношений по передаче земли в собственность на основании заключенного договора купли-продажи земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Вершков В.В. к администрации г.Пятигорска о возложении обязанностей по предоставлению земельного участка в собственность за плату, удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию города Пятигорска предоставить Вершков В.В. в собственность за плату земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Пятигорский городской суд.

Судья О.Г. Калинина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200